МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-философский аспект проблемы войны

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Социально-философский аспект проблемы войны

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- дать базовые знания о социально-философском аспекте проблемы войны, как одной из наиболее острых проблем современного человечества;
- определить понятие войны и дать типологию войн; ознакомить студентов с основными этапами развития социально-философской мысли, касающейся проблемы войны; выявить основные причины и цели агрессии и войны;
- указать основные концепции происхождения и природы войны;
- выявить взаимосвязь войн и геополитических структур и факторов;
- указать возможные перспективы человечества в решении проблемы войны.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные концепции, касающиеся рассмотрения проблемы войны, в истории зарубежной философии, а также в современной философии;
- основные направления современной философии, рассматривающие проблему войны;
- основные вопросы социально-философского аспекта проблемы войны;
- основные философские подходы к изучению проблемы войны;
- основные дефиниции и варианты типологии войн;
- основные концепции, объясняющие причины и цели войны, а также происхождение и природу войны.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять основные причины и цели агрессии и войны, выделяемые в истории философии, а также в современной философии и доносить их до учащихся в процессе педагогической деятельности;
- выявлять основные концепции происхождения и природы войны в истории философии, а также на современном этапе ее развития и научить этому учащихся;
- вырабатывать и формулировать собственную обоснованную точку зрения по поводу причин и целей агрессии и войны, а также происхождения и природы войны и научить этому учащихся;
- выявлять специфику диалектики войны и мира и объяснить ее учащимся;
- показать взаимосвязь войн и геополитических структур и факторов в процессе профессиональной преподавательской деятельности;
- показать учащимся возможные перспективы человечества в решении проблемы войны;
- применять полученную в рамках курса информацию в педагогической практике;
- редуцировать философскую проблематику к конкретной ситуации в процессе преподавательской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками сравнительно-исторического анализа философских концепций касающиеся рассмотрения проблемы войны в профессиональной педагогической деятельности;
- навыками социально-философского анализа основных этапов и тенденций развития социально-философской мысли, касающейся проблемы войны в профессиональной педагогической деятельности;
- навыками обучения учащихся критическому анализу основных философских концепций, касающихся исследования проблемы войны и формирования на этой основе собственной точки зрения по основным аспектам данной проблемы;
- навыками выявления специфического отношения к проблеме войны представителей различных национальностей и этнических групп, а также религиозных конфессий в процессе преподавательской деятельности;
- навыками ведения взвешенного диалога по проблеме войны, исходя из толерантного отношения к расовым, национальным, религиозным различиям людей и умением привить такие же навыки учащимся;
- навыками достижения разумного компромисса в процессе диалога с представителями различных национальностей и этнических групп, а также религиозных конфессий по основным аспектам проблемы войны и умением выработать аналогичные навыки у учащихся;
- навыками ведения научно-исследовательской работы по конкретным социально-философским аспектам проблемы войны и умением выработать такие же навыки у учащихся.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика проблемы войны.
1.1. Проблема войны в контексте глобальных проблем современности. Проблема войны в истории философии. Война и мир: проблема определения и типологии. Лекции 1 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3
1.2. Проблема войны в контексте глобальных проблем современности. Проблема войны в истории философии. Война и мир: проблема определения и типологии. Практические 1 8 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3
1.3. Проблема войны в контексте глобальных проблем современности. Проблема войны в истории философии. Война и мир: проблема определения и типологии. Сам. работа 1 20 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Происхождение причины и сущность войны.
2.1. Причины и цели агрессии и войны. Происхождение и природа (сущность) войны. Лекции 1 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3
2.2. Причины и цели агрессии и войны. Происхождение и природа (сущность) войны. Практические 1 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3
2.3. Причины и цели агрессии и войны. Происхождение и природа (сущность) войны. Сам. работа 1 10 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Социальные детерминанты войны.
3.1. Война, социальная организация и страх. Уровень политического участия и воинственность обществ. Война и геополитика. Лекции 1 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3
3.2. Война, социальная организация и страх. Уровень политического участия и воинственность обществ. Война и геополитика. Практические 1 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3
3.3. Война, социальная организация и страх. Уровень политического участия и воинственность обществ. Война и геополитика. Сам. работа 1 10 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3
Раздел 4. Война как одна из глобальных проблем человечества.
4.1. Роль и место войны в истории, современности и будущем человечества. Перспективы человечества в решении проблемы войны. Практические 1 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3
4.2. Роль и место войны в истории, современности и будущем человечества. Перспективы человечества в решении проблемы войны. Сам. работа 1 12 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В., Знаменский Д. Ю. Конфликтология: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Сирота, Н. М. Политическая конфликтология : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/219A24A5-BD9D-416C-AEAA-A2701C8D1231
Л1.3 Черепанова Е.С. ФИЛОСОФИЯ КОНФЛИКТА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канке В. А. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Гаджиев К.С. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Василенко И. А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э7 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э8 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э9 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э10 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э12 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э13 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э14 Курс в Moodle "Социально-философский аспект проблемы войны" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.