МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Иронический метод философствования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Иронический метод философствования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филос.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филос.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширить и углубить базовые знания бакалавров-философов по социальной философии, онтологии, теории познания, истории зарубежной философии за счет специального изучения категории иронии и иронического метода философствования;
всесторонне исследовать философские возможности иронического метода;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: онтологии и теории познания (природа философского знания, функции философии, методология философского познания, основные категории философии)
ПК-2 способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- онтологическую специфику иронии;
- структуру иронического метода философствования;
- разные подходы к определению специфики философского знания;
- онтологические аспекты иронического метода познания.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выделять онтологические аспекты иронического метода философствования;
- различать иронический и диалектический методы познания;
- анализировать ироническое противоречие на лексическом, синтаксическом и текстовом уровнях;
- выделять черты сходства и отличия иронического и антиномистического методов познания.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками использования иронического метода для решения онтологических и гносеологических проблем;
- умением применять особенности иронического метода при решении философских проблем;
- пониманием иронии как метода постижения бытия;
- умением различать сократовскую и романтическую трактовку иронии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Гносеологические основы иронии. Категория иронии в философии: генезис и основные методологические функции.
1.1. Проблема методологического статуса иронии. Философские снования иронической интерпретации реальности и человека. Ирония как специфическое отношение человека к миру. Ирония как социальный феномен. Виды иронической деятельности. Типы иронических интерпретаций реальности. Лекции 8 4 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Философские основания иронической интерпретации мира и человека Вопросы: Ирония как социально-философский феномен. Специфика философского содержания иронического высказывания. Социально-философские основы деятельности ироника. Виды иронической деятельности. Типы иронических интерпретаций реальности. Практические 8 4 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Проблема методологического статуса иронии. Философские снования иронической интерпретации реальности и человека. Ирония как специфическое отношение человека к миру. Ирония как социальный феномен. Виды иронической деятельности. Типы иронических интерпретаций реальности. Сам. работа 8 8 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Основные философские смыслы понятия иронии в эпохи античности, средневековья, Возрождения, Просвещения. «Предфилософский» уровень развития категории иронии. Ирония Сократа. Основные составляющие сократовской иронии. Ирония Софокла. Фигура ироника у Аристотеля, Квинтилиана, Теофраста, Фотия. Особенности средневековой трактовки иронии. Ирония и народные смеховые формы в интерпретации М.М. Бахтина. Ирония и эпоха Возрождения. Дж. Вико об иронии Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Основные философские смыслы понятия иронии в эпохи античности, средневековья, Возрождения Философские смыслы иронии в эпоху античности. Ирония Сократа и ирония Софокла. Фигура ироника у Аристотеля, Квинтилиана, Теофраста, Фотия. Особенности средневековой трактовки иронии. Ирония и народные смеховые формы в интерпретации М.М. Бахтина. Развитие понятий иронии и остроумия в эпоху Возрождения. Дж. Вико об иронии. Практические 8 6 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Основные философские смыслы понятия иронии в эпохи античности, средневековья, Возрождения, Просвещения. «Предфилософский» уровень развития категории иронии. Ирония Сократа. Основные составляющие сократовской иронии. Ирония Софокла. Фигура ироника у Аристотеля, Квинтилиана, Теофраста, Фотия. Особенности средневековой трактовки иронии. Ирония и народные смеховые формы в интерпретации М.М. Бахтина. Ирония и эпоха Возрождения. Дж. Вико об иронии Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Осознание категориального статуса иронии в философии немецкого романтизма. Основополагающие черты романтической иронии. Ирония как философско-эстетическая категория в работах Фр. Шлегеля. «Метафизическое» поле иронии. Главные содержательные элементы романтической иронии. Ирония как способ «живого» мышления, синтез чувства и настроения. Ироническая концепция К. Зольгера. Ирония романтиков и диалектический метод Гегеля. Трактовка романтической иронии современными зарубежными и отечественными исследователями. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Категория иронии в философии немецкого романтизма. Ирония как философско-эстетическая категория в работах Фр. Шлегеля. «Метафизическое» поле иронии. Главные содержательные элементы романтической иронии. Ирония как способ «живого» мышления, синтез чувства и настроения. Методологические функции романтической иронии. Ироническая концепция К. Зольгера. Ирония романтиков и диалектический метод Гегеля. Трактовка романтической иронии современными зарубежными и отечественными исследователями. Практические 8 6 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Осознание категориального статуса иронии в философии немецкого романтизма. Основополагающие черты романтической иронии. Ирония как философско-эстетическая категория в работах Фр. Шлегеля. «Метафизическое» поле иронии. Главные содержательные элементы романтической иронии. Ирония как способ «живого» мышления, синтез чувства и настроения. Ироническая концепция К. Зольгера. Ирония романтиков и диалектический метод Гегеля. Трактовка романтической иронии современными зарубежными и отечественными исследователями. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Развитие категории иронии в философии С.Кьеркегора. Ирония как «тип экзистенции». Трагизм и разрушительная сила иронии Сократа. Критика романтического понимания иронии. Ироническое противоречие и стадии развития личности (эстетическая, этическая, религиозная). Ирония как движущая сила перехода между этапами жизненного пути индивида. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Развитие категории иронии в философии С. Кьеркегора Кьеркегоровская трактовка сократовской иронии. Ирония как «тип экзистенции». Трагедийность иронического мировосприятия. Критика романтического понимания иронии. Ироническое противоречие и стадии развития личности (эстетическая, этическая, религиозная). Ирония как движущая сила перехода между этапами жизненного пути индивида. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Развитие категории иронии в философии С.Кьеркегора. Ирония как «тип экзистенции». Трагизм и разрушительная сила иронии Сократа. Критика романтического понимания иронии. Ироническое противоречие и стадии развития личности (эстетическая, этическая, религиозная). Ирония как движущая сила перехода между этапами жизненного пути индивида. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Развитие категории иронии в философии С.Кьеркегора. Ирония как «тип экзистенции». Трагизм и разрушительная сила иронии Сократа. Критика романтического понимания иронии. Ироническое противоречие и стадии развития личности (эстетическая, этическая, религиозная). Ирония как движущая сила перехода между этапами жизненного пути индивида. Практические 8 4 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Проблема иронии в «философии жизни» и экзистенциализме. Ироническое противоречие между «миром воли» и «миром представления» у А.Шопенгауэра. Действие принципа иронии в философии Ф.Ницше. Трактовка смеха и остроумия у А. Бергсона и З.Фрейда. Иронические парадоксы веры, свободы, любви в экзистенциальных концепциях. Практические 8 4 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Проблема иронии в «философии жизни» и экзистенциализме. Особенности развития категориальных характеристик иронии в «философии жизни» и экзистенциальной философии. Ироническое противоречие между «миром воли» и «миром представления» у А.Шопенгауэра, «миром становления» и «миром ставшего» в философии Фр. Ницше. Трактовка смеха и остроумия у А. Бергсона и З.Фрейда. Иронические парадоксы веры, свободы, любви в экзистенциальных концепциях. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Состояние разработки категории иронии на современном этапе. Ирония как прием риторики и стилистики (В. Бус, С.Брукс, Б. Стейтс, Л. Сетерфилд, С.И. Походня и др.); ирония как отрицательная диалектика; ирония как особая ясность ума и способ постижения истины (Вл. Янкелевич); ирония как противоречие между видимостью и реальностью (Н.Кнокс, Д.Мюки); ирония как перцептивный ответ миру (А. Уайлд) и рассказовая структура личности (Н. Фрай, К. Мэррей); ирония как имманентная форма поведения личности, связанная с ее самосохранением (Ф. Стрингфеллоу) и т.д Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Современные философские интерпретации иронии Ирония как отрицательная диалектика. Ирония как способ постижения истины. Ирония как противоречие между видимостью и реальностью Практические 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Состояние разработки категории иронии на современном этапе. Ирония как прием риторики и стилистики (В. Бус, С.Брукс, Б. Стейтс, Л. Сетерфилд, С.И. Походня и др.); ирония как отрицательная диалектика; ирония как особая ясность ума и способ постижения истины (Вл. Янкелевич); ирония как противоречие между видимостью и реальностью (Н.Кнокс, Д.Мюки); ирония как перцептивный ответ миру (А. Уайлд) и рассказовая структура личности (Н. Фрай, К. Мэррей); ирония как имманентная форма поведения личности, связанная с ее самосохранением (Ф. Стрингфеллоу) и т.д Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Ирония как философский метод.
2.1. Проблема определения философии. Философия и метафизика. Разные подходы к определению специфики философского знания. Философия как метафизическая область знания. Особенности метафизического вопрошания (У.Джеймс). Основные метафизические и антиметафизические тенденции в философской мысли XX века. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Специфика философского знания. Философия и метафизика Проблема определения философии. Философия и метафизика. Основные метафизические и антиметафизические тенденции в философской мысли XX века. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Проблема определения философии. Философия и метафизика. Разные подходы к определению специфики философского знания. Философия как метафизическая область знания. Особенности метафизического вопрошания (У.Джеймс). Основные метафизические и антиметафизические тенденции в философской мысли XX века. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Особенности понимания метафизики и философствования в экзистенциальной философии. Развитие метафизических традиций в экзистенциализме. «Основные понятия метафизики» М. Хайдеггера: новая трактовка метафизики и нетрадиционное понимание философствования. Различие между сущим и бытием, предметным и непредметным. Поиск адекватных форм выражения бытия. Интерпретация философствования К.Ясперсом. Попытка постижения непостижимого С.Л. Франком: проблема успешной методологии («Непостижимое»). Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Особенности понимания метафизики и философствования в экзистенциальной философии Развитие метафизических традиций в экзистенциализме. «Основные понятия метафизики» М. Хайдеггера. Понимание философствования в философии К.Ясперса. Проблема постижения непостижимого в философии С.Л. Франка. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Особенности понимания метафизики и философствования в экзистенциальной философии. Развитие метафизических традиций в экзистенциализме. «Основные понятия метафизики» М. Хайдеггера: новая трактовка метафизики и нетрадиционное понимание философствования. Различие между сущим и бытием, предметным и непредметным. Поиск адекватных форм выражения бытия. Интерпретация философствования К.Ясперсом. Попытка постижения непостижимого С.Л. Франком: проблема успешной методологии («Непостижимое»). Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Иронический метод философствования как метод постижения бытия. Специфика иронии как метода философствования. Анализ иронического противоречия на лексическом, синтаксическом и текстовом уровнях. Возможность рассмотрения иронии как метода постижения социального бытия. Сравнение иронического метода философствования и антиномистического метода познания непостижимого С.Л. Франка. Эмоционально-волевые компоненты иронического метода, способствующие постижению социального бытия. Эффективность иронии как метода постижения социального бытия. Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Ирония как метод постижения бытия Характеристика иронии как метода философствования. Иронический метод философствования и антиномистический метод познания непостижимого С.Л. Франка: сравнительный анализ. Ирония как метод постижения социального бытия. Практические 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Иронический метод философствования как метод постижения бытия. Специфика иронии как метода философствования. Анализ иронического противоречия на лексическом, синтаксическом и текстовом уровнях. Возможность рассмотрения иронии как метода постижения социального бытия. Сравнение иронического метода философствования и антиномистического метода познания непостижимого С.Л. Франка. Эмоционально-волевые компоненты иронического метода, способствующие постижению социального бытия. Эффективность иронии как метода постижения социального бытия. Сам. работа 8 6 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Иронический метод и постмодернизм как один из вариантов «антиметафизического» философствования. Рассмотрение возможности успешного применения иронического метода в философских течениях, имеющих ярко выраженную «антиметафизическую» направленность. Ирония и постмодернизм. Характерные черты постмодернизма. Ж. Делез, Ф. Гваттари: «Что такое философия?». Философия как область возможного. Ирония как способ конструирования возможных миров и вид соблазна (Ж. Бодрийар) Лекции 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Ирония и постмодернизм Характерные черты постмодернизма. Ирония как способ конструирования возможных миров. Соблазн и ирония (Ж. Бодрийяр). Практические 8 2 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Иронический метод и постмодернизм как один из вариантов «антиметафизического» философствования. Рассмотрение возможности успешного применения иронического метода в философских течениях, имеющих ярко выраженную «антиметафизическую» направленность. Ирония и постмодернизм. Характерные черты постмодернизма. Ж. Делез, Ф. Гваттари: «Что такое философия?». Философия как область возможного. Ирония как способ конструирования возможных миров и вид соблазна (Ж. Бодрийар) Сам. работа 8 5 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Экзамен Экзамен 8 27 ОПК-2, ПК-2 Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Светлов В.А. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Колесников А.С. - под ред. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л2.2 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ» platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э3 Библиотека по философии lib.ru
Э4 Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э7 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э8 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э9 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э10 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э11 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э12 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э13 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э14 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э15 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э16 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э17 Иронический метод философствования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.