Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 47.04.01. Философия |
Профиль | Социальная философия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_04_01_СФ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева
1.1. | дать магистрам теоретические знания и выработать у них практические навыки убеждения аудитории и оппонентов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | способность использования в различных видах профессиональной деятельности знания в области теории и практики аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы |
ПК-7 | готовность учитывать специфику аудитории и владеть вниманием слушателей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - условия формирования личности, ее свободы и ответственности; - роль философии в становлении личности; - мировоззренческие, социализирующие и методологические функции философии; - основные философские проблемы смысложизненного и ценностного содержания; - основы и принципы критической рефлексии; - основные приемы и методы аргументации; - основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации; - типы мировоззрения; - основные функции философии; - специфику ведения философского диалога; - основы и принципы критической рефлексии; - специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации; - основные виды и способы обоснования и критики убеждений; - риторические методы и приемы аргументации; - риторические уловки в аргументации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации; - применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения культурного уровня; - применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении; - учитывать специфику способов аргументации в зависимости от характера аудитории и контекста; - применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации. - показать своеобразие аргументации в различных областях деятельности; - учитывать своеобразие аргументации в различных областях деятельности; - редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации; - применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни; - обобщать и систематизировать информацию; - логически правильно, аргументировано и ясно строить свою речь в процессе делового общения; - применять риторические методы и приемы убеждения собеседника и аудитории; - выявлять риторические уловки в аргументации оппонента; -различать допустимые и недопустимые риторические уловки в аргументации оппонента; - противостоять и препятствовать недопустимым риторическим уловкам в процессе аргументации. - совмещать поля аргументации; - использовать научные концепции для формирования и обоснования собственных убеждений; - применять полученные знания для анализа общественных явлений; - выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики; - использовать социально-философские концепции для формирования и обоснования собственных убеждений; - применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных явлений; - применять на практике социально-философские знания; - применять основные положения социальной философии и философии истории при анализе социальных явлений и событий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками аргументации; - навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни. - навыками нравственной рефлексии; - навыками применения этических норм; - навыками осознания личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы; - навыками философской аргументации; - навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности; - навыками выявления и совмещения полей аргументации; - навыками коммуникации, понимать её философское значение. - риторическими методами и приемами убеждения собеседника и аудитории; - допустимым уловкам в процессе аргументации; - навыками философской аргументации при рассмотрении социально-философских проблем; - навыками ведения философского диалога. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Спор как вид аргументации. | ||||||
1.1. | Предмет, задачи спора и условия для его начала. Виды спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора. Меры против софизмов и уловок. Стратегия и тактика спора, логический такт и манера спорить. Цели, формы завершения и результаты спора. | Практические | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Предмет, задачи спора и условия для его начала. Виды спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора. Меры против софизмов и уловок. Стратегия и тактика спора, логический такт и манера спорить. Цели, формы завершения и результаты спора. | Сам. работа | 2 | 9 | ОПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Стратегия и тактика ведения дискуссии. | ||||||
2.1. | Дискуссия студентов на заданную тему с применением теоретических знаний приобретенных на занятии «Спор как вид аргументации» и в процессе подготовки к нему. | Практические | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Дискуссия студентов на заданную тему с применением теоретических знаний приобретенных на занятии «Спор как вид аргументации» и в процессе подготовки к нему. | Сам. работа | 2 | 9 | ОПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Анализ проведения и подведение итогов дискуссии. | ||||||
3.1. | Основные аспекты и элементы дискуссии: предмет, цель и задачи дискуссии, корректные и некорректные приемы аргументации, логический такт и манера спорить. Завершение и результаты дискуссии. | Практические | 2 | 2 | ОПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Основные аспекты и элементы дискуссии: предмет, цель и задачи дискуссии, корректные и некорректные приемы аргументации, логический такт и манера спорить. Завершение и результаты дискуссии. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Подготовка к выступлению (доклад, лекция). | ||||||
4.1. | Основные аспекты подготовки: структурирование («композиция») выступления и методические требования к нему. | Практические | 2 | 4 | ОПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Основные аспекты подготовки: структурирование («композиция») выступления и методические требования к нему. | Сам. работа | 2 | 11 | ОПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Выступление, анализ и подведение итогов выступлений (докладов, лекций). | ||||||
5.1. | Выступления студентов по заданным темам. Реализация логических, психологических, эмоциональных, риторических, эстетических, этических и методических требований аргументации в выступлениях студентов. Итоги выступлений студентов. | Практические | 2 | 20 | ОПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Выступления студентов по заданным темам. Реализация логических, психологических, эмоциональных, риторических, эстетических, этических и методических требований аргументации в выступлениях студентов. Итоги выступлений студентов. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Экзамен | Экзамен | 2 | 27 | ОПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Хоменко И.В. | ЛОГИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Михалкин Н.В. | ЛОГИКА И АРГУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЮРИСТОВ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Тульчинский Г.Л., Гусев С.С., Герасимов С.В. | ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт «Философия без границ». | platonanet.org.ua | ||
Э2 | Журнал «Вопросы философии». | vphil.ru | ||
Э3 | Библиотека по философии. | lib.ru | ||
Э4 | Институт философии РАН: философия в России | www.philosophy.ru | ||
Э5 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | www.library.ru | ||
Э6 | Электронная библиотека Максима Мошкова | www.lib.ru | ||
Э7 | Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» | www.lib.asu.ru | ||
Э8 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э9 | ЭБС «Лань» | www.e.lanbook.com | ||
Э10 | Университетская библиотека ONLINE | www.biblioclub.ru | ||
Э11 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э12 | Электронная библиотека по философии | rilosof.historic.ru | ||
Э13 | Интернет-библиотека Института философии РАН | www.philosophy.ru | ||
Э14 | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э15 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э16 | Курс в Moodle "Практикум по теории и практике аргументации " | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/ Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ. Практические занятия по курсу «Практикум по теории и практике аргументации» имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании основные понятия и категории теории аргументации, основы стратегии и тактики аргументации, а также основные способы обоснования и критики убеждений. Практические занятия по курсу «Практикум по теории и практике аргументации» – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы студентов над теоретическим материалом, решения задач и анализа полемических текстов, затем в обстановке непосредственного и активного общения студентов и преподавателя, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, решении ими задач, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи воспитательного и познавательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям ФГОС ВПО. Задачи практических занятий: 1. становление и развитие познавательной мотивации студентов; 2. умение использовать полученные знания в учебных условиях; 3. овладение понятийным аппаратом дисциплины «Практикум по теории и практике аргументации»; 4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, обоснования и критики утверждений, а также отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: 5. повторение и закрепление знаний; 6. контроль; 7. педагогическое общение. Подготовка к практическим занятиям предполагает серьезную работу с теоретическим материалом, изложенным в учебниках, а также самостоятельное решение задач из сборников упражнений и анализ текстов, имеющих полемический характер. Кроме того, при подготовке к практическим занятиям рекомендуется актуализировать знания, полученные в предыдущие периоды обучения и в результате жизненного опыта. Для студентов всех форм обучения обязательны краткие конспекты всех теоретических вопросов тем, где отражается самостоятельная работа учащегося над текстами учебной литературы. Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям каждого семинара. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В процессе освоения курса студент должен освоить основные понятия и категории теории аргументации, знать основы стратегии и тактики аргументации, а также основные способы обоснования и критики убеждений. По окончанию курса студент должен уметь применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося в области теории и практики аргументации; 2. углубления и расширения общекультурного уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студента (СРС) делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям. Основным заданием для внеаудиторной СРС является конспектирование теоретического материала, изложенного в учебной литературе по теме, а также решение логических задач. Данные задания выполняются при изучении каждой темы учебного плана. Цель такой подготовки заключается в вычленении основных теоретических положений дисциплины и выработки практических навыков применения полученных знаний. В процессе выполнения данных заданий студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену. В процессе изучения курса, помимо научных, рекомендуется опираться и на другие источники информации, например, такие как сообщения СМИ и художественные произведения (кино, литература, произведения искусства). При изучении курса необходимо опираться на учебно-тематический план курса и придерживаться принципов «последовательности», «междисциплинарной интеграции» и «самостоятельности». |