МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по методике преподавания философии в вузах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Практикум по методике преподавания философии в вузах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать навыки практического применения техники и технологии преподавания философии в высшей школе.
Задачи курса:
– познакомить студентов с ролью философии в системе гуманитарного и естественнонаучного образования;
– дать представление об основных элементах системы методического обеспечения учебного процесса;
– сформировать навыки использования основных подходов к организации учебного процесса (лекции, семинарские занятия, экзамены, зачеты и т.д.)
- обратить внимание на роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов;
– познакомить с работой кафедры как учебного, научного, воспитательного подразделения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность использования в различных видах профессиональной деятельности знания в области теории и практики аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы
ПК-4 способность формулировать и решать дидактические и воспитательные задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и ее организации
ПК-5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе
ПК-6 готовность использовать в процессе педагогической деятельности современные образовательные технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о роли философии в системе гуманитарного и естественнонаучного образования;
- об основных элементах системы методического обеспечения учебного процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.– практику преподавания философии;
– учитывать особенности института, факультета, профиль вуза и особенности студенческой аудитории.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– читения лекций, проведения семинарских занятий, организации самостоятельной работы студентов и другие виды учебного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Практикум по методике преподавания философии
1.1. Духовная ситуация в России и специфика философского образования. Тенденция в развитии философского образования. Специфика языка философии. Философия как предельная интерпретация. Практические 3 2 ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Духовная ситуация в России и специфика философского образования. Тенденция в развитии философского образования. Специфика языка философии. Философия как предельная интерпретация. Сам. работа 3 8 ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Понятие методического обеспечения. Роль учебников и учебных пособий. Текст в изучении философии. Практические 3 2 ОПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Понятие методического обеспечения. Роль учебников и учебных пособий. Текст в изучении философии. Сам. работа 3 8 ОПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Специфика лекции как формы обучения. Основные этапы подготовки. Технология чтения лекции. Обсуждение концепции лекции по историко-философскому введению. Лектор как субъект лекции. Практические 3 4 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.6. Специфика лекции как формы обучения. Основные этапы подготовки. Технология чтения лекции. Обсуждение концепции лекции по историко-философскому введению. Лектор как субъект лекции. Сам. работа 3 8 ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.7. Проблемность в науке и в преподавании философии. Технология построения проблемной лекции. Дидактический статус проблемы обучения. Обсуждение конкретной проблемной лекции (по выбору студентов). Практические 3 2 ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.8. Проблемность в науке и в преподавании философии. Технология построения проблемной лекции. Дидактический статус проблемы обучения. Обсуждение конкретной проблемной лекции (по выбору студентов). Сам. работа 3 8 ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.9. Задачи семинарского занятия. Особенности подготовки преподавателя к семинарскому занятию. Формы проведения семинаров. Технология семинарского занятия. Анализ собственного методического пособия по практическому занятию (по выбору студента). Анализ учебников и учебных пособий по философии, анализ рабочих про-грамм. Практические 3 4 ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.10. Задачи семинарского занятия. Особенности подготовки преподавателя к семинарскому занятию. Формы проведения семинаров. Технология семинарского занятия. Анализ собственного методического пособия по практическому занятию (по выбору студента). Анализ учебников и учебных пособий по философии, анализ рабочих про-грамм. Сам. работа 3 8 ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.11. Пути организации самостоятельной работы студентов. Доля самостоятельной работы в различных формах учебных занятий (лекции, семинарские занятия, курсовые работы и т.д.). Смыслы реферативной работы студентов. Практические 3 2 ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.12. Пути организации самостоятельной работы студентов. Доля самостоятельной работы в различных формах учебных занятий (лекции, семинарские занятия, курсовые работы и т.д.). Смыслы реферативной работы студентов. Сам. работа 3 6 ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.13. Контроль в системе изучения философии, его особенности. Формы контроля (опрос, зачет, экзамен, коллоквиум и др.) Проблема оценки знаний. Положение об оценке. Тестирование и его особенности. Практические 3 4 ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.14. Контроль в системе изучения философии, его особенности. Формы контроля (опрос, зачет, экзамен, коллоквиум и др.) Проблема оценки знаний. Положение об оценке. Тестирование и его особенности. Сам. работа 3 6 ПК-6 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л1.2 Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы: электронное учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие: учеб. пособие Кемерово : КемГУ, 2017 e.lanbook.com
Л1.3 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гончарук А. Ю. Психология и педагогика высшей школы: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Мандель Б. Р. Педагогика высшей школы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Э3 3. Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Э4 4. Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России Режим доступа: www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ Режим доступа: http://www.library.ru/
Э7 7. Электронная библиотека Максима Мошкова Режим доступа: www.lib.ru
Э8 8. Поисковая система «Google»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.