МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методика научного познания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методология и методика научного познания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- дать студентам базовые знания об основных тенденциях в исследовании проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- ознакомить студентов с основными вариантами методики написания научного исследования;
- выработать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, написания и корректного оформления научного исследования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: философии и методологии науки (наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт, природа научного знания, структура науки, методы и формы научного познания, современные концепции философии науки)
ПК-2 способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы и формы научного познания, соотношение научного и вненаучного знания;
- источники и основные концепции философии и методологии науки, рассматриваемые в содержании курса;
- специфику рассмотрения
природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- методы герменевтического и позитивистского подходов;
- преимущества и недостатки методов герменевтического и позитивистского подходов;
- методы научного и философского исследования;
- специфику научного и философского диалога;
- специфику философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- особенности научного и философского исследования современных социальных процессов и явлений;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- структуру и специфику основных разделов диссертационного исследования;
- правила и требования к оформлению научного исследования.

3.2.Уметь:
3.2.1.- определить основные подходы к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов;
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выявить и продемонстрировать специфику рассмотрения
природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами.
- использовать методы герменевтического и позитивистского подходов для анализа современных социальных явлений и процессов;
- использовать преимущества и учитывать недостатки методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе конкретного научного и философского исследования современных социальных явлений и процессов;
- определить и указать специфику научного и философского диалога;
- указать специфику философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- выявлять особенности научного и философского исследования современных социальных процессов и явлений;
- использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- применять в научной деятельности правила и требования к оформлению научного исследования.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- критериями научности в социально-философском познании;
- основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- навыками определения и учета специфики рассмотрения
природы научного знания, структуры науки, методов и форм научного познания позитивистским и герменевтическим подходами;
- навыками применения методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе исследования современных социальных явлений и процессов;
- навыками оценки преимуществ и недостатков применения методов герменевтического и позитивистского подходов в процессе конкретного научного и философского исследования современных социальных явлений и процессов;
- навыками позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками герменевтического анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками применения различных методов научного и философского исследования в профессиональной деятельности;
- навыками ведения научного и философского диалога;
- навыками философской аргументации при рассмотрении современных социально-философских проблем;
- навыками самостоятельного критического мышления при анализе социальных и исторических явлений;
- навыками сравнительного анализа при рассмотрении современных социальных процессов и явлений;
- навыками ведения экспертной работы по социально-философской проблематике;
- навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- основными методами научного познания и видеть специфику социально-гуманитарного познания;
- владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика научного познания
1.1. Понятие выпускной квалификационной работы. Признаки научно-квалификационной работы. Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Понятие выпускной квалификационной работы. Признаки научно-квалификационной работы. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Составные части выпускной квалификационной работы. Структурно-логическая выпускной квалификационной работы. Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Составные части выпускной квалификационной работы. Структурно-логическая выпускной квалификационной работы. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.5. Определения объекта и предмета исследования. Взаимосвязь предмета и объекта. Способы выделения (конструирования, построения) предмета выпускной квалификационной работы. Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.6. Определения объекта и предмета исследования. Взаимосвязь предмета и объекта. Способы выделения (конструирования, построения) предмета выпускной квалификационной работы. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.7. Тема выпускной квалификационной работы, его проблема и цель. Аргументация актуальности темы. Состояние и степень разработанности темы: критерии оценки. Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.8. Тема выпускной квалификационной работы, его проблема и цель. Аргументация актуальности темы. Состояние и степень разработанности темы: критерии оценки. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.9. Проблема и задачи научного исследования. Требования к выдвижению проблем и формулировке задач. Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.10. Проблема и задачи научного исследования. Требования к выдвижению проблем и формулировке задач. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.11. Понятие методологии. Понятия методологического принципа и методологического подхода. Требования к методологическим основам научного исследования. Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.12. Понятие методологии. Понятия методологического принципа и методологического подхода. Требования к методологическим основам научного исследования. Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.13. Принцип соответствия. Теоретические основы научного исследования. Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.14. Информационная база (источники информации, база данных, опытно-экспериментальная основа) научного исследования. Методы сбора и обработки информации. Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.15. Методы научного познания как методы выпускной квалификационной работы. Типологии и классификации научных методов. Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.16. Требования к результатам выпускной квалификационной работы. Понятие и критерии новизны результатов научного исследования. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.17. Способы аргументации положений, вынесенных на защиту. Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.18. Способы аргументации положений, вынесенных на защиту. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Методология научного познания
2.1. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Лекции 2 2 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.3. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.5. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.6. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус) и герменевтика (В. Дильтей). Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.7. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.8. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.9. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Практические 2 2 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.10. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л1.2 С. А. Лебедев Методология научного познания : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AF6C5207-BBAE-482B-B11B-F4325332A5EF
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под науч. ред. Купцова В.И. Философия и методология науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C.
Л2.2 Яскевич Я.С. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Яскевич Я.С. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Ушаков Е.В. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Лебедев С.А. Методология научного познания: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.:Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/434162
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э10 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э13 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э14 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э15 Методология и методика научного познания portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.