МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология редукционизма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методология редукционизма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у обучающихся представление о возможностях и границах эффективности методологии редукционизма

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: онтологии и теории познания (природа философского знания, функции философии, методология философского познания, основные категории философии)
ОПК-8 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: философии и методологии науки (наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт, природа научного знания, структура науки, методы и формы научного познания, современные концепции философии науки)
ПК-2 способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные направления, проблемы, теории и методы философии;
- содержание современных философских дискуссий по проблемам онтологии и теории познания, места и роли редукционизма в развитии философского познания;
- основные периоды исторического развития науки и техники;
- основные для ХХ столетия концепции развития науки, значение редукционизма в развитии современной науки;
- современные гносеологические (эпистемологические), онтологические, социально-философские подходы и, а также уместность и возможность их применения в конкретных предметных областях философского знания.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать положения и категории онтологии и теории познания, а также метод редукционизма для анализа различных тенденций, процессов и явлений;
- применять современные эпистемологические концепции для решения нестандартных исследовательских и проектных задач;
- использовать современные методы философско-теоретического знания с позиции разных уровней систематизации философского знания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками анализа текстов, имеющих философское содержание по вопросам онтологии и теории познания, в том числе в аспекте выявления метода редукции и содержательной аргументации основных положений содержания;
- навыками структурирования и обобщения данных, полученных в результате аналитической работы над текстами;
- методиками представления результатов аналитической работы в области эпистемологии;
- современными методами философско-теоретического знания в сфере онтологии, эпистемологии, социальной философии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие редукционизма.
1.1. Понятие методологии. Формы организации методологического знания: принцип, подход, программа, парадигма. Многообразие методологических программ в науке. Понятие методологии редукционизма. Место методологии редукционизма в истории науки. Редукционизм в классическом естествознании. Редукционизм в неклассическом естествознании. Редукционизм в социальных и гуманитарных науках. Редукционизм в философском познании. Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.2. Понятие методологии. Формы организации методологического знания: принцип, подход, программа, парадигма. Многообразие методологических программ в науке. Понятие методологии редукционизма. Место методологии редукционизма в истории науки. Редукционизм в классическом естествознании. Редукционизм в неклассическом естествознании. Редукционизм в социальных и гуманитарных науках. Редукционизм в философском познании. Практические 8 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.3. Понятие методологии. Формы организации методологического знания: принцип, подход, программа, парадигма. Многообразие методологических программ в науке. Понятие методологии редукционизма. Место методологии редукционизма в истории науки. Редукционизм в классическом естествознании. Редукционизм в неклассическом естествознании. Редукционизм в социальных и гуманитарных науках. Редукционизм в философском познании. Сам. работа 8 15 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 2. Онтологические, гносеологические и социальные основания редукционизма.
2.1. Онтологические основания редукционизма: диалектика целого и части, сложного и простого, высшего и низшего. Гносеологические основания редукционизма: природа идеализированных объектов, природа научных фактов, предметно-дисциплинарная организация науки. Социальные основания редукционизма: монополизация предметных областей научных исследований, конкурирование научных сообществ. Лекции 8 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.2. Онтологические основания редукционизма: диалектика целого и части, сложного и простого, высшего и низшего. Гносеологические основания редукционизма: природа идеализированных объектов, природа научных фактов, предметно-дисциплинарная организация науки. Социальные основания редукционизма: монополизация предметных областей научных исследований, конкурирование научных сообществ. Практические 8 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.3. Онтологические основания редукционизма: диалектика целого и части, сложного и простого, высшего и низшего. Гносеологические основания редукционизма: природа идеализированных объектов, природа научных фактов, предметно-дисциплинарная организация науки. Социальные основания редукционизма: монополизация предметных областей научных исследований, конкурирование научных сообществ. Сам. работа 8 14 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 3. Метод редукции и условия его применения.
3.1. Операциональная структура метода редукции. Логическая структура редуктивных умозаключений. Регрессивная и прогрессивная редукция. Гомогенная и гетерогенная редукция. Эвристическое оправдание и логико-гносеологические условия применимости метода редукции. Ограничения в применении метода редукции Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.2. Операциональная структура метода редукции. Логическая структура редуктивных умозаключений. Регрессивная и прогрессивная редукция. Гомогенная и гетерогенная редукция. Эвристическое оправдание и логико-гносеологические условия применимости метода редукции. Ограничения в применении метода редукции Практические 8 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.3. Операциональная структура метода редукции. Логическая структура редуктивных умозаключений. Регрессивная и прогрессивная редукция. Гомогенная и гетерогенная редукция. Эвристическое оправдание и логико-гносеологические условия применимости метода редукции. Ограничения в применении метода редукции Сам. работа 8 13 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 4. Программы редукционизма как научной методологии.
4.1. Программа И.Ньютона. Механицизм в классической науке. Логический атомизм Б. Рассела и формальная логика. Физикализм как программная установка Венского кружка. Трудности физикализма. Физико-химический редукционизм в неклассической биологии. Органицизм и экономизм в социальных науках. Формы и аспекты современного редукционизма (генетический, онтологический и гносеологическо-методологический редукционизм). Редукционизм и антиредукционизм. Лекции 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
4.2. Программа И.Ньютона. Механицизм в классической науке. Логический атомизм Б. Рассела и формальная логика. Физикализм как программная установка Венского кружка. Трудности физикализма. Физико-химический редукционизм в неклассической биологии. Органицизм и экономизм в социальных науках. Формы и аспекты современного редукционизма (генетический, онтологический и гносеологическо-методологический редукционизм). Редукционизм и антиредукционизм. Практические 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
4.3. Программа И.Ньютона. Механицизм в классической науке. Логический атомизм Б. Рассела и формальная логика. Физикализм как программная установка Венского кружка. Трудности физикализма. Физико-химический редукционизм в неклассической биологии. Органицизм и экономизм в социальных науках. Формы и аспекты современного редукционизма (генетический, онтологический и гносеологическо-методологический редукционизм). Редукционизм и антиредукционизм. Сам. работа 8 12 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 5. Редукционизм в философии.
5.1. Метод феноменологической редукции Э. Гуссерля. Социологизм, психологизм, культурологизм и функционализм в социальной философии. Лекции 8 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
5.2. Метод феноменологической редукции Э. Гуссерля. Социологизм, психологизм, культурологизм и функционализм в социальной философии. Практические 8 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3
5.3. Метод феноменологической редукции Э. Гуссерля. Социологизм, психологизм, культурологизм и функционализм в социальной философии. Сам. работа 8 12 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Л1.2 под науч. ред. Купцова В.И. Философия и методология науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Липского Б.И. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Кнорринг В.Г. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ. ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XVI ВЕКА. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ушаков Е.В. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Багдасарьян Н.Г. - отв. ред. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э3 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э4 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э5 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э6 Электронная библиотека но философии rilosof.historic.ru
Э7 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э8 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе практических занятий:
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Студенту для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии отличного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая учитывается при проведении зачета.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на зачете:
Студент может сдать зачет либо по итогам практических занятий, либо по вопросам к зачету.
По итогам практических занятий, студент может по 4-бальной шкале оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично», что соответствует оценке «зачтено».
По вопросам к зачету. В вопросы к зачету включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос студент должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 30-35 минут. За ответ студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично», что соответствует оценке «зачтено», либо «неудовлетворительно», что соответствует оценке «не зачтено».