МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Субъект национальных отношений как философская проблема

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
к.филос.н., доцент, Метелев А.В.

Рабочая программа дисциплины
Субъект национальных отношений как философская проблема

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины «Субъект национальных отношений» - расширение и углубление знаний магистров, полученных в рамках базового курса социальной философии, по проблемам генезиса этно-социальных исторических субъектов, развития интеркультурных взаимодействий между ними, осуществления рефлексии по поводу смыслов общения донациональных и национальных субъектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- проблематику национальных отношений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- делать осознанный выбор методов исследования национальных отношений в предметной области частных наук.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками теоретико-методологической работы, направленными на выявление оснований исследовательской деятельности гуманитарных наук, изучающиее национальные отношения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философская категория “отношение” и ее проблемность.
1.1. Постижение отношений наукой и философией. Предметность науки. Изучение отношения в рамках субъектно-объектных связей. Целостность философии. Переход к субъектно-субъектному постижению отношений. Атрибутивный и акцидентальный характер отношений. Отношение как акциденция. Отношение как атрибут. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.2. Постижение отношений наукой и философией. Предметность науки. Изучение отношения в рамках субъектно-объектных связей. Целостность философии. Переход к субъектно-субъектному постижению отношений. Атрибутивный и акцидентальный характер отношений. Отношение как акциденция. Отношение как атрибут. Сам. работа 3 9 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Проблемность отношения в догматической философии.
2.1. Догматическое философствование как первый способ отношения мысли к действительности. Догма - исходный пункт и завершение философствования. Догматическая философия о решенности национального вопроса, отсутствии противоречий национального развития. Догматические интерпретации национальных отношений в партийно-политической литературе. Доктринальное уничтожение проблемности национальных отношений в догматической философии. Догматика и ремифологизация философии. Сакральный характер и особые ритуалы познавательной деятельности. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.2. Догматическое философствование как первый способ отношения мысли к действительности. Догма - исходный пункт и завершение философствования. Догматическая философия о решенности национального вопроса, отсутствии противоречий национального развития. Догматические интерпретации национальных отношений в партийно-политической литературе. Доктринальное уничтожение проблемности национальных отношений в догматической философии. Догматика и ремифологизация философии. Сакральный характер и особые ритуалы познавательной деятельности. Сам. работа 3 9 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Проблемность отношения в натурфилософии.
3.1. Натурфилософия в поисках природных первооснов мира. Язык, территория, экономические связи, национальный характер - данные в определении архе национальной жизни. Натурфилософские интерпретации национальных отношений. Различение первооснов и отождествление субъектов национальной жизни. Смысловая и предметная асимметрия отображения национальных отношений в натурфилософии 1970-80-х годов Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.2. Натурфилософия в поисках природных первооснов мира. Язык, территория, экономические связи, национальный характер - данные в определении архе национальной жизни. Натурфилософские интерпретации национальных отношений. Различение первооснов и отождествление субъектов национальной жизни. Смысловая и предметная асимметрия отображения национальных отношений в натурфилософии 1970-80-х годов Сам. работа 3 9 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Отношение как проблема метафизической философии.
4.1. Способы постановки метафизической проблемы. Отношение как субъективированное взаимодействие. Метафизика национального бытия. Рефлексивность отношения. Метафизика самовыводящегося знания. Осознание отношения в категориях: непосредственное – опосредованное, внутреннее – внешнее, объективное - субъективное. Осознание отношения в категориях сознание в себе (ощущение чувственной полноты отношения), сознание для себя (отчуждение чувственного и переход к сверхчувственному. Поиск сущности отношения), сознание в себе и для себя (соединение чувственного восприятия и найденной сущности. Полное осознание отношения). Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.2. Способы постановки метафизической проблемы. Отношение как субъективированное взаимодействие. Метафизика национального бытия. Рефлексивность отношения. Метафизика самовыводящегося знания. Осознание отношения в категориях: непосредственное – опосредованное, внутреннее – внешнее, объективное - субъективное. Осознание отношения в категориях сознание в себе (ощущение чувственной полноты отношения), сознание для себя (отчуждение чувственного и переход к сверхчувственному. Поиск сущности отношения), сознание в себе и для себя (соединение чувственного восприятия и найденной сущности. Полное осознание отношения). Сам. работа 3 11 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Многообразие и типы отношений социальных субъектов.
5.1. Многообразие социальных субъектов и их отношений. Проблема выделения субъекта национальных отношений. Критерии выделения: самодостаточность, целостность, субстанциальность. Народ как социально-историческая общность, ступени развития субъекта и типы отношений: общность - суммативность (Allheit), ее отношения, общность - тотальность (Totalitat), ее отношения, общность - органическая целостность (Ganzheit), ее отношения. Качественные преобразования отношений и логика изменения качества. Практические 3 6 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
5.2. Многообразие социальных субъектов и их отношений. Проблема выделения субъекта национальных отношений. Критерии выделения: самодостаточность, целостность, субстанциальность. Народ как социально-историческая общность, ступени развития субъекта и типы отношений: общность - суммативность (Allheit), ее отношения, общность - тотальность (Totalitat), ее отношения, общность - органическая целостность (Ganzheit), ее отношения. Качественные преобразования отношений и логика изменения качества. Сам. работа 3 11 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Онтология отношений в метафизической философии.
6.1. Философские основания бытия целостного субъекта. Категориальный анализ социального субъекта: часть – целое, система - элемент – структура. Многокачественность социального субъекта. Системообразующая связь как показатель интегрального качества и мера социального субъекта. Узловая линия мер и логика качественных изменений социального субъекта. Родовой, племенной субъект. Субъект – народность. Субъект – нация. Сам. работа 3 11 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
6.2. Философские основания бытия целостного субъекта. Категориальный анализ социального субъекта: часть – целое, система - элемент – структура. Многокачественность социального субъекта. Системообразующая связь как показатель интегрального качества и мера социального субъекта. Узловая линия мер и логика качественных изменений социального субъекта. Родовой, племенной субъект. Субъект – народность. Субъект – нация. Практические 3 4 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Саморефлексия субъекта отношений в метафизической философии.
7.1. Пространство меры социального субъекта и способы его самопознания. Мифологическое самопознание родовой общности. Религия как средство самопознания народности. Философия как метод самопознания национальной общности. Философский диалог и проблема общения в гражданском обществе. Философия свободы и философия общения - результат самопознания систематизирующих связей, создающих национальный субъект. Практические 3 4 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.2. Пространство меры социального субъекта и способы его самопознания. Мифологическое самопознание родовой общности. Религия как средство самопознания народности. Философия как метод самопознания национальной общности. Философский диалог и проблема общения в гражданском обществе. Философия свободы и философия общения - результат самопознания систематизирующих связей, создающих национальный субъект. Сам. работа 3 11 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Субъектность социальной общности и проблема межсубъектных отношений.
8.1. Локальные социальные субъекты, начало межсубъектного общения. Локальность, самодостаточность и вечность родовой общности. Мир и война как формы взаимных контактов локальных социальных субъектов. Универсальные социальные субъекты и проблема становления национальных отношений. Системное усложнение социальных субъектов. Плюрализм смыслов и их взаимная подчиненность. Диалог культур. Отношения донациональных и национальных субъектов. Проблемы этнической и культурной ассимиляции донациональных общностей в мире национальных отношений. Практические 3 6 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.2. Локальные социальные субъекты, начало межсубъектного общения. Локальность, самодостаточность и вечность родовой общности. Мир и война как формы взаимных контактов локальных социальных субъектов. Универсальные социальные субъекты и проблема становления национальных отношений. Системное усложнение социальных субъектов. Плюрализм смыслов и их взаимная подчиненность. Диалог культур. Отношения донациональных и национальных субъектов. Проблемы этнической и культурной ассимиляции донациональных общностей в мире национальных отношений. Сам. работа 3 9 ОПК-5, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. И. Липский, Б. В. Марков. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA
Л1.2 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Липский Б.И., Марков Б.В. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гобозов И.А. - отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э3 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э4 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э5 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э6 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.