МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научные основы школьных курсов обществознания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Научные основы школьных курсов обществознания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167) Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 мая 2010 г. N 534

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечить понимание взаимосвязи содержания теоретических проблем науки и школьной программы обучения, повысить гуманитарную, методическую и методологическую подготовку студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности
ПК-4 способностью пользоваться в процессе педагогической деятельности базовыми философскими знаниями
ПК-5 владением методиками организации и ведения учебного процесса и способностью применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы анализа и исследования специфики обществоведческих текстов;
- взаимосвязь антропологических, онтологических, гносеологических, этических понятий важнейших направлений научного знания;
- специфику понимания мира и человека в современной научной картине мира;
- важнейшие научные теории, положенные в основу школьного курса обществознания;
- основные методы преподавания обществознания (урок-лекция, урок-семинар и т.д.);

3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать первоисточники в образовательном процессе;
- пользоваться основными научными понятиями и категориями;
- выстраивать аргументированную позицию при решении профессиональных проблем;
- разрешать проблемные ситуации на занятии при изучении нового учебного материала;
- применять различные методики преподавания обществознания в педагогической деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- различными методами герменевтического анализа обществоведческих текстов;
- различными интерпретационными подходами к анализу содержания научных концепций;
- навыками изложения, анализа и сравнения научных идей;
- навыками интерпретации обществоведческих текстов;
- навыками абстрагирования, моделирования, формализации научной информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анализ школьного курса обществознания с точки зрения современной науки.
1.1. Проблема социокультурной реформации в России на рубеже XX-XXI вв. и тенденции современного школьного образования.Ценности современного образования, новые технологии, традиции. Гуманизация образования и роль школьного курса обществознания в этом процессе. Лекции 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
1.2. Проблема социокультурной реформации в России на рубеже XX-XXI вв. и тенденции современного школьного образования.Ценности современного образования, новые технологии, традиции. Гуманизация образования и роль школьного курса обществознания в этом процессе. Практические 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
1.3. Проблема социокультурной реформации в России на рубеже XX-XXI вв. и тенденции современного школьного образования.Ценности современного образования, новые технологии, традиции. Гуманизация образования и роль школьного курса обществознания в этом процессе. Сам. работа 7 4 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
1.4. Принцип научности и научного плюрализма в содержании преподавания обществознания. Деятельностный подход в содержании курса обществознания.Системный подход и синергетическая парадигма как новые форматы анализа общественных явлений.Цивилизационный, формационный и культурологический подходы в анализе социокультурной динамики в школьном курсе обществознания. Сам. работа 7 6 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Логическая структура курса обществознания в школе
2.1. Реализация системного подхода в содержании школьного курса обществознания. Науки, представленные в содержании школьного курса. Содержательные линии школьного курса Содержание модульных курсов обществознания. Элективные курсы. Лекции 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
2.2. Реализация системного подхода в содержании школьного курса обществознания. Науки, представленные в содержании школьного курса. Содержательные линии школьного курса Содержание модульных курсов обществознания. Элективные курсы. Практические 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
2.3. Реализация системного подхода в содержании школьного курса обществознания. Науки, представленные в содержании школьного курса. Содержательные линии школьного курса Содержание модульных курсов обществознания. Элективные курсы. Сам. работа 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Общефилософские компоненты в содержании обществознания.
3.1. Основы философских знаний. Генезис философского знания. Объективные и субъективные предпосылки философствования. Место философии в системе знания. Исторические типы и направления философского знания. Основные философские категории. Проблема бытия в философии. Пространство и время. Единство мира. Познание как процесс, его возможности и средства. Проблема субъекта познания. Научное познание. Категория истины в философии. Практические 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
3.2. Генезис философского знания. Объективные и субъективные предпосылки философствования. Место философии в системе знания. Исторические типы и направления философского знания. Основные философские категории. Проблема бытия в философии. Пространство и время. Единство мира. Познание как процесс, его возможности и средства. Проблема субъекта познания. Научное познание. Категория истины в философии. Сам. работа 7 4 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Социальная онтология (социально-философские проблемы в курсе обществознания)
4.1. Взаимодействие общества и природы. Основные концепции возникновения общества и культуры. Человек как природный и надприродный фактор. Подсистемы общества. Структура общества. Социальные изменения. Солидарность и конфликт в социальных связях.Быт и потребности − мир повседневной жизни. Лекции 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
4.2. Социально-философские проблемы в курсе обществознания. Взаимодействие общества и природы. Основные концепции возникновения общества и культуры. Человек как природный и надприродный фактор. Подсистемы общества. Структура общества. Социальные изменения. Солидарность и конфликт в социальных связях.Быт и потребности − мир повседневной жизни. Практические 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
4.3. Взаимодействие общества и природы. Основные концепции возникновения общества и культуры. Человек как природный и надприродный фактор. Подсистемы общества. Структура общества. Социальные изменения. Солидарность и конфликт в социальных связях.Быт и потребности − мир повседневной жизни. Сам. работа 7 4 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Социальная гносеология (теоретико-познавательные проблемы общественной жизни)
5.1. Социальное познание и его специфика. Социальное предвидение. Социальная деятельность, социальные отношения, социальное общение. Лекции 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
5.2. Социальное познание и его специфика. Социальная деятельность, социальные отношения социальное общение. Социальный факт. Социальное предвидение Практические 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
5.3. Социальное познание и его специфика. Социальное предвидение. Социальная деятельность, социальные отношения, социальное общение. Сам. работа 7 4 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 6. Философская антропология.
6.1. Человек как проблема социальной философии. Определение человека как философская проблема. Природа и сущность человека - экзистенциальный анализ. Проблема сознания в философии. Трансцендентальность человеческого существования. Человек как личность. Личность и свобода. Смысложизненная и аксиологическая проблематика в курсе обществознания. Лекции 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
6.2. Человек как проблема социальной философии. Определение человека как философская проблема. Природа и сущность человека - экзистенциальный анализ. Проблема сознания в философии. Трансцендентальность человеческого существования. Человек как личность. Личность и свобода. Смысложизненная и аксиологическая проблематика в курсе обществознания. Практические 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
6.3. Человек как проблема социальной философии. Определение человека как философская проблема. Природа и сущность человека - экзистенциальный анализ. Проблема сознания в философии. Трансцендентальность человеческого существования. Человек как личность. Личность и свобода. Смысложизненная и аксиологическая проблематика в курсе обществознания. Сам. работа 7 4 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 7. Философско-исторические проблемы общественной динамики.
7.1. Общественная история и философия истории. Проблемы философии истории. Модели исторической динамики – линейные и циклические.Проблемы периодизации исторического процесса. Основания периодизации.Традиции в общественном развитии. Современный этап общественного развития: проблемы и перспективы. Сам. работа 7 4 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
7.2. Направленность истории и идея общественного прогресса. Критерии прогресса. Эволюционное и революционное в общественном развитии Сам. работа 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 8. Политические и правовые учения и теории в курсе обществознания
8.1. Парадигмы политической мысли.Функции политики. Политика как сфера властных отношений. Понятие и сущность власти. Субъект и объект власти. Ресурсы, основания и виды власти. Легитимность власти. Политическая элита. Политическое лидерство.Политическая система. Практические 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
8.2. Парадигмы политической мысли.Функции политики. Политика как сфера властных отношений. Понятие и сущность власти. Субъект и объект власти. Ресурсы, основания и виды власти. Легитимность власти. Политическая элита. Политическое лидерство.Политическая система. Сам. работа 7 4 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
8.3. Политические режимы. Политические институты. Гражданское общество. Политическая культура. Политическое сознание.Политический процесс.Проблемы мировой политики. Сам. работа 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
Раздел 9. Экономическая сфера жизни общества.
9.1. Экономика как сфера деятельности и как наука. Предмет экономической теории. Общие проблемы экономического развития. Проблема экономического выбора и ее отражение на модели производственных отношений. Значение собственности и социально-экономических отношений в процессе личностного становления. Практические 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
9.2. Экономика как сфера деятельности и как наука. Предмет экономической теории.Общие проблемы экономического развития: противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов, проблема экономического выбора и ее отражение на модели производственных отношений, значение собственности и социально-экономических отношений в процессе личностного становления. Сам. работа 7 4 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4
9.3. Происхождение и эволюция основных экономических теорий. Экономическая теория как культурный феномен.Место экономики в структуре гражданского и правового общества и в развитии общественного прогресса. Сам. работа 7 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л1.2 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Агафонова Н.В. - отв. ред. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://urait.ru/bcode/437702
Л2.2 Под ред. Агафоновой Н.В. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.3 Б. И. Федоров ; отв. ред. Б. И. Федоров ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Купцов В.И. - под ред. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.5 Лютягина Е.А., Волков А.М. - под общ. ред. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.6 Мушинский В.О. Обществознание: Учебник. Москва : Издательство "ФОРУМ, 2019 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э3 Курс на ЕОП АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э4 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э5 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э6 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э7 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э8 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э9 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э10 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э11 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э12 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э13 Библиотека по философии lib.ru
Э14 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э15 Сайт «Философия без границ» platonanet.org.ua
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.