МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специфика античной философии как дискурса и образа жизни

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филос.н., профессор, Черданцева И.В.

Рецензент(ы):
к.филос.н, доцент, Серединская Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Специфика античной философии как дискурса и образа жизни

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширить и углубить базовые знания студентов-философов по истории зарубежной философии за счет специального изучения дискурсивных философских практик античности и античных духовных упражнений, вырабатывающих особый образ жизни философа, а также поставить перед студентами вопрос об античном понимании философии не только как особой формы знания, но и особой формы проживания и обсудить актуальность данного вопроса для современной философии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: истории зарубежной философии (античная философия, философская мысль древнего Востока, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления)
ПК-6 владением навыками воспитательной работы и готовностью их использовать в педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные онтологические, гносеологические, этические понятия различных философских школ античности;
- взаимосвязь антропологических, онтологических, гносеологических, этических понятий важнейших направлений античной философии;
- специфику понимания философа в античной философии.
- различие между фигурами философа и мудреца;
- ведущие идеи античных философских школ о воспитании человека;
- принципы совершенствования личности в разных философских школах античности.

3.2.Уметь:
3.2.1.- составлять целостное представление о философствующем человеке на основе конкретного философского текста античности;
- выявлять антропологическую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
- пользоваться категориями античной философии при выявлении основных характеристик философского дискурса и образа жизни философа
воспроизводить и творчески развивать различные дискурсивные философские практики античности;
- аргументировано решать вопросы специфики философского дискурса и образа жизни философа, опираясь на представления античных мыслителей;
- использовать ведущие идеи античных философских школ о воспитании человека в процессе преподавания;
- использовать античные принципы совершенствования личности в воспитательном процессе.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- пониманием специфики дискурса и духовных упражнений античных философов;
- пониманием специфики философии как дискурса и особого образа жизни;
навыками изложения и анализа представлений мыслителей античности о роли и месте философа в мире;
- умением использовать специфику категориального аппарата античной философии для решения современных философских вопросов;
- навыками воспитательной работы на основе античных представлений о процессе совершенствования личности;
- пониманием специфики педагогических идей разных античных философских школ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Появление понятия философии и платоновское определение философа.
1.1. Возникновение понятия философии. Фигура философа. Философия до философии. Historia первых греческих мыслителей. Софисты V в. до н. э. Геродот о философах. Философская деятельность Афин и ее отношение к общей духовной культуре. Понятия sophia и philo-sophia и многообразие их содержания. Определение философа. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Возникновение понятия философии. Фигура философа. Философия до философии. Historia первых греческих мыслителей. Софисты V в. до н. э. Геродот о философах. Философская деятельность Афин и ее отношение к общей духовной культуре. Понятия sophia и philo-sophia и многообразие их содержания. Определение философа. Сам. работа 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Образ Сократа. Сократ как историческая и мифологическая фигура. Влияние Сократа на последующее развитие философии. Специфика сократовского незнания и критика знания софистов. Ирония Сократа и отказ от традиционного представления знания. Предмет сократовского диалога как «не то, о чем говорят, а тот, кто говорит». Сократовский призыв «быть». Знание Сократа как абсолютная ценность нравственного намерения. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Образ Сократа Ирония Сократа и отказ от традиционного представления знания. Предмет сократовского диалога как «не то, о чем говорят, а тот, кто говорит». Сократовский призыв «быть». Практические 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Образ Сократа. Сократ как историческая и мифологическая фигура. Влияние Сократа на последующее развитие философии. Специфика сократовского незнания и критика знания софистов. Ирония Сократа и отказ от традиционного представления знания. Предмет сократовского диалога как «не то, о чем говорят, а тот, кто говорит». Сократовский призыв «быть». Знание Сократа как абсолютная ценность нравственного намерения. Сам. работа 2 6 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Образ философа в «Пире» Платона Сократ как историческая фигура философа. Характерные черты Сократа и Эрота: сходство и различие. Философия как способ существования и дискурс, определяемые идеей мудрости. Практические 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Определение философа в «Пире» Платона. «Пир» Платона как описание образа жизни Сократа. Эрот как мифологический образ философа. Сократ как историческая фигура философа. Характерные черты Сократа и Эрота: сходство и различие. Положение философа как положение между мудрецом и невеждой. Философия как способ существования и дискурс, определяемые идеей мудрости. Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Античная философия как дискурс и образ жизни.
2.1. Академия Платона. Педагогический замысел Платона. Политическая направленность школы Платона. Специфика философского дискурса Платона. Духовные упражнения («подготовка ко сну», «обращение к максимам», «приуготовление к смерти», «этика диалога»). Практические 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Философский дискурс Платона и философия как форма жизни в платоновской Академии. Педагогический замысел Платона. Влияние Сократа и Пифагора на Платона и принципы организации Академии. Политическая направленность школы Платона. Образование и исследования в Академии: основные направления и их характеристики. Платоновский жизненный выбор. Специфика философского дискурса Платона. Духовные упражнения («подготовка ко сну», «обращение к максимам», «приуготовление к смерти», «этика диалога»). Сам. работа 2 6 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Границы философского дискурса и различные уровни «теоретической жизни» в аристотелевском Ликее. Ликей как философская школа. Принципы организации Ликея. Философская направленность школы Аристотеля. «Жизнь, подчиненная уму» как наивысшая форма человеческой жизни. Смыслы понятия «теоретическая жизнь». Уровни и цель «теоретической жизни». Многосторонний научный поиск и природное выражение божественного начала. Границы философского дискурса как средства познания. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Ликей Аристотеля Философская направленность школы Аристотеля. «Жизнь, подчиненная уму» как наивысшая форма человеческой жизни. Многосторонний научный поиск и природное выражение божественного начала. Практические 2 4 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Границы философского дискурса и различные уровни «теоретической жизни» в аристотелевском Ликее. Ликей как философская школа. Принципы организации Ликея. Философская направленность школы Аристотеля. «Жизнь, подчиненная уму» как наивысшая форма человеческой жизни. Смыслы понятия «теоретическая жизнь». Уровни и цель «теоретической жизни». Многосторонний научный поиск и природное выражение божественного начала. Границы философского дискурса как средства познания. Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Специфика дискурса и духовных упражнений в школе Эпикура. Опыт «плоти» и экзистенциальный выбор «наслаждения» в эпикуреизме. Этика эпикурейской школы: исследование различных видов удовольствия и определение подлинного наслаждения. Связь этики Эпикура с физикой и каноникой. Особенности духовных упражнений в школе Эпикура (усвоение, систематизация и чтение догматов; практика ограничения желаний; наставительный и воспитывающий диалог; наслаждение познанием; созерцание беспредельности вселенной; наслаждение беседой; наслаждение дружбой; наслаждение существованием). Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Школа Эпикура Этика эпикурейской школы: исследование различных видов удовольствия и определение подлинного наслаждения. Физика и каноника. Особенности духовных упражнений в школе Эпикура (усвоение, систематизация и чтение догматов; практика ограничения желаний; наставительный и воспитывающий диалог; наслаждение познанием; созерцание беспредельности вселенной; наслаждение беседой; наслаждение дружбой; наслаждение существованием). Практические 2 4 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Специфика дискурса и духовных упражнений в школе Эпикура. Опыт «плоти» и экзистенциальный выбор «наслаждения» в эпикуреизме. Этика эпикурейской школы: исследование различных видов удовольствия и определение подлинного наслаждения. Связь этики Эпикура с физикой и каноникой. Особенности духовных упражнений в школе Эпикура (усвоение, систематизация и чтение догматов; практика ограничения желаний; наставительный и воспитывающий диалог; наслаждение познанием; созерцание беспредельности вселенной; наслаждение беседой; наслаждение дружбой; наслаждение существованием). Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Особенности философского дискурса стоиков. Образ жизни стоика. Основополагающий выбор стоицизма: стремление к благу и воля творить добро. Обоснование жизненного выбора с помощью физики и теории познания. Специфика этического учения стоицизма. Стоическая теория обязанностей и абсолютная ценность нравственного намерения. Духовные упражнения стоиков (анализ внутренней речи, возвышение до космического сознания и растворение в космосе; рассмотрение вещей в процессе превращения; «мысленное предварение зла»). Связь дискурса и образа жизни философа-стоика. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Философия стоицизма Образ жизни стоика. Основополагающий выбор стоицизма: стремление к благу и воля творить добро. Специфика этического учения стоицизма. Духовные упражнения стоиков (анализ внутренней речи, возвышение до космического сознания и растворение в космосе; рассмотрение вещей в процессе превращения; «мысленное предварение зла»). Практические 2 4 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Особенности философского дискурса стоиков. Образ жизни стоика. Основополагающий выбор стоицизма: стремление к благу и воля творить добро. Обоснование жизненного выбора с помощью физики и теории познания. Специфика этического учения стоицизма. Стоическая теория обязанностей и абсолютная ценность нравственного намерения. Духовные упражнения стоиков (анализ внутренней речи, возвышение до космического сознания и растворение в космосе; рассмотрение вещей в процессе превращения; «мысленное предварение зла»). Связь дискурса и образа жизни философа-стоика. Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Академия Платона в эпоху эллинизма. Аркесилай (сер. III в. до н. э.) как руководитель Академии. Апоретический и диалектический философский дискурсы и их влияние на образ жизни философа. Философия как искусство жить. Практические 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Основные характеристики школы Платона в эпоху эллинизма. Влияние апоретической и диалектической форм дискурса на жизнь философа. Академия под руководством Аркесилая (сер. III в. до н. э.) - возврат к сократовскому жизненному выбору. Апоретический и диалектический философский дискурсы. Задача философа – показать противоречия философского дискурса. Интуиция блага и естественного стремления «поступать добродетельно». Философия как искусство жить. Признание невозможности догматических форм дискурсов обосновать философию как искусство жить. Апоретический дискурс как введение в философию. Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.14. Аристотелизм в эпоху эллинизма. Организация теоретической деятельности в Ликее в период эллинизма. Ликей как школа энциклопедических исследований. Жизненные принципы аристотеликов. Этика обуздания страстей. Практические 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.15. Тенденции эллинистического этапа развития аристотелизма. Теофраст как организатор теоретической деятельности в Ликее. Энциклопедические исследования школы в области истории, литературы, этнологии, логики, риторики, поэтики, физики, ботаники, биологии, астрономии. Поиск причин и первопричины. Проблема созерцания Божественного Ума. Жизненные принципы аристотеликов. Этика обуздания страстей. Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.16. Кинизм и скептицизм. Отношение к естеству и цивилизации у киников. Отрицание философского дискурса и жизненный выбор киников. Безразличие и внутренняя свобода как экзистенциальный выбор скептиков. Отказ скептиков от философии как философского дискурса и философский выбор нефилософского образа жизни. Практические 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.17. Кинизм и скептицизм: особенности понимания философии как дискурса и жизни. Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Отношение к естеству и цивилизации. Жизненный выбор киников. Крайности кинического образа жизни. Отрицание философского дискурса и обращение к аскезе и усилию. Безразличие и внутренняя свобода как экзистенциальный выбор Пиррона. Отказ от человеческой точки зрения. Отказ скептиков от философии как философского дискурса и философский выбор нефилософского образа жизни. Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Философский дискурс и философские практики: проблемы и перспективы.
3.1. Философский дискурс и духовные упражнения. Фигура мудреца. Несоизмеримость и нераздельность философского дискурса и философского образа жизни. Типы философских дискурсов. Философский дискурс как вид духовного упражнения. Виды духовных упражнений. Отношение к себе и сосредоточение на своем «Я» (аскеза; «Я», настоящее и смерть; сосредоточение на своем «Я» и исследование совести). Отношение к миру и экспансия «Я» (распространение «Я» в универсуме; взгляд свысока; физика как духовное упражнение). Отношение к другим. Мудрость и фигура мудреца. Характерные черты мудреца. Философский дискурс о мудреце. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Философский дискурс и духовные упражнения. Фигура мудреца. Несоизмеримость и нераздельность философского дискурса и философского образа жизни. Типы философских дискурсов. Философский дискурс как вид духовного упражнения. Виды духовных упражнений. Отношение к себе и сосредоточение на своем «Я» (аскеза; «Я», настоящее и смерть; сосредоточение на своем «Я» и исследование совести). Отношение к миру и экспансия «Я» (распространение «Я» в универсуме; взгляд свысока; физика как духовное упражнение). Отношение к другим. Мудрость и фигура мудреца. Характерные черты мудреца. Философский дискурс о мудреце. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Исчезновение и новая жизнь античной концепции философии. Христианство и философия. Философия как служанка теологии. Философ как комментатор и интерпретатор текстов. Университетская философия как «чистое умозрение». Различие между античной школой и классическим университетом: формирование человека и формирование специалиста. Устойчивость концепции философии как образа жизни (Монтень, Декарт, Кант, Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон, Витгенштейн, Мерло-Понти и др.) Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Исчезновение и новая жизнь античной концепции философии. Христианство и философия. Философия как служанка теологии. Философ как комментатор и интерпретатор текстов. Университетская философия как «чистое умозрение». Различие между античной школой и классическим университетом: формирование человека и формирование специалиста. Устойчивость концепции философии как образа жизни (Монтень, Декарт, Кант, Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон, Витгенштейн, Мерло-Понти и др.) Сам. работа 2 4 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Проблемы и перспективы понимания философии как дискурса и образа жизни. Возможность возрождения античной трактовки философии в настоящее время. Философский дискурс и философская практика: взаимозависимость и взаимоопределение. Античные образцы философского образа жизни как универсальные основные позиции человека, стремящягося к мудрости. Сходство между античным и восточным философом. Проблема поиска новых видов духовных упражнений, соответствующих современному положению философа в мире. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Проблемы и перспективы понимания философии как дискурса и образа жизни. Возможность возрождения античной трактовки философии в настоящее время. Философский дискурс и философская практика: взаимозависимость и взаимоопределение. Античные образцы философского образа жизни как универсальные основные позиции человека, стремящягося к мудрости. Сходство между античным и восточным философом. Проблема поиска новых видов духовных упражнений, соответствующих современному положению философа в мире. Сам. работа 2 6 ОПК-4, ПК-6 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Светлов В.А. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Колесников А.С. - под ред. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л2.2 Гриненко Г.В. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОТ ДРЕВНЕГО МИРА ДО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ» platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э3 Библиотека по философии lib.ru
Э4 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э7 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э8 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э9 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э10 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э11 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э12 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э13 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э14 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э15 Специфика античной философии как дискурса и образа жизни portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.