МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интертекст в современной литературе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 120
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 120 120 120 120
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.филол.н., профессор, Десятов В.В.

Рецензент(ы):
к.филол. н., доцент, Скубач О.А.

Рабочая программа дисциплины
Интертекст в современной литературе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. филол. н., доц. Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к. филол. н., доц. Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины: Сформировать умения и навыки самостоятельного интертекстуального анализа текста, а также коммуникативных и социокультурных ситуаций. Систематизировать знания об интертекстуальности как одном из определяющих качеств современной литературы. Раскрыть дополнительные возможности преподавания и иного коммуникативного взаимодействия, базирующиеся на понимании механизмов интертекстуальности. Представить магистрантам взгляды основных теоретиков интертекстуальности, выявить общие принципы и авторские интертекстуальные стратегии в произведениях современных русских писателей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования
ПК-1 владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые основы современной научной парадигмы в области литературоведения.
3.2.Уметь:
3.2.1. самостоятельно анализировать конкретное литературное произведение, самостоятельно выявлять своеобразие художественного текста, используя полученные знания; анализировать произведение в различных контекстах: литературном, кинематографическом, социально-историческом, биографическом и др.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.языком современной культуры и современным терминологическим аппаратом, созданным для ее изучения, навыками аналитической работы с (интер)текстом постмодернистской эпохи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Предыстория и происхождение теории интертекстуальности Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Современный этап развития теории и практики интертекстуальности Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Анализ романа Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» Практические 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Фантастические рассказы Сергея Лукьяненко Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Роман В. Набокова «Отчаяние» Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Роман Виктора Ерофеева «Русская красавица» Практические 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Самостоятельная работа Сам. работа 1 60 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Лекционный курс
2.1. Литературно-мифологические аллюзии в современной прозе Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Рассказ Виктора Пелевина «Святочный киберпанк, или Рождественская ночь 117.DIR» Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Современная женская поэзия (Вера Павлова, Наталья Николенкова) Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Роман Бориса Акунина «Азазель» Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Пьеса Бориса Акунина «Убить змееныша» Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Роман Бориса Акунина «Седмица Трехглазого» Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Самостоятельная работа Сам. работа 1 60 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикрепленный файл.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. прикрепленный файл.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. И. Тимина, М. А. Левченко, М. В. Смирнова Русская литература ХХ – начала XXI века: практикум М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты: учеб. пособие М.: Флинта, 2007
Л2.2 Куляпин А.И., Скубач О.А. Мифы железного века: семиотика советсткой культуры 1920-1950-х гг.: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Э2 ЭУМК "Интертекст в современной литературе" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цели освоения дисциплины: Сформировать умения и навыки самостоятельного интертекстуального анализа текста, а также коммуникативных и социокультурных ситуаций. Систематизировать знания об интертекстуальности как одном из определяющих качеств современной литературы. Раскрыть дополнительные возможности преподавания и иного коммуникативного взаимодействия, базирующиеся на понимании механизмов интертекстуальности. Представить магистрантам взгляды основных теоретиков интертекстуальности, выявить общие принципы и авторские интертекстуальные стратегии в произведениях современных русских писателей.

Требования, предъявляемые к обучающемуся во время зачета по дисциплине
Во время зачета магистрант должен продемонстрировать, что он
знает: пути совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня; исторические и теоретические основы филологических исследований, современные концепции текста, теоретические проблемы интерпретации текста, современные варианты методологических принципов и методических приемов филологического исследования; основные тезисы трудов, определяющих современную научную парадигму в ее динамике; современные научные работы, составляющие фундамент теории и практики интертекстуальности;
умеет: применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности; ориентироваться в современных методах филологического анализа, применять методологические знания в самостоятельных исследованиях; анализировать художественные произведения разных жанров в их соотношении с иными текстами, различать типы таких соотношений; опознавать в произведении знаки подключения иных текстов, классифицировать интертексты в зависимости от их функции; эффективно пользоваться интертекстом в различных коммуникативных ситуациях;
владеет: методами и приемами филологического исследования; навыками восприятия, анализа и интерпретации текста на основе современных методов филологического анализа; терминологическим аппаратом интертекстуального анализа, его методическими приемами; гибкой системой методов, позволяющих адекватно интерпретировать авторские разновидности интертекстуального взаимодействия.