МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат философских наук, доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
доктор философских наук, профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Современные проблемы философии" является представление общей панорамы знаний о современных тенденциях развития философии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 владение углубленным знанием современных проблем философии, готовность предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения
ПК-5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- место и роль философии в современных интеграционных процессах.
-особенности современной философии и основные тенденции и закономерности в ее развитии;
- актуальные вопросы философии глобальных проблем, антиномии глобального сознания и частного интереса.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать философское знание для критической оценки современной социальной ситуации.
- анализировать духовную ситуацию современности;
- эффективно использовать знание философских аспектов идеологии, власти, антиномии права и морали;
- выделять особенности постклассической культуры;
-эффективно использовать философское знание для критической оценки современной социальной ситуации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками философской аргументации, убеждения, критической рефлексии.
- навыками философской аргументации, убеждения, критической рефлексии;
- способностью продуцировать, анализировать и транслировать современные гуманистические ценности;
- способностью диалектического видения процессов в современном обществе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия и современные интеграционные процессы. Проблема единства мира в современной философии
1.1. Актуальность философии глобальных проблем. Глобальное сознание. Антиномии глобального сознания и частного интереса. Формирование единой культуры и роль информационных сетей. Методологии исследования глобальных процессов. Глобальное моделирование и футурологические исследования. Основания единства мира. Структурные уровни материи. Основные формы движения и взаимодействия в мире. Основные формы развития. Специфика неорганической и биохимической эволюции вещества. «Хаотическая» космология. Принцип генетического единства человека и Вселенной. Антропный принцип в объяснении универсального генезиса. Проблема научности современной картины мира. Критика редукционизма, эволюционизма и рационализма как общефилософских оснований объяснения мира. Современная динамика понятия «научная картина мира». Концепции диалектики в современной философии. Системы категорий диалектики. Общие законы функционирования и развития материальных систем. Детерминизм и причинность. Знание и власть (М. Фуко). Лекции 2 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Актуальность философии глобальных проблем. Глобальное сознание. Антиномии глобального сознания и частного интереса. Формирование единой культуры и роль информационных сетей. Методологии исследования глобальных процессов. Глобальное моделирование и футурологические исследования. Основания единства мира. Структурные уровни материи. Основные формы движения и взаимодействия в мире. Основные формы развития. Специфика неорганической и биохимической эволюции вещества. «Хаотическая» космология. Принцип генетического единства человека и Вселенной. Антропный принцип в объяснении универсального генезиса. Проблема научности современной картины мира. Критика редукционизма, эволюционизма и рационализма как общефилософских оснований объяснения мира. Современная динамика понятия «научная картина мира». Концепции диалектики в современной философии. Системы категорий диалектики. Общие законы функционирования и развития материальных систем. Детерминизм и причинность. Знание и власть (М. Фуко). Практические 2 6 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Актуальность философии глобальных проблем. Глобальное сознание. Антиномии глобального сознания и частного интереса. Формирование единой культуры и роль информационных сетей. Методологии исследования глобальных процессов. Глобальное моделирование и футурологические исследования. Основания единства мира. Структурные уровни материи. Основные формы движения и взаимодействия в мире. Основные формы развития. Специфика неорганической и биохимической эволюции вещества. «Хаотическая» космология. Принцип генетического единства человека и Вселенной. Антропный принцип в объяснении универсального генезиса. Проблема научности современной картины мира. Критика редукционизма, эволюционизма и рационализма как общефилософских оснований объяснения мира. Современная динамика понятия «научная картина мира». Концепции диалектики в современной философии. Системы категорий диалектики. Общие законы функционирования и развития материальных систем. Детерминизм и причинность. Знание и власть (М. Фуко). Сам. работа 2 18 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Современные проблемы гносеологии. Проблема сознания в современной философии
2.1. Основные признаки гносеологизма: доминанта рационального мироотношения, рефлексия движения познавательных форм, исчисление виртуальной организации. Креативные, комплементарные, адаптационные возможности гносеологизма. Сознание как предмет познания. Онтология сознания: сознание как реальность. Отказ от психологизации сознания в XX веке. Натурализм в понимании сознания. Материалистическое понимание сознания. Классическое и неклассическое понимание сознания. Проблема определения сознания. Рефлексивные и нерефлексивные теории, субстанционализм и функциализм в опредлении сознания. Сознание как интегральный способ выражения отношения к миру, к себе, к другому. Сознание как свойство, как акт-действие, как процесс, как способность. Проблема структуры сознания. Сознание как система. Сознание и бессознательное. Индивидуальное, общественное сознание. Историзм, космизм, темпоральность сознания. Лекции 2 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Основные признаки гносеологизма: доминанта рационального мироотношения, рефлексия движения познавательных форм, исчисление виртуальной организации. Креативные, комплементарные, адаптационные возможности гносеологизма. Сознание как предмет познания. Онтология сознания: сознание как реальность. Отказ от психологизации сознания в XX веке. Натурализм в понимании сознания. Материалистическое понимание сознания. Классическое и неклассическое понимание сознания. Проблема определения сознания. Рефлексивные и нерефлексивные теории, субстанционализм и функциализм в опредлении сознания. Сознание как интегральный способ выражения отношения к миру, к себе, к другому. Сознание как свойство, как акт-действие, как процесс, как способность. Проблема структуры сознания. Сознание как система. Сознание и бессознательное. Индивидуальное, общественное сознание. Историзм, космизм, темпоральность сознания. Практические 2 6 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Основные признаки гносеологизма: доминанта рационального мироотношения, рефлексия движения познавательных форм, исчисление виртуальной организации. Креативные, комплементарные, адаптационные возможности гносеологизма. Сознание как предмет познания. Онтология сознания: сознание как реальность. Отказ от психологизации сознания в XX веке. Натурализм в понимании сознания. Материалистическое понимание сознания. Классическое и неклассическое понимание сознания. Проблема определения сознания. Рефлексивные и нерефлексивные теории, субстанционализм и функциализм в опредлении сознания. Сознание как интегральный способ выражения отношения к миру, к себе, к другому. Сознание как свойство, как акт-действие, как процесс, как способность. Проблема структуры сознания. Сознание как система. Сознание и бессознательное. Индивидуальное, общественное сознание. Историзм, космизм, темпоральность сознания. Сам. работа 2 16 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Аксиологическая проблематика в современной философии. Трансформации понятия рациональности в современной философии.
3.1. Природа ценностей. Виды ценностей. Релятивизм и субстанциализм в ис следовании природы ценностей. Классификация ценностей. Трансформация ценностей в контексте социокультурной динамики. Роль ценностного компонента в социокультурной реальности. Современные гуманистические ценности. Дискурсивная и прикладная этика. Религиозные ценности в современном обществе. Особенности методологии постнеклассической науки. Переход от единой эпистемологии к плюрализму эпистемологических моделей. Признание субъективности знания. Проблема вероятностного знания. Стирание грани между естественными и гуманитарными науками. Новые дисциплины и новые общенаучные методы: теория систем, синергетика, синергетический подход, метод структурно-функционального анализа. Взаимодействие рациональных и внерациональных компонентов сознания, мистический компонент в человеческом сознании, виртуальные реальности и компьютерная эпистемология. Герменевтические проекты в современной философии. Лекции 2 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Природа ценностей. Виды ценностей. Релятивизм и субстанциализм в ис следовании природы ценностей. Классификация ценностей. Трансформация ценностей в контексте социокультурной динамики. Роль ценностного компонента в социокультурной реальности. Современные гуманистические ценности. Дискурсивная и прикладная этика. Религиозные ценности в современном обществе. Особенности методологии постнеклассической науки. Переход от единой эпистемологии к плюрализму эпистемологических моделей. Признание субъективности знания. Проблема вероятностного знания. Стирание грани между естественными и гуманитарными науками. Новые дисциплины и новые общенаучные методы: теория систем, синергетика, синергетический подход, метод структурно-функционального анализа. Взаимодействие рациональных и внерациональных компонентов сознания, мистический компонент в человеческом сознании, виртуальные реальности и компьютерная эпистемология. Герменевтические проекты в современной философии. Практические 2 6 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.3. Природа ценностей. Виды ценностей. Релятивизм и субстанциализм в ис следовании природы ценностей. Классификация ценностей. Трансформация ценностей в контексте социокультурной динамики. Роль ценностного компонента в социокультурной реальности. Современные гуманистические ценности. Дискурсивная и прикладная этика. Религиозные ценности в современном обществе. Особенности методологии постнеклассической науки. Переход от единой эпистемологии к плюрализму эпистемологических моделей. Признание субъективности знания. Проблема вероятностного знания. Стирание грани между естественными и гуманитарными науками. Новые дисциплины и новые общенаучные методы: теория систем, синергетика, синергетический подход, метод структурно-функционального анализа. Взаимодействие рациональных и внерациональных компонентов сознания, мистический компонент в человеческом сознании, виртуальные реальности и компьютерная эпистемология. Герменевтические проекты в современной философии. Сам. работа 2 18 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Антропологизация философской проблематики.
4.1. Человек как центральная проблема в философии XX века: от феноменологии до «смерти субъекта». Усложнение условий человеческого бытия. Проблемы языка, сознания, общения. Категории человеческого бытия. Четыре основные стратегии философской антропологии: антропобиологическая, культурологическая, религиозная и социологическая. Интенция к диалогической философии. Универсальная программа реформирования философской антропологии П. Рикера. Тенденция «синтеза» дискурса философской антропологии с дискурсами других философских течений. Лекции 2 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.2. Человек как центральная проблема в философии XX века: от феноменологии до «смерти субъекта». Усложнение условий человеческого бытия. Проблемы языка, сознания, общения. Категории человеческого бытия. Четыре основные стратегии философской антропологии: антропобиологическая, культурологическая, религиозная и социологическая. Интенция к диалогической философии. Универсальная программа реформирования философской антропологии П. Рикера. Тенденция «синтеза» дискурса философской антропологии с дискурсами других философских течений. Практические 2 6 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.3. Человек как центральная проблема в философии XX века: от феноменологии до «смерти субъекта». Усложнение условий человеческого бытия. Проблемы языка, сознания, общения. Категории человеческого бытия. Четыре основные стратегии философской антропологии: антропобиологическая, культурологическая, религиозная и социологическая. Интенция к диалогической философии. Универсальная программа реформирования философской антропологии П. Рикера. Тенденция «синтеза» дискурса философской антропологии с дискурсами других философских течений. Сам. работа 2 16 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Проблемы философии культуры.
5.1. Актуальность философского осмысления культуры. Проблема определения культуры. Культурологические парадигмы. Проблема происхождения культуры. Историческая динамика культуры. Духовная ситуация современности. Культура и цивилизация. Научно-технический прогресс. Особенности постклассической культуры. Постмодернистская ситуация в культуре XX века: подъем и закат. Лекции 2 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
5.2. Актуальность философского осмысления культуры. Проблема определения культуры. Культурологические парадигмы. Проблема происхождения культуры. Историческая динамика культуры. Духовная ситуация современности. Культура и цивилизация. Научно-технический прогресс. Особенности постклассической культуры. Постмодернистская ситуация в культуре XX века: подъем и закат. Практические 2 6 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
5.3. Актуальность философского осмысления культуры. Проблема определения культуры. Культурологические парадигмы. Проблема происхождения культуры. Историческая динамика культуры. Духовная ситуация современности. Культура и цивилизация. Научно-технический прогресс. Особенности постклассической культуры. Постмодернистская ситуация в культуре XX века: подъем и закат. Сам. работа 2 18 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Проблема истины
6.1. Понятие истины и типы истины. Определение истины. Условия возникновения проблемы истины. Аксиология и идеология истины. Феноменология истины. Основные определения истины в истории философии. Проблема истины в логике, естественнонаучном и гуманитарном познании. Истина, истинность, истинностное значение, Принципы двузначности и многозначности в определении истинности. Истина разума и истина факта. Истина номотетического и идиографического методов. Основные концепции истины в современной философии. Корреспондентская, когерентная, прагматическая, конвенциональная концепции истины. Истина в системе субъектной объективации. Истина властного дискурса. Лекции 2 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
6.2. Понятие истины и типы истины. Определение истины. Условия возникновения проблемы истины. Аксиология и идеология истины. Феноменология истины. Основные определения истины в истории философии. Проблема истины в логике, естественнонаучном и гуманитарном познании. Истина, истинность, истинностное значение, Принципы двузначности и многозначности в определении истинности. Истина разума и истина факта. Истина номотетического и идиографического методов. Основные концепции истины в современной философии. Корреспондентская, когерентная, прагматическая, конвенциональная концепции истины. Истина в системе субъектной объективации. Истина властного дискурса. Практические 2 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
6.3. Понятие истины и типы истины. Определение истины. Условия возникновения проблемы истины. Аксиология и идеология истины. Феноменология истины. Основные определения истины в истории философии. Проблема истины в логике, естественнонаучном и гуманитарном познании. Истина, истинность, истинностное значение, Принципы двузначности и многозначности в определении истинности. Истина разума и истина факта. Истина номотетического и идиографического методов. Основные концепции истины в современной философии. Корреспондентская, когерентная, прагматическая, конвенциональная концепции истины. Истина в системе субъектной объективации. Истина властного дискурса. Сам. работа 2 22 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Философия и политика
7.1. Философия и право. Философские основания исследования права. Философия и общая теория права. Философское понятие права. Понятие правовой реальности. Философия естественного права. Философия и идеология Философские аспекты антиномии права и морали. Лекции 2 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
7.2. Философия и право. Философские основания исследования права. Философия и общая теория права. Философское понятие права. Понятие правовой реальности. Философия естественного права. Философия и идеология Философские аспекты антиномии права и морали. Практические 2 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
7.3. Философия и право. Философские основания исследования права. Философия и общая теория права. Философское понятие права. Понятие правовой реальности. Философия естественного права. Философия и идеология Философские аспекты антиномии права и морали. Сам. работа 2 17 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
7.4. Экзамен 2 27 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. С. Колесникова История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017. www.biblio-online.ru/book/81AE8D25-3837-4D4A-8841-8C93DE7C22D6.
Л1.2 Емельянов, Б. В. Русская философия XX века в 2 ч. : М. : Издательство Юрайт, 2018. www.biblio-online.ru/book/F33EA9C5-FA68-4241-9FAB-B9D898CE4E0D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боровкова О.В., Боровков А.М. Философия социально-гуманитарных наук: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени в обл. социал.-гуманит. наук Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011
Л2.2 Д. И. Грядовой. История философии. Кн.2.: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА]., 2009
Л2.3 Б. И. Липский, Б. В. Марков. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 Поисковая система «Google» www.google.ru
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 ЭБС «Лань» www.biblioclub.ru
Э5 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э6 Современные проблемы философии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань» - http://www.biblioclub.ru
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.