МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские основы психоанализа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Л.А. Серединская

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, И.В. Черданцева

Рабочая программа дисциплины
Философские основы психоанализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у бакалавров представление о философских основаниях психоаналитической мысли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: истории зарубежной философии (античная философия, философская мысль древнего Востока, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления)
ПК-6 владением навыками воспитательной работы и готовностью их использовать в педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия, связанные с психоанализом;
- основы воспитательной работы и основные теории воспитательной работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять сущность психоанализа;
- актуализировать педагогическое наследие в воспитательном процессе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыком философской аргументации
- категориальным аппаратом изучаемого курса;
- приемами критического анализа воспитательных теорий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Истоки и источники психоаналитической мысли
1.1. Естественнонаучные истоки психоанализа. Философские основания психоаналитической теории. Искусство и литература как основы психоанализа. Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Психоаналитическая теория и ключевые сферы человеческих свершений. Психоанализ и искусство. Психоанализ и этика.Психоанализ и культура. Психоанализ и философия.Проблема определения психоанализа. Различные трактовки сущности психоаналитической теории. З. Фрейд о психоанализе.Основные идеи психоанализа и их влияние на развитие естественнонаучного и гуманитарного знания. Практические 6 4 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Естественнонаучные истоки психоанализа. Философские основания психоаналитической теории. Искусство и литература как основы психоанализа. Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Определение психоаналитической теории З. Фрейдом
2.1. Психоанализ. Психоаналитическая теория и терапия. Психоаналитический стиль мышления. сихоаналитический подход к исследованию человека и культуры. Психоанализ в контексте общечеловеческих ценностей жизни и современной культуры. Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Проблема бессознательного в истории философии и науки. Обращение З. Фрейда к проблеме бессознательного. О тождестве сознания и психики. Бессознательные влечения человека. Психоанализ как метод исследования бессознательного. Практические 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Психоанализ. Психоаналитическая теория и терапия. Психоаналитический стиль мышления. сихоаналитический подход к исследованию человека и культуры. Психоанализ в контексте общечеловеческих ценностей жизни и современной культуры. Сам. работа 6 8 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. "Сновидение" как категория психоаналитической теории
3.1. Сновидения и их значение в истории становления человеческой мысли. Отношение к сновидениям в конце ХIХ - начале ХХ столетий. Сновидение как объект психоаналитического исследования. Особенности фрейдовского подхода к изучению сновидений. Природа и функции сновидений. Толкование сновидений как переход от явного сновидения к скрытым его мыслям. Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Техника толкования сновидений. Элементы сновидения как символы бессознательной мысли сновидения. Символическое и ассоциативное толкование сновидений. Практические 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Сновидения и их значение в истории становления человеческой мысли. Отношение к сновидениям в конце ХIХ - начале ХХ столетий. Сновидение как объект психоаналитического исследования. Особенности фрейдовского подхода к изучению сновидений. Природа и функции сновидений. Толкование сновидений как переход от явного сновидения к скрытым его мыслям. Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Сексуальность в жизни человека
4.1. Сексуальные влечения человека в структуре бессознательного. Мужское и женское начало. Бисексуальность. Пассивность и активность. Садизм и мазохизм. Подавление сексуальных влечений и его значение для развития общества. Низменное и возвышенное в сексуальности. Сексуальность, любовь, эротика. Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Сексуальные влечения человека в структуре бессознательного. Мужское и женское начало. Бисексуальность. Пассивность и активность. Садизм и мазохизм. Подавление сексуальных влечений и его значение для развития общества. Низменное и возвышенное в сексуальности. Сексуальность, любовь, эротика. Практические 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Сексуальные влечения человека в структуре бессознательного. Мужское и женское начало. Бисексуальность. Пассивность и активность. Садизм и мазохизм. Подавление сексуальных влечений и его значение для развития общества. Низменное и возвышенное в сексуальности. Сексуальность, любовь, эротика. Сам. работа 6 3 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Место "Эдипова комплекса" в психоаналитической теории
5.1. Эдипов комплекс как ядро неврозов. Позитивный и негативный Эдипов комплекс. Комплекс Электры. Изживание Эдипова комплекса. Запрет и искушение. Эдипов комплекс как источник возникновения религии, нравственности, искусства. Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. "Эдипов комплекс" и психоанализ. Эдипов комплекс как столкновение желания и запрещения, страха и наказания. Амбивалентные чувства детей к родителям. Отождествление с отцом и соперничество. Значение Эдипова комплекса в истории становления и развития культуры. Практические 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Эдипов комплекс как ядро неврозов. Позитивный и негативный Эдипов комплекс. Комплекс Электры. Изживание Эдипова комплекса. Запрет и искушение. Эдипов комплекс как источник возникновения религии, нравственности, искусства. Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Смысл и этиология неврозов
6.1. Невротические симптомы и их смысл. Связь невротических симптомов с переживаниями человека. Невроз как незнание, неведение о душевных процессах. Пробелы в воспоминаниях. Реальность и фантазия. Психическая реальность и невроз. Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Категории "Эрос" и "Танатос" в психоанализе. Инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Агрессия вовне и деструкция. Внутренне направленная агрессивность и саморазрушение. Насилие и право. Убийство и порабощение. Насильственное принуждение и эмоциональные связи. Жизнь как взаимо- и противодействие Эроса и Танатоса. Борьба между Эросом и Танатосом как извечный конфликт. Практические 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Невротические симптомы и их смысл. Связь невротических симптомов с переживаниями человека. Невроз как незнание, неведение о душевных процессах. Пробелы в воспоминаниях. Реальность и фантазия. Психическая реальность и невроз. Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Психоаналитическое понимание структуры психики
7.1. Взгляды Фрейда на структуру психики. Я, Оно, Сверх-Я. Природа и основные характеристики Оно. Сознательное и бессознательное в Я. Отношение Я к сознанию. Происхождение Сверх-Я. Функция Сверх-Я как Я-идеала.Взаимоотношение между Я, Оно и Сверх-Я. Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Взгляды Фрейда на структуру психики. Я, Оно, Сверх-Я. Природа и основные характеристики Оно. Сознательное и бессознательное в Я. Отношение Я к сознанию. Происхождение Сверх-Я. Функция Сверх-Я как Я-идеала.Взаимоотношение между Я, Оно и Сверх-Я. Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Индивидуальная психология А. Адлера
8.1. Сознание. Взаимосвязи между сознанием и бессознательным. Невротическая психика. Целевая установка невротика. Терапия. Личность как продукт своего собственного творчества. Единство и целостность личности. Практические 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Бессознательные влечения. Сознание. Взаимосвязи между сознанием и бессознательным. Невротическая психика. Целевая установка невротика. Терапия. Личность как продукт своего собственного творчества. Единство и целостность личности. Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
9.1. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Понятие архетипа. "Персона", "Тень", "Анима", "Анимус", "Самость".Психотерапия как лечение души. Психотерапевтические ступени аналитической психологии. Проблема души современного человека. Символы бессознательного, мандала, мифы, алхимия. Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Понятие архетипа. "Персона", "Тень", "Анима", "Анимус", "Самость".Психотерапия как лечение души. Психотерапевтические ступени аналитической психологии. Проблема души современного человека. Символы бессознательного, мандала, мифы, алхимия. Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.
10.1. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Антропологическо-философская концепция человека. Свобода человека и его отчуждение. Социальное бессознательное. Основная функция социального характера. Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.2. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Антропологическо-философская концепция человека. Свобода человека и его отчуждение. Социальное бессознательное. Основная функция социального характера. Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Философский психоанализ Г. Маркузе.
11.1. Философские и социальные импликации психоанализа. Принцип удовольствия и принцип реальности. Диалектика цивилизации. Самосублимация сексуальности. Новый вид чувственности. Эротизация человека. Эрос и Танатос. Практические 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.2. Философские и социальные импликации психоанализа. Принцип удовольствия и принцип реальности. Диалектика цивилизации. Самосублимация сексуальности. Новый вид чувственности. Эротизация человека. Эрос и Танатос. Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Структурный психоанализ Ж. Лакана.
12.1. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Речь и язык в психоанализе. Психоанализ как способ, процедура вербализации бессознательного.Стадия зеркала как человеческое измерение. Практические 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.2. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Речь и язык в психоанализе. Психоанализ как способ, процедура вербализации бессознательного.Стадия зеркала как человеческое измерение. Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.3. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Речь и язык в психоанализе. Психоанализ как способ, процедура вербализации бессознательного. Стадия зеркала как человеческое измерение. Практические 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 13. Шизоанализ Ж. Делеза и Ф. Гваттари.
13.1. Шизоанализ Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Социальная система и психическая патология. Шизофрения как продукт деспотии и угнетения в обществе. Критика классического психоанализа З. Фрейда и структурного психоанализа Ж. Лакана. Машинное бессознательное. Образы, слова и машинизмы. Производящие желания машины. Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 14. Логотерапия В. Франкла.
14.1. Логотерапия В. Франкла. Психогенные и ноогенные неврозы. Экзистенциальная фрустрация. Факторы, обуславливающие возникновение экзистенциального вакуума. Смысловой пласт существования человека. Стремление к смыслу. Смысл жизни. Логотерапия как исследование смыслозначимых характеристик человека и как оказание практической помощи человеку в поиске смысла жизни. Практические 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
14.2. Логотерапия В. Франкла. Психогенные и ноогенные неврозы. Экзистенциальная фрустрация. Факторы, обуславливающие возникновение экзистенциального вакуума. Смысловой пласт существования человека. Стремление к смыслу. Смысл жизни. Логотерапия как исследование смыслозначимых характеристик человека и как оказание практической помощи человеку в поиске смысла жизни. Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
14.3. Экзамен Экзамен 6 27 ОПК-4, ПК-6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л1.2 В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская Общая психология : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/58F4CDB4-3267-4F9F-B884-046B31F8EFC3
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.К. Батурин. Философия: учебник для бакалавров М. : Юнити-Дана, 2016 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490
Л2.2 Майерс Д. Социальная психология: [пер. с англ.] СПб.: Питер, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ» platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э3 Библиотека по философии lib.ru
Э4 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э7 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э8 ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э9 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э10 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э11 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э12 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э13 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э14 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.