МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика аргументации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат философских наук, доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
доктор философских наук, профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика аргументации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать магистрам теоретические знания и выработать у них практические навыки убеждения аудитории и оппонентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-1 владение углубленным знанием современных проблем философии, готовность предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения
ОПК-2 способность использования в различных видах профессиональной деятельности знания в области теории и практики аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы
ОПК-4 готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-5 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1 способность самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку
ПК-7 готовность учитывать специфику аудитории и владеть вниманием слушателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные принципы логического анализа концепций и литературы;
- формы знания, соотношение знания и незнания, знания и заблуждения, знания и веры;
- специфику анализа концепций и литературы;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- законы и правила логики;
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основные проблемы и разработки современной классической и неклассической логики;
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные приемы и методы аргументации;
- основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности;
- роль философии в становлении личности;
- мировоззренческие, социализирующие и методологические функции философии;
- основные философские проблемы смысложизненного и ценностного содержания;
- основные формы мышления и развития знания;
- семантические категории языка;
- риторические методы и приемы аргументации;
- риторические уловки в аргументации;
- типы мировоззрения;
- основные функции философии;
- специфику ведения философского диалога;
- основы и принципы критической рефлексии;
- специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике общелогические методы исследования;
- анализировать и подвергать критике концепции авторов научных текстов;
- анализировать конкретные социальные, исторические и политические явления с мировоззренческих позиций;
- выявлять смысловые конструкции при работе с научными текстами;
- применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации;
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения культурного уровня;
- применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении;
- учитывать специфику способов аргументации в зависимости от характера аудитории и контекста;
- применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации;
- показать своеобразие аргументации в различных областях деятельности;
- учитывать своеобразие аргументации в различных областях деятельности;
- редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации;
- применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни;
- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- обобщать и систематизировать информацию;
- логически правильно, аргументировано и ясно строить свою речь в процессе делового общения;
- применять риторические методы и приемы убеждения собеседника и аудитории;
- выявлять риторические уловки в аргументации оппонента;
-различать допустимые и недопустимые риторические уловки в аргументации оппонента;
- противостоять и препятствовать недопустимым риторическим уловкам в процессе аргументации;
- совмещать поля аргументации;
- использовать научные концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- применять полученные знания для анализа общественных явлений;
- выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики;
- использовать социально-философские концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных явлений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками логического анализа научных и философских концепций;
- навыками критического логического анализа получаемой информации;
- навыками анализа научных концепций;
- навыками аргументации;
- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни;
- навыками нравственной рефлексии;
- навыками применения этических норм;
- навыками осознания личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы;
- навыками философской аргументации;
- риторическими методами и приемами убеждения собеседника и аудитории;
- допустимым уловкам в процессе аргументации;
- навыками философской аргументации при рассмотрении социально-философских проблем;
- навыками ведения философского диалога.;
- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками выявления и совмещения полей аргументации;
- навыками коммуникации, понимать её философское значение.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Определение и предмет «Теории и практики аргументации»
1.1. Основные подходы к определению теории и практики аргументации и трактовке ее предмета. Значение теории аргументации. Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Основные подходы к определению теории и практики аргументации и трактовке ее предмета. Значение теории аргументации. Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Логические основы теории аргументации.
2.1. Субъекты и виды аргументации. Доказательство как логическая операция. Структура доказательства. Виды доказательства. Понятие критики и ее виды. Опровержение как логическая операция и его виды. Критика аргументов и демонстрации. Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Субъекты и виды аргументации. Доказательство как логическая операция. Структура доказательства. Виды доказательства. Понятие критики и ее виды. Опровержение как логическая операция и его виды. Критика аргументов и демонстрации. Практические 2 2 ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Субъекты и виды аргументации. Доказательство как логическая операция. Структура доказательства. Виды доказательства. Понятие критики и ее виды. Опровержение как логическая операция и его виды. Критика аргументов и демонстрации. Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Рациональные условия эффективности аргументации.
3.1. Определение и совмещение полей аргументации. Логические правила и ошибки в аргументации. Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Определение и совмещение полей аргументации. Логические правила и ошибки в аргументации. Практические 2 2 ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
3.3. Определение и совмещение полей аргументации. Логические правила и ошибки в аргументации. Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Обоснование и его виды.
4.1. Принцип достаточного основания. Виды и способы обоснования и аргументации. Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Эмпирическая аргументация
5.1. Роль и значение эмпирических данных в аргументации. Способы эмпирической аргументации. Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Теоретическая аргументация.
6.1. Роль и значение теоретического обоснования в аргументации. Способы теоретической аргументации. Требования к теоретическим построениям и принципы их оценки. Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Контекстуальная аргументация.
7.1. Контекстуальная аргументация, ее роль, значение и соотношение с универсальной аргументацией. Способы контекстуальной аргументации. Практические 2 2 ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
7.2. Контекстуальная аргументация, ее роль, значение и соотношение с универсальной аргументацией. Способы контекстуальной аргументации. Сам. работа 2 8 ОК-1, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под ред. Г. Л. Тульчинского. Логика и теория аргументации : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/8967D344-6A11-4A3D-A5A7-D70846291F93
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сковиков А. К. ЛОГИКА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Ивин, А. А. Риторика: учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/508937CF-32AF-4260-9CDB-D0993E99CDE7
Л2.3 Зверев, С. Э. Риторика : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CDACDD6D-BBE6-4031-B028-717DF7BC910A
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э2 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Курс в Moodle "Теория и практика аргументации" portal.edu.asu.ru
Э5 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э6 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э7 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э8 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э9 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э10 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э11 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э12 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э13 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э14 Библиотека по философии. lib.ru
Э15 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э16 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.