Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Отечественная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ОФ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 114 | 114 | 114 | 114 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор
1.1. | Цель курса - дать представление о системе лингвистических словарей, о словарях различных типов, об основных вопросах лексикографической теории и практики. Задачи курса – познакомить студента с разными типами лингвистических словарей и процессом их создания; – расширить представления о системном характере языка, отдельных аспектах языковой системы, нашедших лексикография, отражение в материалах словарей; – обучить студента практическим навыкам работы со словарями. – охарактеризовать традиционные и новые отрасли лексикографии: толковая лексикография, идеография, учебная лексикография, научно-техническая лексикография, двуязычная |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.13.ДВ.02 |
ПК-1 | способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности |
ПК-2 | способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие положения теории и практики лексикографии, иметь представление о типологии словарей, о структуре словарной статьи, об основных этапах развития русской лексикографии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять поиск информации в основных словарях (филологических, энциклопедических, справочниках) русского языка; интерпретировать полученные лексикографические сведения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применять полученные лексикографические данные в научной и практической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Лексикография как наука | ||||||
1.1. | Общественная значимость лексикографии. Многоаспектность проблематики современной теоретической лексикографии. Практическая лексикография. Основные принципы лексикографирования. Категориальный аппарат (система базовых понятий) лексикографии. Планирование и организация словарной работы. | Практические | 5 | 8 | ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
1.2. | Подготовка к практическим занятиям Выполнение индивид. дом. зад. | Сам. работа | 5 | 40 | ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Типология словарей | ||||||
2.1. | Проблема типологии словарей как одна из важнейших в теории лексикографии. Классификация словарей Л.В. Щербы. Современные типологии словарей как объединение многочисленных многоуровневых частично пересекающихся классификаций. Лингвистические, лингвоэнциклопедические (комплексные) и энциклопедические словари. | Практические | 5 | 8 | ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3 |
2.2. | Реферат Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 5 | 40 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 3. Истоки русской лексикографии | ||||||
3.1. | Текстовая лексикография XI-XV вв. Глоссы и глоссарии. Деятели XVI-XVII вв., оказавшие существенное влияние на формирование азбуковников (алфавитов) и развитие словарного дела в России. Толковый академический словарь как центральный тип лексикографических изданий. История толковых словарей в России (XVIII-XXI вв.). | Практические | 5 | 8 | ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 4. Современная системная лексикография | ||||||
4.1. | Направленность современной системной лексикографии на выявление глубинных, сущностных отношений между языком и мышлением и описание этих отношений через комплекс концептов. Основные принципы и понятия системной лексикографии. | Практические | 5 | 6 | ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
4.2. | Выполнение индивид. дом. зад. Подготовка к контрольной работе | Сам. работа | 5 | 34 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Основные типы словарей. Энциклопедические и языковые словари. Классификация языковых словарей: одноязычные и переводные, академические и учебные, аспектные и комплексные. 2. История русской лексикографии. Ранние словари у восточных славян. Словари XVIII-XIX веков. 3. Основные понятия и термины лексикографии. Словарная статья, заглавное слово, словник, толкование, иллюстрации (речения цитаты), помета, отсылка. 4. Современные академические словари русского языка. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 тт., «Словарь русского языка» в 4 тт. под ред. А. П. Евгеньевой, «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова. Задачи и особенности академических словарей. 5. Научно-популярные толковые словари русского языка. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и др. Задачи и особенности научно-популярных словарей. 6. Словари синонимов и антонимов. Синонимия и антонимия как системные явления в лексике, их отражение в словарях. 7. Словари омонимов и паронимов. Явление омонимии в языке. Особенности словарей омонимов. Ошибки в употреблении паронимов, роль словарей паронимов в их предупреждении. 8. Этимологические словари. Этимология как раздел науки о языке. Цели и задачи этимологических словарей, особенности словарной статьи. 9. Словари устаревших слов и словари неологизмов. Изменения словарного состава языка. Устаревание слов, появление новых слов и новых значений. Роль словарей устаревших слов и словарей неологизмов в фиксации этих процессов. 10. Словари иностранных слов. Заимствованная лексика в русском языке и ее отражение в словарях иностранных слов. 11. Фразеологические словари. Фразеологизмы и их фиксация в толковых словарях, в специальных фразеологических словарях. Словари фразеологических синонимов. Словари пословиц, поговорок, афоризмов. 12. Словари собственных имен (антропологические и топонимические), их задачи и особенности. Словари названий жителей. 13. Грамматические словари. Словари, отражающие систему словоизменения. Словари, объектом которых являются грамматические трудности. Словари, посвященные частным вопросам грамматики. Словари сочетаемости. 14. Словообразовательные и морфемные словари, их задачи и особенности. 15. Словари «трудностей» и «правильностей», их роль в повышении культуры речи. 16. Орфографические и орфоэпические словари. Орфография как общепринятая система правил правописания. Фиксация в орфографических словарях орфографических норм. Орфоэпия как совокупность норм устной речи. Фиксация в орфоэпических словарях норм произношения, ударения, образования грамматических форм. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. прикрепленный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бобунова М.А. | Русская лексикография XXI века: учебное пособие | Москва "Флинта", 2013 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шимчук Э.Г. | Русская лексикография: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2009 | |
Л2.2 | Козырев В.А., Черняк В.Д. | Русская лексикография: пособие для вузов: пособие | Москва, 2004 | |
Л2.3 | под ред. Шелеповой Л.И. | Историко-этимологический словарь русских говоров Алтая Вып. 1-7: словарь | Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2007 - 2013 | |
Л2.4 | Морковкин В.В. | Идеографические словари: | Москва, 1970 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Толковые словари современного русского языка | www.slovari.ru | ||
Э2 | БД ЭЛЕКТРОННЫЙ СВОДНЫЙ СЛОВНИК ДРЕВНЕРУССКИХ ПАМЯТНИКОВ | eslovnik.ru | ||
Э3 | Национальный корпус русского языка | ruscorpora.ru | ||
Э4 | Справочно-информационный портал «Грамота.ru» | gramota.ru | ||
Э5 | Толковый словарь иностранных слов | foreign.slovaronline.com | ||
Э6 | Словарь молодёжного сленга | teenslang.su | ||
Э7 | Большой словарь русского жаргона | ojargone.ru | ||
Э8 | ЭУМК "Лексикографический практикум" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
ДЛЯ получения зачета по предмету студент должен выполнить все практические задания в течение семестра и сдать зачет. Задания размещены в системе "Мудл" Для сдачи зачета тнеобходимо следующее. В экзаменационный билет включен один теоретический вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 35 минут. Ответ студента должен соответствовать следующим требованиям. Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий. |