МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методологические проблемы философии истории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор философских наук, профессор, Федюкин В.П.

Рецензент(ы):
доктор философских наук, профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методологические проблемы философии истории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины «Методологические проблемы философии истории» состоит в обнаружении и экспликации способов построения известных фило-софско-исторических концепций, представленных в западноевропейской и отечественной традициях 18 – 20 столетий, что позволит ввести студентов в проблемной поле философии истории и заинтересовать их в научно-исследовательской деятельности.
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку
ПК-2 владение методами научного исследования, способностью формулировать новые цели и достигать новых результатов в соответствующей предметной области
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современную философско-историческую картину мира, инвариантные пути исторического развития народов;
- суть проблемы диалога культур;
- проблемное «поле» методологии исторического познания;
- методику научно-исследовательской работы;
- методологию исторического познания (сравнительно-исторический и компаративистский методы; методы историзма, исторической аналогии, моделирования, понимания, объяснения, исторических ситуаций и т. д.);
- основные виды и формы историзма: провиденциа-листический, натуралистический, интеллектуально-этический, экзистенциальный, субстанциональный, радикальный.
3.2.Уметь:
3.2.1.- различать идеологические штампы, установки исторического эгоцентризма при оценке исторических деяний, событий, личностей, народов;
- видеть достоинства и недостатки тех или иных методов;
- формулировать проблемы в области философии истории и предлагать гипотезы их решения;
- применять на практике полученные знания;
- видеть перспективы дальнейшего исследования;
- ставить проблемы в определенной предметной области и решать их.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками критической философско-исторической рефлексии;
- навыками ведения диалога с представителями другой культуры;
- методами эмпатии, феноменологической редукции, герменевтического и ситуационного анализа;
- способностью формулировать оригинальные авторские методы решения поставленных задач;
- методологией исторического познания;
- навыком работы с оригинальными источниками;
- умением формулировать новые цели и достигать новых результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие философии истории в новоевропейской метафизике
1.1. Философия истории как историософия в традиции натуралистического историзма. Историософский проект философии истории в традиции интеллектуально-этического историзма. Историософская версия философии истории в рамках провиденциалистического историзма. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Философия истории как историософия в традиции натуралистического историзма. Историософский проект философии истории в традиции интеллектуально-этического историзма. Историософская версия философии истории в рамках провиденциалистического историзма. Практические 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Философия истории как историософия в традиции натуралистического историзма. Историософский проект философии истории в традиции интеллектуально-этического историзма. Историософская версия философии истории в рамках провиденциалистического историзма. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Понятие философии истории в неклассическое время
2.1. Кризис новоевропейской метафизики истории. Марксистский проект философии истории. Позитивистская версия философии истории. Экзистенциально-герменевтические проекты философии истории. Специфика философии истории. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Кризис новоевропейской метафизики истории. Марксистский проект философии истории. Позитивистская версия философии истории. Экзистенциально-герменевтические проекты философии истории. Специфика философии истории. Практические 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Кризис новоевропейской метафизики истории. Марксистский проект философии истории. Позитивистская версия философии истории. Экзистенциально-герменевтические проекты философии истории. Специфика философии истории. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Концепции универсальной Истории
3.1. Проблема всемирно-исторической целостности. Универсальная история И. Гердера и идея инвариантности исторического развития. Исторический универсализм Г. Гегеля. Практические 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Проблема всемирно-исторической целостности. Универсальная история И. Гердера и идея инвариантности исторического развития. Исторический универсализм Г. Гегеля. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Концепции исторического параллелизма.
4.1. Библейский историцизм Д. Вико. Концепция исторического параллелизма И. Фихте. Концепция осевого времени К. Ясперса. Практические 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Библейский историцизм Д. Вико. Концепция исторического параллелизма И. Фихте. Концепция осевого времени К. Ясперса. Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Концепции исторического номинализма и проблема целостности всемирной истории в философии истории А. Тойнби
5.1. Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского. Концепция локальных культур О. Шпенглера Всемирная история как дискретная целостность в философии истории А. Тойнби. Практические 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского. Концепция локальных культур О. Шпенглера Всемирная история как дискретная целостность в философии истории А. Тойнби. Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Проблема исторической полярности в историческом номинализме и в философии истории А. Тойнби
6.1. Концепция исторического и неисторического в историческом номинализме. Концепция исторического и неисторического в философии истории А. Тойнби. Практические 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Характеристика доисторического, исторического и постисторического времени в историческом номинализме. Проблема неисторических народов. Философии истории А. Тойнби: феномен примитивных и буферных обществ; история как история цивилизаций; концепция универсальной церкви и универсального государства. Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Проблема исторического и неисторического в историческом универсализме и параллелизме.
7.1. Характеристика абсолютной доистории. Характеристика относительной доистории. Специфика исторического периода. Постисторическое время. Практические 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Характеристика периодов абсолютной и относительной доистории. Фантом неисторических народов. Атрибуты исторического процесса. Представление о постистории. Сам. работа 3 5 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Проблема исторической направленности.
8.1. Проблема направленности исторического процесса Концепция прямолинейного непрерывного прогресса М. Кондорсе. Концепция спиралевидного позитивного прогресса И. Фихте и Г. Гегеля. Концепция разнонаправленного прогресса Н. Данилевского и О. Шпенглера. Практические 3 4 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Концепция позитивного исторического прогресса. Идея непрерывного исторического прогресса М. Кондорсе. Гегелевская версия исторического прогресса. Критика концепции позитивного прогресса. Концепция метафизического прогресса в творчестве С. Булгакова и Н. Бердяева. Критика концепции метафизического прогресса. Кон-цепция разнонаправленного про-гресса Н. Данилевского. Исторический циклизм О. Шпенглера. Критика концепций разнонаправленного прогресса и исторического циклизма. Идея гармонии большого и малого движений А. Тойнби. Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Проблема внешнего единства истории.
9.1. Концепция естественного (природного) единства истории: географический и антропологический аспекты. Гипотеза единого доисторического корня Лекции 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
9.2. Географическая основа всемирной истории. Концепции единого доисторического корня. Практические 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
9.3. Концепция естественного (природного) единства истории: географический и антропологический аспекты. Гипотеза единого доисторического корня Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 10. Проблема внутреннего единства истории
10.1. Онтологический аспект внутреннего единства истории. Этический аспект внутреннего единства истории. Гносеологический аспект внутреннего единства истории. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
10.2. Онтологический аспект внутреннего единства истории. Этический аспект внутреннего единства истории. Гносеологический аспект внутреннего единства истории. Практические 3 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
10.3. Онтологический аспект внутреннего единства истории. Этический аспект внутреннего единства истории. Гносеологический аспект внутреннего единства истории. Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
10.4. Экзамен Экзамен 3 27 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гобозов И. А. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ивин, А.А. Современная философия истории: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. А. Ивин, И. П. Никитина Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство ЭБС "ЮРАЙТ", 2017 www.biblio-online.ru/book/EDA36C20-BFA3-4ECD-A67D-781737E3C317
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 Электронная библиотека Максима Мошкова Режим доступа: www.lib.ru
Э7 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э8 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э9 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э10 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э12 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э13 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э14 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э15 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.


Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.