МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы человека в философской антропологии 20 века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, И.В. Черданцева

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, А.В. Метелев

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы человека в философской антропологии 20 века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.выявить актуальные проблемы человека в философской антропологии ХХ века, а также проанализировать методы постановки и решения этих проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: истории зарубежной философии (античная философия, философская мысль древнего Востока, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления)
ОПК-10 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные философские проблемы физики, математики, биологии, истории)
ПК-1 способностью пользоваться в процессе научно-исследовательской деятельности базовыми философскими знаниями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- онтологические, гносеологические, этические, социально-философские аспекты философской антропологии ХХ века;
- основные направления философии античности и древнего Востока, эпохи Возрождения, Нового времени и современной философии;
- специфику философских проблем естествознания, гуманитарных наук и проблем философской антропологии ХХ века;
- возможные тематические и междисциплинарные пересечения философских проблем антропологии с естественными, гуманитарными и техническими науками;
- основные концепции философско-антропологической мысли ХХ века;
- основные направления философской антропологии XX века;
- ключевые термины, описывающие проблемы человеческого существования.

3.2.Уметь:
3.2.1.- составлять целостное представление о человеке на основе конкретного философского текста ХХ века;
- выделять антропологическую тему и проблематику в философских направлениях и школах;
- сопоставлять антропологические концепции, вне зависимости от направлений, эпох и школ, выделяя общее и различное;
- выявлять специфику философских проблем естествознания и гуманитарных наук и проблем философской антропологии ХХ века на примере конкретных философских текстов;
- выявлять антропологическую проблематику в естественнонаучных, гуманитарных и технических текстах;
- использовать знание основных концепций философско-антропологической мысли ХХ века в научно-исследовательской деятельности;
- различать проблематику философской антропологии от другой философской проблематики;
- выстраивать аргументированную позицию при решении проблем, касающихся философской антропологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- пониманием специфики антропологического дискурса ХХ века;
- различными интерпретационными подходами к пониманию антропологической проблематики;
- навыками выявления научного содержания проблем философской антропологии ХХ века;
- навыком различения антропологической проблематики в философских и естественнонаучных, других гуманитарных и технических источниках;
- навыком демонстрации и применения знаний антропологической проблематики в личной профессиональной деятельности;
- навыком применения знаний о проблемах существования человека в собственном научном исследовании;
- умением использовать в научной деятельности знание проблем человека в философской антропологии ХХ века.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема жизни и смерти человека. Смысл человеческой жизни. Проблема свободы человека.
1.1. Жизнь и смерть человека как проблема философской антропологии ХХ века. Переживание смерти в религии, философии, культуре. Право на смерть и право на жизнь. Вл. Янкелевич о тайне и феномене смерти. Лекции 8 4 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.2. Проблема смерти в философии В. Янкелевича. Тайна смерти и феномен смерти. Смерть в третьем, во втором, в первом лице. Смерть по эту сторону смерти: смерть в течение жизни, приоткрытость, старение. Смерть в момент наступления смерти. Смерть по ту сторону смерти. Практические 8 4 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
1.3. Жизнь и смерть человека как проблема философской антропологии ХХ века. Переживание смерти в религии, философии, культуре. Право на смерть и право на жизнь. Вл. Янкелевич о тайне и феномене смерти. Сам. работа 8 10 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
1.4. Проблема смысла жизни и ценностных ориентиров. Смысл жизни как основа внутреннего самоопределения человека. Выбор и поступок как его основные акты. Абсолютность и относительность смысла жизни. Лекции 8 4 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
1.5. Проблема смысла жизни в экзистенциальной психологии В. Франкла. Проблема смысла жизни как основная проблема человеческого существования. Смысл и цель жизни. Смысл жизни и ценностные координаты человеческого бытия. Абсолютность и относительность смысла жизни. Практические 8 4 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
1.6. Проблема смысла жизни и ценностных ориентиров. Смысл жизни как основа внутреннего самоопределения человека. Выбор и поступок как его основные акты. Абсолютность и относительность смысла жизни. Сам. работа 8 10 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
1.7. Проблема свободы. Основные признаки свободы. Проблема свободы в экзистенциализме. К. Ясперс: свобода как внутреннее состояние человека. Свобода и пограничная ситуация. Свобода как выбор. Свобода, игра и творчество. Свобода и ответственность. Лекции 8 2 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
1.8. Проблема свободы в философии К. Ясперса. Просветление экзистенциальной свободы. Существование и бытие-свободным. Свобода и необходимость. Свобода и трансценденция. Практические 8 4 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
1.9. Проблема свободы. Основные признаки свободы. Проблема свободы в экзистенциализме. К. Ясперс: свобода как внутреннее состояние человека. Свобода и пограничная ситуация. Свобода как выбор. Свобода, игра и творчество. Свобода и ответственность. Сам. работа 8 10 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Аффекты, страсти и экзистенциалы человека: вера, надежда, любовь, страх, стыд, вина.
2.1. Вера как творческое состояние и живая полнота сердца. Надежда как философско-религиозная ценность. Виды и формы любви. Метафизические основания любви. Страх как феномен человеческого существования. Понятия совести, стыда, вины. Прощение и искупление вины Лекции 8 2 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
2.2. Проблема любви в философии Э.Фромма. Любовь как искусство любви. Любовь – ответ на проблему человеческого существования. Любовь между ребенком и родителем. Объекты любви. Любовь и ее распад в современном западном обществе. Практика любви. Практические 8 6 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
2.3. Вера как творческое состояние и живая полнота сердца. Надежда как философско-религиозная ценность. Виды и формы любви. Метафизические основания любви. Страх как феномен человеческого существования. Понятия совести, стыда, вины. Прощение и искупление вины Сам. работа 8 10 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Проблема пространства и времени человеческого бытия. Человек как трагическое существо. Мужество жить и принцип надежды.
3.1. Антропологическое измерение пространства и времени. Философия М. Хайдеггера о метафизике вопрошания человеком о месте и времени своего бытия. Место и локус, проблема их сущностного различия. Метафизика времени, его сущее и сущностное значение. Лекции 8 2 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
3.2. Проблема пространства и времени человеческого бытия в философии М.Хайдеггера. Пространственность бытия в мире. Пространственность присутствия. Присутствие и временность. Временность и повседневность. Временность и историчность. Временность и внутривременность. Практические 8 6 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
3.3. Антропологическое измерение пространства и времени. Философия М. Хайдеггера о метафизике вопрошания человеком о месте и времени своего бытия. Место и локус, проблема их сущностного различия. Метафизика времени, его сущее и сущностное значение. Сам. работа 8 10 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
3.4. Человек как трагическое существо (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор). Философская антропология об одиночестве, заброшенности, отчаянии, деструкции личности. Утрата собственного «Я» как философская проблема. Одномерность человеческого существования (Г. Маркузе). Лекции 8 2 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
3.5. Человек как трагическое существо (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор). Философская антропология об одиночестве, заброшенности, отчаянии, деструкции личности. Утрата собственного «Я» как философская проблема. Одномерность человеческого существования (Г. Маркузе). Сам. работа 8 8 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
3.6. Человек в больном обществе. Проблема душевного здоровья. Принцип «мужества жизни» как ценностный ориентир, его специфика. Принцип надежды как одно из ведущих ценностных и экзистенциальных оснований человеческого существования Лекции 8 2 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2
3.7. Человек в больном обществе. Проблема душевного здоровья. Принцип «мужества жизни» как ценностный ориентир, его специфика. Принцип надежды как одно из ведущих ценностных и экзистенциальных оснований человеческого существования Сам. работа 8 8 ОПК-4, ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. И. Липский, Б. В. Марков. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA
Л1.2 Гуревич П. С. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2018 urait.ru
Л2.2 под ред. А. С. Колесникова История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017. www.biblio-online.ru/book/81AE8D25-3837-4D4A-8841-8C93DE7C22D6.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э3 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э4 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э5 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э6 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э7 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э8 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э9 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э10 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э11 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э12 Актуальные проблемы человека в философской антропологии 20 века portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.