МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские основания кризиса культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Философские основания кризиса культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с основными подходами к проблеме кризиса культуры в западной и отечественной традициях и современной философской мысли.
получение студентами знаний об основных методах изучения культурных процессов и их применении на практике;
овладение навыками анализа оригинальных источников по западной и отечественной философии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
ПК-6 владением навыками воспитательной работы и готовностью их использовать в педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные положения социально-философских концепций;
- знать основные мировоззренческие проблемы;
- основные этические концепции;
- основные школы и направления философской мысли;
- основы воспитательной работы;
- основные концепции, методики психологии и педагогики высшей школы;
- теории, методы и приемы педагогической практики.



3.2.Уметь:
3.2.1.- определять проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации;
- применять основные философские и методологические подходы при анализе общественных явлений;
- пользоваться современной философской литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования;
- использовать философские концепции для обоснования собственных убеждений;
- применять навыки воспитательной работы в педагогической деятельности;
- выстраивать диалогичный и дискуссионные форматы взаимодействия со студентами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами философской аргументации;
- навыками убеждения и аргументации в социально-философских и этических вопросах;
- навыками работы с философской литературой;
- навыками ведения диалога;
- навыком проведения исторических, теоретических и концептуальных параллелей с современностью;
- умением организовывать различные виды активной познавательной деятельности студентов в рамках педагогического процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема теоретико-понятийного определения культуры и ее кризиса
1.1. Культура как понятие философии. Актуальность проблемы культуры в современном обществе. Причины и направления развития многообразия аспектов, уровней, подходов в исследовании культуры. Единство исходных принципов исследования культуры как основа становления целостного знания о ней. Многообразие подходов к определению культуры и ее кризиса. Основные направления концептуального представления культуры: теоцентризм, натуроцентризм, социоцентризм и антропоцентризм. Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Культура как понятие философии. Актуальность проблемы культуры в современном обществе. Многообразие подходов к определению культуры и ее кризиса. Основные направления концептуального представления культуры. Практические 2 4 ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Культура как понятие философии. Актуальность проблемы культуры в современном обществе. Причины и направления развития многообразия аспектов, уровней, подходов в исследовании культуры. Единство исходных принципов исследования культуры как основа становления целостного знания о ней. Многообразие подходов к определению культуры и ее кризиса. Основные направления концептуального представления культуры: теоцентризм, натуроцентризм, социоцентризм и антропоцентризм. Сам. работа 2 12 ОПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные направления в понимании кризиса.
2.1. Характерные черты кризиса (быстрота наступления, длительность, предметная область кризиса). Динамика кризисного состояния и его основные этапы (предпосылки кризиса, возникновение, развитие кризисного состояния, кульминационный этап). Структура кризиса. Экстернальные и интернальные кризисы. Классификация кризисов. Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Кризис и его характерные черты. Структура кризиса. Классификация кризисов. Практические 2 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Характерные черты кризиса (быстрота наступления, длительность, предметная область кризиса). Динамика кризисного состояния и его основные этапы (предпосылки кризиса, возникновение, развитие кризисного состояния, кульминационный этап). Структура кризиса. Экстернальные и интернальные кризисы. Классификация кризисов. Сам. работа 2 15 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Методы изучения культурных процессов
3.1. Моделирование культуры. Концептуальный, структурный, функциональный и динамический типы моделей. Социокультурные, конкретнонаучные и междисциплинарные методы теоретического анализа, обобщающие социогуманитарные и общенаучные методы, описывающие культуру как эволюционирующую систему. Выявление основных структур, определяющих жизнеспособность культуры. Лекции 2 4 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Моделирование культуры. Концептуальный, структурный, функциональный и динамический типы моделей. Многообразие методов изучения культурных процессов. Социокультурные, конкретнонаучные и междисциплинарные методы теоретического анализа. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Моделирование культуры. Концептуальный, структурный, функциональный и динамический типы моделей. Социокультурные, конкретнонаучные и междисциплинарные методы теоретического анализа, обобщающие социогуманитарные и общенаучные методы, описывающие культуру как эволюционирующую систему. Выявление основных структур, определяющих жизнеспособность культуры. Сам. работа 2 13 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Понимание кризиса культуры в историко-философской мысли.
4.1. Циклическая версия кризиса культуры. Эсхатологическое понимание кризиса культуры. Кризис культуры в концепциях непрерывного развития культуры. К. Н. Леонтьев. Концепция культуры как организма и трех этапов в жизни культуры: первичная простота, цветущая сложность и вторичное смесительное упрощение. Концепция локальных культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. О. Шпенглер. Теория локальных культур, переходящих в цивилизацию. Цивилизация как закат культуры, начало ее конца. А. Тойнби и формирование цивилизационного подхода. Вызов истории. К. Ясперс о смысле истории и «осевом времени». Н. Бердяев о неизбежности кризиса культуры и религиозном преображении. Уровни бытия и «качества» его культурной развитости (К. Ясперс). Культурная динамика и влияние на нее ценностных факторов (М. Вебер). Циклические смены культурных суперсистем (П. Сорокин). Лекции 2 4 ОПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Понимание кризиса культуры в концепциях философии всемирной истории. а) Циклическая версия кризиса культуры. б) Эсхатологическое понимание кризиса культуры. в) Кризис культуры в концепциях непрерывного развития культуры. Культура как воплощение ценностей. Культурная динамика и влияние на нее ценностных факторов. Практические 2 8 ОПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Циклическая версия кризиса культуры. Эсхатологическое понимание кризиса культуры. Кризис культуры в концепциях непрерывного развития культуры. К. Н. Леонтьев. Концепция культуры как организма и трех этапов в жизни культуры: первичная простота, цветущая сложность и вторичное смесительное упрощение. Концепция локальных культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. О. Шпенглер. Теория локальных культур, переходящих в цивилизацию. Цивилизация как закат культуры, начало ее конца. А. Тойнби и формирование цивилизационного подхода. Вызов истории. К. Ясперс о смысле истории и «осевом времени». Н. Бердяев о неизбежности кризиса культуры и религиозном преображении. Уровни бытия и «качества» его культурной развитости (К. Ясперс). Культурная динамика и влияние на нее ценностных факторов (М. Вебер). Циклические смены культурных суперсистем (П. Сорокин). Сам. работа 2 15 ОПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Современные концепции кризиса культуры.
5.1. Концепция пульсирующего развития культуры. Внутреннее содержание и внешнее выражение культурного процесса. Кризис современной культуры как закономерный процесс. Понимание кризиса современной культуры как дезинтеграции определенного ее типа. Антропологизация ценностей и кризис культуры. Изменение ценностно-смыслового содержания культуры как выражение ее кризиса. Иерархия ценностей современной культуры. Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Кризис современной культуры как закономерный процесс. Концепция пульсирующего развития культуры. Антропологизация ценностей и кризис культуры. Иерархия ценностей современной культуры Практические 2 6 ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Концепция пульсирующего развития культуры. Внутреннее содержание и внешнее выражение культурного процесса. Кризис современной культуры как закономерный процесс. Понимание кризиса современной культуры как дезинтеграции определенного ее типа. Антропологизация ценностей и кризис культуры. Изменение ценностно-смыслового содержания культуры как выражение ее кризиса. Иерархия ценностей современной культуры. Сам. работа 2 13 ОПК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ивин А. А. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Каган М.С. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Спиркин А.Г. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гуревич П.С. Философия: учебник для вузов Издательство Юрайт,, 2023 urait.ru
Л2.3 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э10 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э13 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э14 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э15 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э16 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.