МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-библиографический поиск

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 48 44 48 44
Итого 72 68 72 68

Программу составил(и):
к.ф.н. , доцент , Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., , профессор , Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационно-библиографический поиск

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Формирование у студентов знаний о возможностях информационных ресурсов библиотеки АлтГУ и образовательных ресурсов сети Интернет;
• формирование у студентов умений, навыков использования библиотечно-библиографических ресурсов в учебной, научной деятельности;
• формирование информационной культуры посредством информационно-образовательной среды вуза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-13 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-3 способностью реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке), владением навыками научного редактирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия и компоненты информационной культуры;
источники научной информации;алфавитный и систематический каталоги НБ АлтГУ и электронных библиотек, электронный каталог, базы данных;
правила оформления списка литературы.
3.2.Уметь:
3.2.1.понятия и компоненты информационной культуры; источники научной информации;
алфавитный и систематический каталоги НБ АлтГУ и электронных библиотек, электронный каталог, базы данных;
правила оформления списка литературы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования библиотечно-библиографических ресурсов в учебной, научной деятельности;
составления списка литературы курсовой и дипломной работ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятия и компоненты информационной культуры.
1.1. Понятия и компоненты информационной культуры. Лекции 2 2 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
1.2. Источники научной информации. Информационные ресурсы России. Практические 2 4 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
1.3. НБ АлтГУ как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельнсти студента. Практические 2 6 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
1.4. Источники научной информации. Информационные ресурсы России. Сам. работа 2 2 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
1.5. Региональные библиотеки Сам. работа 2 4 Л1.1
1.6. Аналитико-синтетическая обработка документов. Сам. работа 2 4 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
1.7. Библиографическая запись документа. Сам. работа 2 2 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
1.8. Реферат. Аннотация. Сам. работа 2 4 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
Раздел 2. Алфавитный и систематический каталоги. Электронный каталог и библиографические базы данных.
2.1. Алфавитный и систематический каталоги. Электронный каталог и библиографические базы данных. Лекции 2 4 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
2.2. Алгоритм поиска в электронном каталоге научных библиотек и образовательных ресурсах сети Интернет. Практические 2 8 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
2.3. Поисковые системы сети интернет Сам. работа 2 4 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
2.4. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий. Сам. работа 2 4 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
2.5. Составление списка литературы курсовых и дипломных работ. Сам. работа 2 4 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
2.6. Оформление библиографических ссылок. Сам. работа 2 4 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
Раздел 3. Самостоятельное изучение разделов, проработка учебников и учебных пособий.
3.1. Самостоятельное изучение разделов, проработка учебников и учебных пособий. Сам. работа 2 4 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
3.2. Самостоятельное составление списка литературы Сам. работа 2 4 ОПК-13, ПК-3 Л1.1
3.3. Подготовка к зачету Сам. работа 2 4 ОПК-13, ПК-3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие информации.
2. Информационная культура (библиографические навыки)
3. Документ: понятие; классификация
4. Официальные документы
5. Справочные документы
6. Справочный аппарат книги и периодического издания
7. СБА. Понятие, состав
8. Библиотечный каталог. Виды каталогов
9. Алфавитный каталог (АК). Организация, поиск
10. По каким типам запросов ведется поиск по АК.
11. Систематический каталог (СК). Организация, поиск
12. АПУ. Понятие, состав
13. Предметные рубрики (простая, сложная, ссылочная)
14. Электронный каталог. Организация, поиск
15. СКС. Организация, поиск
16. МБА
17. Виды правовой информации
18. Признаки правового акта
19. Виды правовых актов
20. Справочные правовые системы
21. Список литературы (расположение литературы в списке)
22. Библиографическое описание (аналитическое описание, описание официальных документов и т.д.)
23. Оформление библиографических ссылок в работе
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт научной библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э2 Поисковые системы: Яндекс, Rambler, Google
Э3 Научные электронные библиотеки: eLIBRARY
Э4 Каталог библиотечных ресурсов России www.library.ru
Э5 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э6 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе освоения дисциплины студент должен освоить основные категории информационной культуры, приемы работы с библиографическими ресурсами и аппаратами. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию способностей студента искать и систематизировать информацию. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к формированию когнитивных навыков и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной и аудиторной работе по данной дисциплине формируются и развиваются исследовательские качества обучающегося, его информационная и библиографическая культура.
Для успешного освоения дисциплины студент должен:
1. выявить типы информационных ресурсов для научных исследований, сформировав у себя представление о структуре и логике систематизации литературы;
2. приобрести умение поиска информации в библиотечных системах и сети интернет;
3. подготовить и оформить список литературы по указанной теме.
В связи со спецификой дисциплины особое значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося о возможных источниках политической информации;
2. формирования у него умений и навыков работы с каталогами и ресурсами библиотек, иными источниками данных;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. формирования навыков правильного оформления библиографического аппарата научной работы.
Самостоятельная работа студента (СРС) делится на аудиторную – во время которой студент принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной СРС является освоение материалов, а также работа над собственной научной работой. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при написании курсовых работ и ВКР и при подготовке к зачету.