МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная онтология героизма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат философских наук, доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
доктор философских наук, профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная онтология героизма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – углубление студентами знаний проблематики социальной философии, формирование целостного социально-философского понимания героизма, понимание динамики социальных процессов, механизмов конструирования и трансформации социальной реальности, совершенствование навыков философской рефлексии, развитие способности студентов к критическому осмыслению изучаемого материала.
Задачи курса:
• ввести студентов в проблемную область героического измерения социального бытия;
• закрепить навыки теоретико-методологической работы;
• маркировать поле концептуализации героизма и выделить стратегии аналитики его фактичности.
• показать онтологические основания героизма на субъектном плане социальной реальности;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- различные подходы к исследованию понятия «героизм»;
- механизмы социального функционирования героизма как матрицы социализации субъекта;
- имеет представление о героизме как об онтологической характеристике социального субъекта.
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться знаниями методологии философского познания;
- анализировать понятие «героизм» с позиций различных исследовательских подходов на уровне субъектной реальности, межсубъектных социальных отношений и концепции конструирования социальной реальности;
- обнаруживать понимание сущности, структуры и функционирования общества, механизмов и форм социальной динамики;
- эффективно использовать полученные знания для проведения занятий по философским дисциплинам в высшей школе;
-сопоставлять различные социально-философские концепции, проводить параллели;
-применять полученные в процессе обучения знания;
-эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- представлением о героизме как о внутренней характеристике бытия;
- представлением о героизме как о средстве организации социальной реальности;
- навыки осмысления героизма в сфере социальных процессов, а также современного состояния общества в условиях интенсификации массового потребления и массовой коммуникации;
-способность диалектического видения социальных процессов;
-навыки обнаружения и постановки социально-философских проблем;
- навыки интерпретации оригинальных источников;
- философскими, научными и междисциплинарными методами теоретического анализа социальных процессов;
- навыки аргументации и убеждения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концепции героизма в философии
1.1. Субъективистская концепция понятия «героизм». Интерсубъективная концепция понятия «героизм». Конструктивистская концепция героизма. Практические 1 2 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.2. Субъективистская концепция понятия «героизм». Интерсубъективная концепция понятия «героизм». Конструктивистская концепция героизма. Сам. работа 1 8 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Специфика героического дискурса
2.1. Социум как субъект героического дискурса. Героический статус и его отношения с властью. Порядок героического дискурса Сам. работа 1 10 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Социальная онтология героизма
3.1. Темпоральный контекст героизма. Опыт героического как онтологический предел. Бытие героя в качестве само-о-пределяющегося со-бытия, аутопойэтирующего социального субъекта. Практические 1 2 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.2. Темпоральный контекст героизма. Опыт героического как онтологический предел. Бытие героя в качестве само-о-пределяющегося со-бытия, аутопойэтирующего социального субъекта. Сам. работа 1 8 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Экзистенциальная аналитика героизма
4.1. Ответственность как выход героя в область социального. Смерть как главное онтико-онтологическое событие героического Dasein. Небытие как онтологическая цель героизма. Практические 1 2 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.2. Ответственность как выход героя в область социального. Смерть как главное онтико-онтологическое событие героического Dasein. Небытие как онтологическая цель героизма. Сам. работа 1 6 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Экзистенциальный синтез героизма
5.1. Зов бытия и отклик героического Dasein Аутентичность героического Dasein Неизбежность падения в das Man для героя Лекции 1 2 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
5.2. Зов бытия и отклик героического Dasein. Аутентичность героического Dasein. Неизбежность падения в das Man для героя. Практические 1 2 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
5.3. Зов бытия и отклик героического Dasein. Аутентичность героического Dasein. Неизбежность падения в das Man для героя. Сам. работа 1 4 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Социальная онтика героизма
6.1. Героизм как бытие-к-другим. Роль Героя в становлении Другого. Герой и Другой – отношение долга. Лекции 1 2 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.2. Героизм как бытие-к-другим. Роль Героя в становлении Другого. Герой и Другой – отношение долга. Практические 1 2 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.3. Героизм как бытие-к-другим. Роль Героя в становлении Другого. Герой и Другой – отношение долга. Сам. работа 1 4 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 7.
7.1. Героизм как испытание социального выбора Другого. Героизм как воспитание Другого. Героизм как традиция. Практические 1 2 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
7.2. Героизм как испытание социального выбора Другого. Героизм как воспитание Другого. Героизм как традиция. Сам. работа 1 4 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 8. Героизм в структурах повседневности
8.1. Амбивалентность героики труда. Инкорпорация героики войны в структуры повседневности. Сакрализация феноменов повседневной жизни в героике повседневности. Десакрализация героизма в массовой культуре. Лекции 1 2 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
8.2. Амбивалентность героики труда. Инкорпорация героики войны в структуры повседневности. Сакрализация феноменов повседневной жизни в героике повседневности. Десакрализация героизма в массовой культуре. Практические 1 2 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2
8.3. Амбивалентность героики труда. Инкорпорация героики войны в структуры повседневности. Сакрализация феноменов повседневной жизни в героике повседневности. Десакрализация героизма в массовой культуре. Сам. работа 1 8 ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. И. Липский, Б. В. Марков. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA
Л1.2 Ивин А. А. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Гобозов И.А. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л2.2 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.3 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.4 Бажуков, В. И. Социальная и культурная антропология : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/52565F7E-5B1C-419F-8E6A-C1213D5CCA24
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 Поисковая система «Google» www.google.ru
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 ЭБС «Лань» www.biblioclub.ru
Э5 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань» - http://www.biblioclub.ru
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.