МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русская лексикография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Доронина С.В.

Рецензент(ы):
доктор филол.наук, профессор, Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Русская лексикография

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - дать представление о системе лингвистических словарей, о словарях различных типов, об основных вопросах лексикографической теории и практики.
Задачи курса
– познакомить студента с разными типами лингвистических словарей и процессом их создания;
– расширить представления о системном характере языка, отдельных аспектах языковой системы, нашедших лексикография, отражение в материалах словарей;
– обучить студента практическим навыкам работы со словарями.
– охарактеризовать традиционные и новые отрасли лексикографии: толковая лексикография, идеография, учебная лексикография, научно-техническая лексикография, двуязычная

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие положения теории и практики лексикографии, иметь представление о типологии словарей, о структуре словарной статьи, об основных этапах развития русской лексикографии
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск информации в основных словарях (филологических, энциклопедических, справочниках) русского языка;
интерпретировать полученные лексикографические сведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применять полученные лексикографические данные в научной и практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лексикография как наука
1.1. Общественная значимость лексикографии. Многоаспектность проблематики современной теоретической лексикографии. Практическая лексикография. Основные принципы лексикографирования. Категориальный аппарат (система базовых понятий) лексикографии. Планирование и организация словарной работы. Практические 3 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
1.2. Подготовка к практическим занятиям Выполнение индивид. дом. зад. Сам. работа 3 14 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Типология словарей
2.1. Проблема типологии словарей как одна из важнейших в теории лексикографии. Классификация словарей Л.В. Щербы. Современные типологии словарей как объединение многочисленных многоуровневых частично пересекающихся классификаций. Лингвистические, лингвоэнциклопедические (комплексные) и энциклопедические словари. Практические 3 8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
2.2. Реферат Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 10 Л1.1
Раздел 3. Истоки русской лексикографии
3.1. Текстовая лексикография XI-XV вв. Глоссы и глоссарии. Деятели XVI-XVII вв., оказавшие существенное влияние на формирование азбуковников (алфавитов) и развитие словарного дела в России. Толковый академический словарь как центральный тип лексикографических изданий. История толковых словарей в России (XVIII-XXI вв.). Практические 3 8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Современная системная лексикография
4.1. Направленность современной системной лексикографии на выявление глубинных, сущностных отношений между языком и мышлением и описание этих отношений через комплекс концептов. Основные принципы и понятия системной лексикографии. Практические 3 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.2. Выполнение индивид. дом. зад. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 3 20 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные типы словарей. Энциклопедические и языковые словари. Классификация языковых словарей: одноязычные и переводные, академические и учебные, аспектные и комплексные.
2. История русской лексикографии. Ранние словари у восточных славян. Словари XVIII-XIX веков.
3. Основные понятия и термины лексикографии. Словарная статья, заглавное слово, словник, толкование, иллюстрации (речения цитаты), помета, отсылка.
4. Современные академические словари русского языка. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 тт., «Словарь русского языка» в 4 тт. под ред. А. П. Евгеньевой, «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова. Задачи и особенности академических словарей.
5. Научно-популярные толковые словари русского языка. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и др. Задачи и особенности научно-популярных словарей.
6. Словари синонимов и антонимов. Синонимия и антонимия как системные явления в лексике, их отражение в словарях.
7. Словари омонимов и паронимов. Явление омонимии в языке. Особенности словарей омонимов. Ошибки в употреблении паронимов, роль словарей паронимов в их предупреждении.
8. Этимологические словари. Этимология как раздел науки о языке. Цели и задачи этимологических словарей, особенности словарной статьи.
9. Словари устаревших слов и словари неологизмов. Изменения словарного состава языка. Устаревание слов, появление новых слов и новых значений. Роль словарей устаревших слов и словарей неологизмов в фиксации этих процессов.
10. Словари иностранных слов. Заимствованная лексика в русском языке и ее отражение в словарях иностранных слов.
11. Фразеологические словари. Фразеологизмы и их фиксация в толковых словарях, в специальных фразеологических словарях. Словари фразеологических синонимов. Словари пословиц, поговорок, афоризмов.
12. Словари собственных имен (антропологические и топонимические), их задачи и особенности. Словари названий жителей.
13. Грамматические словари. Словари, отражающие систему словоизменения. Словари, объектом которых являются грамматические трудности. Словари, посвященные частным вопросам грамматики. Словари сочетаемости.
14. Словообразовательные и морфемные словари, их задачи и особенности.
15. Словари «трудностей» и «правильностей», их роль в повышении культуры речи.
16. Орфографические и орфоэпические словари. Орфография как общепринятая система правил правописания. Фиксация в орфографических словарях орфографических норм. Орфоэпия как совокупность норм устной речи. Фиксация в орфоэпических словарях норм произношения, ударения, образования грамматических форм.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бобунова М.А. Русская лексикография XXI века: учебное пособие Москва "Флинта", 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шимчук Э.Г. Русская лексикография: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л2.2 Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография: пособие для вузов: пособие Москва, 2004
Л2.3 под ред. Шелеповой Л.И. Историко-этимологический словарь русских говоров Алтая Вып. 1-7: словарь Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2007 - 2013
Л2.4 Морковкин В.В. Идеографические словари: Москва, 1970
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Толковые словари современного русского языка www.slovari.ru
Э2 БД ЭЛЕКТРОННЫЙ СВОДНЫЙ СЛОВНИК ДРЕВНЕРУССКИХ ПАМЯТНИКОВ eslovnik.ru
Э3 Национальный корпус русского языка ruscorpora.ru
Э4 Справочно-информационный портал «Грамота.ru» gramota.ru
Э5 Толковый словарь иностранных слов foreign.slovaronline.com
Э6 Словарь молодёжного сленга teenslang.su
Э7 Большой словарь русского жаргона ojargone.ru
Э8 ЭУМК "Лексикографический практикум" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

ДЛЯ получения зачета по предмету студент должен выполнить все практические задания в течение семестра и сдать зачет.
Задания размещены в системе "Мудл"
Для сдачи зачета тнеобходимо следующее.
В экзаменационный билет включен один теоретический вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 35 минут. Ответ студента должен соответствовать следующим требованиям.
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.