Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.01. Философия |
Профиль | Социально-аксиологический |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_01_ФС-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева
1.1. | Цель курса - углубить и закрепить у студентов понимание структурных уровней организации системы современного научного знания и основных логико-гносеологических форм его организации и развития. Задачи курса: - охарактеризовать логико-гносеологические особенности эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней организации современного научного знания; - определить и проанализировать структуру основных форм организации и развития научных знаний; - раскрыть взаимодействие эмпирического, теоретического и метатеоретического знаний в динамике общих форм организации и развития научных знаний. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОПК-8 | способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: философии и методологии науки (наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт, природа научного знания, структура науки, методы и формы научного познания, современные концепции философии науки) |
ПК-2 | способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о логико-гносеологических особенностях эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней организации современного научного знания; - о структуре и этапах развития основных форм организации научного знания; - роль философско-методологического знания в формировании научно-исследовательских интенций; - основы критической философской рефлексии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать логико-гносеологические требования по отношению к познавательным действиям, направленным на формирование и развитие проблем, гипотез и теорий, и иметь установку на их выполнение; - определять место отдельных фрагментов знаний в соответствующих системах научных знаний; - использовать накопленный философско-методологический багаж для решения возникающих проблемных ситуаций. - применять наиболее распространенные способы постановки и решения основных философских проблем, определенных структурой философского знания; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - позитивной эмоциональной установкой на развитие методологической культуры научного исследования. - навыками философской аргументации и анализа философских текстов; - методикой и методологией научного исследования. - навыками применения методики и методологии научного исследования для решения познавательных задач. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Структура и формы организации научных знаний | ||||||
1.1. | Специфика научного знания. Понятие структуры и формы организации и развития научного знания. Понятие научного знания. Отличие научного знания от других видов знаний. Системная организация научных знаний. Уровни организации научных знаний: эмпирический, теоретический, метатеоретический. Понятие формы организации и развития научных знаний.Общие и частные формы организации и развития научных знаний. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Специфика научного знания. Понятие структуры и формы организации и развития научного знания. Понятие научного знания. Отличие научного знания от других видов знаний. Системная организация научных знаний. Уровни организации научных знаний: эмпирический, теоретический, метатеоретический. Понятие формы организации и развития научных знаний.Общие и частные формы организации и развития научных знаний. | Практические | 7 | 4 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Специфика научного знания. Понятие структуры и формы организации и развития научного знания. Понятие научного знания. Отличие научного знания от других видов знаний. Системная организация научных знаний. Уровни организации научных знаний: эмпирический, теоретический, метатеоретический. Понятие формы организации и развития научных знаний.Общие и частные формы организации и развития научных знаний. | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Логико-гносеологические особенности и формы организации и развития эмпирических знаний. | ||||||
2.1. | Логико-гносеологические особенности и формы организации и развития эмпирических знаний. Гносеологическая природа эмпирических знаний. Методы эмпирического познания. Эмпирическое описание, факт, эмпирическая закономерность, классификация и эмпирическая теория как формы организации и развития эмпирических знаний, их логико-гносеологические особенности и познавательные функции. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Эмпирическое описание и факт науки как формы организации научных знаний. Гносеологическая природа факта. Научные классификации, их виды и способы построения. Логико-методологические требования к построению классификаций. Эмпирические закономерности и эмпирические теории как формы организации научных знаний. Идеи и принципы индуктивизма и неоиндуктивизма как методологических направлений в классической и неклассической науке. | Практические | 7 | 2 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Логико-гносеологические особенности и формы организации и развития эмпирических знаний. Гносеологическая природа эмпирических знаний. Методы эмпирического познания. Эмпирическое описание, факт, эмпирическая закономерность, классификация и эмпирическая теория как формы организации и развития эмпирических знаний, их логико-гносеологические особенности и познавательные функции. | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Логико-гносеологические особенности и формы организации и развития теоретических знаний. | ||||||
3.1. | Понятие идеального объекта. Логико-гносеологическая природа теоретических знаний. Методы теоретического познания. Идея, принцип, начало, аксиома, концептуальная схема, научный закон, типология, концепция как формы организации и развития теоретического знания, их логико-гносеологические особенности. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Логико-гносеологическая природа теоретических знаний. Логико-гносеологические особенности научной идеи, принципа, начала и аксиомы. Концептуальная схема и концепция как формы организации и развития научных знаний. Логико-гносеологическая природа научного закона. Типология как форма организации и развития теоретических знаний. | Практические | 7 | 2 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Понятие идеального объекта. Логико-гносеологическая природа теоретических знаний. Методы теоретического познания. Идея, принцип, начало, аксиома, концептуальная схема, научный закон, типология, концепция как формы организации и развития теоретического знания, их логико-гносеологические особенности. | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Логико-гносеологические особенности и формы организации и развития метатеоретических знаний. | ||||||
4.1. | Понятие философских оснований науки. Структура методологического знания. Методологическое сознание и методологическая культура ученого. Парадигма, научно-исследовательская программа, идеалы и нормы научного исследования, научная картина мира как формы организации метатеоретического знания. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Структура и формы организации методологического знания. Методологическое сознание. Методологическая культура. Парадигма как форма организации метатеоретического знания. Научно-исследовательская программа как форма организации метатеоретического знания. Идеалы и нормы научного исследования как форма организации метатеоретического знания. Философские основания науки как форма организации метатеоретического знания. | Практические | 7 | 4 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Понятие философских оснований науки. Структура методологического знания. Методологическое сознание и методологическая культура ученого. Парадигма, научно-исследовательская программа, идеалы и нормы научного исследования, научная картина мира как формы организации метатеоретического знания. | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Проблема как общая форма организации и развития научного знания. | ||||||
5.1. | Понятие научной проблемы. Структура проблемы. Научная проблема и научная задача. Виды проблемных ситуаций в научном познании. Виды научных проблем. Этапы развития проблемы. Логико-методологические требования к постановке проблем. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Структура проблемы. Научная проблема и научная задача. Виды научных проблем. Этапы развития проблемы. Логико-методологические требования к постановке научной проблемы. Критерии актуальности научной проблемы. | Практические | 7 | 2 | ОПК-8 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Понятие научной проблемы. Структура проблемы. Научная проблема и научная задача. Виды проблемных ситуаций в научном познании. Виды научных проблем. Этапы развития проблемы. Логико-методологические требования к постановке проблем. | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-8 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Гипотеза как общая форма организации и развития научного знания. | ||||||
6.1. | Понятие гипотезы. Структура гипотезы. Виды гипотез. Этапы развития гипотезы: выдвижение, проверка и доказательство. Способы проверки гипотез. Структура верификации. Опровержение гипотез. Структура фальсификации. Критерии принятия гипотезы. Способы доказательства гипотез. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Структура и виды гипотез. Выдвижение и проверка гипотезы. Способы проверки гипотез. Структура верификации. Структура фальсификации. Критерии принятия гипотезы. Способы доказательства гипотез. | Практические | 7 | 4 | ОПК-8 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Понятие гипотезы. Структура гипотезы. Виды гипотез. Этапы развития гипотезы: выдвижение, проверка и доказательство. Способы проверки гипотез. Структура верификации. Опровержение гипотез. Структура фальсификации. Критерии принятия гипотезы. Способы доказательства гипотез. | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-8 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Теория как общая форма организации и развития научного знания. | ||||||
7.1. | Понятие научной теории. Функции теории. Структурные компоненты теории: эмпирический базис, концептуальные начала, законы, понятия и определения, язык и логика теории. Логико-гносеологические особенности описательных (логически несистематизированных) теорий. Логическая структура аксиоматических теорий. Логико-гносеологические особенности гипотетико-дедуктивных теорий. Метод «математических гипотез» как способ построения гипотетико-дедуктивных теорий. Математизированные теории как вид научных теорий. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
7.2. | Структурные компоненты научной теории: эмпирический базис, концептуальные начала, законы, понятия и определения, язык и логика теории. Логико-гносеологические особенности описательных («логически несистематизированных») теорий. Логическая структура аксиоматических теорий. Логико-гносеологические особенности гипотетико-дедуктивных теорий. Особенности математизированных теорий. | Практические | 7 | 4 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
7.3. | Понятие научной теории. Функции теории. Структурные компоненты теории: эмпирический базис, концептуальные начала, законы, понятия и определения, язык и логика теории. Логико-гносеологические особенности описательных (логически несистематизированных) теорий. Логическая структура аксиоматических теорий. Логико-гносеологические особенности гипотетико-дедуктивных теорий. Метод «математических гипотез» как способ построения гипотетико-дедуктивных теорий. Математизированные теории как вид научных теорий. | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-8, ПК-2 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 8. Научная картина мира как форма организации и социокультурного функционирования научных знаний. | ||||||
8.1. | Понятие научной картины мира. Структурные компоненты научных картин мира: философские идеи, принципы и учения, общенаучные принципы, концепции, теоретические схемы и общие теории. Исторические формы НКМ. Дисциплинарные картины мира. Квантовомеханическая картина мира как центральный компонент современной НКМ. Глобальный эволюционизм и эволюционная картина мира. Проблема построения единой научной картины мира. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
8.2. | Понятие научной картины мира. Структурные компоненты научных картин мира. Исторические формы НКМ. Дисциплинарные картины мира. Квантовомеханическая картина мира как центральный компонент современной НКМ. Глобальный эволюционизм и эволюционная картина мира. Проблема построения единой научной картины мира. | Практические | 7 | 4 | ОПК-8 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
8.3. | Понятие научной картины мира. Структурные компоненты научных картин мира: философские идеи, принципы и учения, общенаучные принципы, концепции, теоретические схемы и общие теории. Исторические формы НКМ. Дисциплинарные картины мира. Квантовомеханическая картина мира как центральный компонент современной НКМ. Глобальный эволюционизм и эволюционная картина мира. Проблема построения единой научной картины мира. | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-8 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ушаков Е.В. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л1.3 | под науч. ред. Купцова В.И. | Философия и методология науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Яскевич Я.С. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Яскевич Я.С. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Купцов В.И. - под науч. ред. | ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт «Философия без границ» | platonanet.org.ua | ||
Э2 | Журнал «Вопросы философии» | vphil.ru | ||
Э3 | Библиотека по философии | lib.ru | ||
Э4 | Институт философии РАН: философия в России | www.philosophy.ru | ||
Э5 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | www.library.ru | ||
Э6 | Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» | www.lib.asu.ru | ||
Э7 | ЭБС АлтГУ | http://elibrary.asu.ru/ | ||
Э8 | ЭБС «Лань» | www.e.lanbook.com | ||
Э9 | Университетская библиотека ONLINE | www.biblioclub.ru | ||
Э10 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э11 | Электронная библиотека но философии | rilosof.historic.ru | ||
Э12 | Интернет-библиотека Института философии РАН | www.philosophy.ru | ||
Э13 | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: 1. становление и развитие познавательной мотивации студентов; 2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; 3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины; 4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: 5. повторение и закрепление знаний; 6. контроль; 7. педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; 2. углубления и расширения общекультурного уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету. |