МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские основания проблемы национальных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Л.А. Серединская

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, А.В. Метелев

Рабочая программа дисциплины
Философские основания проблемы национальных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н.. профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н.. профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.специализация в обучении, расширение и углубление знаний студентов, полученных в рамках базового курса социальной философии
Особенное значение придается проблемам генезиса этно-социальных исторических субъектов, развитию интеркультурных взаимодействий между ними, осуществлению философской рефлексии по поводу смыслов общения донациональных и национальных субъектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-3 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
ПК-6 владением навыками воспитательной работы и готовностью их использовать в педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о проблеме национальных отношений
многообразие социальных субъектов и их отношений;
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать социальные реалии современности в соответствии с предложенной методологией
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.теоретико-методологической работы, направленные на выявление оснований исследовательской деятельности гуманитарных наук, изучающих национальные отношения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философская категория “отношение” и ее проблемность
1.1. Отношение в рамках субъектно-объектных связей. Субъектно-субъект. Отношение в рамках субъектно-объектных связей. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Отношение в рамках субъектно-объектных связей. Субъектно-субъект. Отношение в рамках субъектно-объектных связей. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Отношение в рамках субъектно-объектных связей. Субъектно-субъект. Отношение в рамках субъектно-объектных связей. Сам. работа 7 4 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Проблемность отношения в догматической философии
2.1. Догма и догматическое философствование.Догматические интерпретации национальных отношений.Доктринальное уничтожение проблемности национальных отношений. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Догма и догматическое философствование.Догматические интерпретации национальных отношений.Доктринальное уничтожение проблемности национальных отношений. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Догма и догматическое философствование.Догматические интерпретации национальных отношений.Доктринальное уничтожение проблемности национальных отношений. Сам. работа 7 8 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Проблемность отношения в натурфилософии
3.1. Греческая натурфилософия и архэ. Язык, территория, экономические связи как архэ национальной жизни. Натурфилософские интерпретации национальных отношений в 70-80-е гг. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Греческая натурфилософия и архэ. Язык, территория, экономические связи как архэ национальной жизни. Натурфилософские интерпретации национальных отношений в 70-80-е гг. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Греческая натурфилософия и архэ. Язык, территория, экономические связи как архэ национальной жизни. Натурфилософские интерпретации национальных отношений в 70-80-е гг. Сам. работа 7 6 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Отношение как проблема метафизической философии
4.1. Способы постановки метафизической проблемы. Метафизика национального бытия. Поиск сущности национальных отношений. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Способы постановки метафизической проблемы. Метафизика национального бытия. Поиск сущности национальных отношений. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Способы постановки метафизической проблемы. Метафизика национального бытия. Поиск сущности национальных отношений. Сам. работа 7 6 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Многообразие и типы отношений социальных субъектов
5.1. Многообразие социальных субъектов. Проблема критериев выделения субъекта национальных отношений. Общность-суммативность. Общность-тотальность.Общество-органическая целостность. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Многообразие социальных субъектов. Проблема критериев выделения субъекта национальных отношений. Общность-суммативность. Общность-тотальность.Общество-органическая целостность. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Многообразие социальных субъектов. Проблема критериев выделения субъекта национальных отношений. Общность-суммативность. Общность-тотальность.Общество-органическая целостность. Сам. работа 7 8 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Онтология отношений в метафизической философии
6.1. Категориальный анализ социального субъекта.Родо-племенной субъект.Субъект-народность.Субъект-нация. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Категориальный анализ социального субъекта.Родо-племенной субъект.Субъект-народность.Субъект-нация. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Категориальный анализ социального субъекта.Родо-племенной субъект.Субъект-народность.Субъект-нация. Сам. работа 7 6 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Саморефлексия субъекта отношений в метафизической философии
7.1. Социальный субъект и способы его самопознания.Мифологическое самосознание родовой общности.Религиозное самопознание народности.Философия как метод самопознания национальной общности. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Социальный субъект и способы его самопознания.Мифологическое самосознание родовой общности.Религиозное самопознание народности.Философия как метод самопознания национальной общности. Практические 7 4 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Социальный субъект и способы его самопознания.Мифологическое самосознание родовой общности.Религиозное самопознание народности.Философия как метод самопознания национальной общности. Сам. работа 7 9 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Субъектность социальной общности и проблема межсубъектных отношений
8.1. Локальные социальные субъекты.Мир и война как формы социальных контактов локальных субъектов.Универсальные социальные субъекты.Плюрализм смыслов и диалог культур.Отношения национальных и донациональных субъектов. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Локальные социальные субъекты.Мир и война как формы социальных контактов локальных субъектов.Универсальные социальные субъекты.Плюрализм смыслов и диалог культур.Отношения национальных и донациональных субъектов. Сам. работа 7 10 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Взгляд на историю России: генезис государственности в полиэтническом обществе
9.1. Особенности образования и развития имперского государства. Освоение географического пространства. Бремя колонизации и открытия нового мира. Возможность участи в европейских делах и сохранение основ европейской культуры. Убеждения благодеятельности сильной власти и необходимости единоличного тиранического управления страной. Иррациональность пределов империи, складывание имперских отношений, социальная ассимиляция подданных.Советская империя и конец ее истории. Ликвидация имперского принципа единства и многообразия. Ускорение развития промышленности за счет сельского хозяйства. Слабость гражданского общества и рыночных отношений. Окончание коммунистического обновления мира. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Особенности образования и развития имперского государства. Освоение географического пространства. Бремя колонизации и открытия нового мира. Возможность участи в европейских делах и сохранение основ европейской культуры. Убеждения благодеятельности сильной власти и необходимости единоличного тиранического управления страной. Иррациональность пределов империи, складывание имперских отношений, социальная ассимиляция подданных.Советская империя и конец ее истории. Ликвидация имперского принципа единства и многообразия. Ускорение развития промышленности за счет сельского хозяйства. Слабость гражданского общества и рыночных отношений. Окончание коммунистического обновления мира. Практические 7 8 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.3. Особенности образования и развития имперского государства. Освоение географического пространства. Бремя колонизации и открытия нового мира. Возможность участи в европейских делах и сохранение основ европейской культуры. Убеждения благодеятельности сильной власти и необходимости единоличного тиранического управления страной. Иррациональность пределов империи, складывание имперских отношений, социальная ассимиляция подданных.Советская империя и конец ее истории. Ликвидация имперского принципа единства и многообразия. Ускорение развития промышленности за счет сельского хозяйства. Слабость гражданского общества и рыночных отношений. Окончание коммунистического обновления мира. Сам. работа 7 9 ОК-6, ОПК-3, ПК-6 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гуревич П. С. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 2 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 Гобозов, И. А. Философия истории : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D8B278B9-CB70-4AA3-84BD-859FE5B8DB3F.
Л2.3 Любутин К.Н. - отв. ред. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 Поисковая система «Google» www.google.ru
Э3 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 ЭБС «Лань» www.lanbook.ru
Э6 ЭБС «Юрайт www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
ЭБС АлтГУ. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань». Режим доступа: http://www.lanbook.ru
ЭБС «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.