МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по теории и практике аргументации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат философских наук, доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
кандидат философских наук, профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по теории и практике аргументации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать магистрам теоретические знания и выработать у них практические навыки убеждения аудитории и оппонентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность использования в различных видах профессиональной деятельности знания в области теории и практики аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы
ПК-7 готовность учитывать специфику аудитории и владеть вниманием слушателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- условия формирования личности, ее свободы и ответственности;
- роль философии в становлении личности;
- мировоззренческие, социализирующие и методологические функции философии;
- основные философские проблемы смысложизненного и ценностного содержания;
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные приемы и методы аргументации;
- основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации;
- типы мировоззрения;
- основные функции философии;
- специфику ведения философского диалога;
- основы и принципы критической рефлексии;
- специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических, эстетических и нравственных) аспектов аргументации;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- риторические методы и приемы аргументации;
- риторические уловки в аргументации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации;
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения культурного уровня;
- применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении;
- учитывать специфику способов аргументации в зависимости от характера аудитории и контекста;
- применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации.
- показать своеобразие аргументации в различных областях деятельности;
- учитывать своеобразие аргументации в различных областях деятельности;
- редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации;
- применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни;
- обобщать и систематизировать информацию;
- логически правильно, аргументировано и ясно строить свою речь в процессе делового общения;
- применять риторические методы и приемы убеждения собеседника и аудитории;
- выявлять риторические уловки в аргументации оппонента;
-различать допустимые и недопустимые риторические уловки в аргументации оппонента;
- противостоять и препятствовать недопустимым риторическим уловкам в процессе аргументации.
- совмещать поля аргументации;
- использовать научные концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- применять полученные знания для анализа общественных явлений;
- выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики;
- использовать социально-философские концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных явлений;
- применять на практике социально-философские знания;
- применять основные положения социальной философии и философии истории при анализе социальных явлений и событий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками аргументации;
- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.
- навыками нравственной рефлексии;
- навыками применения этических норм;
- навыками осознания личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы;
- навыками философской аргументации;
- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- навыками выявления и совмещения полей аргументации;
- навыками коммуникации, понимать её философское значение.
- риторическими методами и приемами убеждения собеседника и аудитории;
- допустимым уловкам в процессе аргументации;
- навыками философской аргументации при рассмотрении социально-философских проблем;
- навыками ведения философского диалога.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Спор как вид аргументации.
1.1. Предмет, задачи спора и условия для его начала. Виды спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора. Меры против софизмов и уловок. Стратегия и тактика спора, логический такт и манера спорить. Цели, формы завершения и результаты спора. Практические 2 4 ОПК-2, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Предмет, задачи спора и условия для его начала. Виды спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора. Меры против софизмов и уловок. Стратегия и тактика спора, логический такт и манера спорить. Цели, формы завершения и результаты спора. Сам. работа 2 9 ОПК-2, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Стратегия и тактика ведения дискуссии.
2.1. Дискуссия студентов на заданную тему с применением теоретических знаний приобретенных на занятии «Спор как вид аргументации» и в процессе подготовки к нему. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Дискуссия студентов на заданную тему с применением теоретических знаний приобретенных на занятии «Спор как вид аргументации» и в процессе подготовки к нему. Сам. работа 2 9 ОПК-2, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Анализ проведения и подведение итогов дискуссии.
3.1. Основные аспекты и элементы дискуссии: предмет, цель и задачи дискуссии, корректные и некорректные приемы аргументации, логический такт и манера спорить. Завершение и результаты дискуссии. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Основные аспекты и элементы дискуссии: предмет, цель и задачи дискуссии, корректные и некорректные приемы аргументации, логический такт и манера спорить. Завершение и результаты дискуссии. Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Подготовка к выступлению (доклад, лекция).
4.1. Основные аспекты подготовки: структурирование («композиция») выступления и методические требования к нему. Практические 2 4 ОПК-2, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Основные аспекты подготовки: структурирование («композиция») выступления и методические требования к нему. Сам. работа 2 11 ОПК-2, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Выступление, анализ и подведение итогов выступлений (докладов, лекций).
5.1. Выступления студентов по заданным темам. Реализация логических, психологических, эмоциональных, риторических, эстетических, этических и методических требований аргументации в выступлениях студентов. Итоги выступлений студентов. Практические 2 20 ОПК-2, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Выступления студентов по заданным темам. Реализация логических, психологических, эмоциональных, риторических, эстетических, этических и методических требований аргументации в выступлениях студентов. Итоги выступлений студентов. Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Экзамен Экзамен 2 27 ОПК-2, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хоменко И.В. ЛОГИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михалкин Н.В. ЛОГИКА И АРГУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЮРИСТОВ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Тульчинский Г.Л., Гусев С.С., Герасимов С.В. ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э7 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э8 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э9 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э10 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э12 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э13 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э14 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э15 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э16 Курс в Moodle "Практикум по теории и практике аргументации " portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Практические занятия по курсу «Практикум по теории и практике аргументации» имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании основные понятия и категории теории аргументации, основы стратегии и тактики аргументации, а также основные способы обоснования и критики убеждений. Практические занятия по курсу «Практикум по теории и практике аргументации» – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы студентов над теоретическим материалом, решения задач и анализа полемических текстов, затем в обстановке непосредственного и активного общения студентов и преподавателя, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, решении ими задач, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи воспитательного и познавательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям ФГОС ВПО.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в учебных условиях;
3. овладение понятийным аппаратом дисциплины «Практикум по теории и практике аргументации»;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, обоснования и критики утверждений, а также отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Подготовка к практическим занятиям предполагает серьезную работу с теоретическим материалом, изложенным в учебниках, а также самостоятельное решение задач из сборников упражнений и анализ текстов, имеющих полемический характер. Кроме того, при подготовке к практическим занятиям рекомендуется актуализировать знания, полученные в предыдущие периоды обучения и в результате жизненного опыта.
Для студентов всех форм обучения обязательны краткие конспекты всех теоретических вопросов тем, где отражается самостоятельная работа учащегося над текстами учебной литературы.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В процессе освоения курса студент должен освоить основные понятия и категории теории аргументации, знать основы стратегии и тактики аргументации, а также основные способы обоснования и критики убеждений. По окончанию курса студент должен уметь применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося в области теории и практики аргументации;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента (СРС) делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной СРС является конспектирование теоретического материала, изложенного в учебной литературе по теме, а также решение логических задач. Данные задания выполняются при изучении каждой темы учебного плана. Цель такой подготовки заключается в вычленении основных теоретических положений дисциплины и выработки практических навыков применения полученных знаний. В процессе выполнения данных заданий студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.
В процессе изучения курса, помимо научных, рекомендуется опираться и на другие источники информации, например, такие как сообщения СМИ и художественные произведения (кино, литература, произведения искусства).
При изучении курса необходимо опираться на учебно-тематический план курса и придерживаться принципов «последовательности», «междисциплинарной интеграции» и «самостоятельности».