Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Русский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_РЯЛ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 120 | 120 | 120 | 120 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к. филол. н., доц. Доронина С.В.
1.1. | Цели освоения дисциплины: Сформировать умения и навыки самостоятельного интертекстуального анализа текста, а также коммуникативных и социокультурных ситуаций. Систематизировать знания об интертекстуальности как одном из определяющих качеств современной литературы. Раскрыть дополнительные возможности преподавания и иного коммуникативного взаимодействия, базирующиеся на понимании механизмов интертекстуальности. Представить магистрантам взгляды основных теоретиков интертекстуальности, выявить общие принципы и авторские интертекстуальные стратегии в произведениях современных русских писателей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ОПК-3 | способностью демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования |
ПК-1 | владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые основы современной научной парадигмы в области литературоведения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно анализировать конкретное литературное произведение, самостоятельно выявлять своеобразие художественного текста, используя полученные знания; анализировать произведение в различных контекстах: литературном, кинематографическом, социально-историческом, биографическом и др. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | языком современной культуры и современным терминологическим аппаратом, созданным для ее изучения, навыками аналитической работы с (интер)текстом постмодернистской эпохи. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Предыстория и происхождение теории интертекстуальности | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 | |
1.2. | Современный этап развития теории и практики интертекстуальности | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Анализ романа Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Фантастические рассказы Сергея Лукьяненко | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Роман В. Набокова «Отчаяние» | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Роман Виктора Ерофеева «Русская красавица» | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.7. | Самостоятельная работа | Сам. работа | 1 | 60 | ОПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Лекционный курс | ||||||
2.1. | Литературно-мифологические аллюзии в современной прозе | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Рассказ Виктора Пелевина «Святочный киберпанк, или Рождественская ночь 117.DIR» | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Современная женская поэзия (Вера Павлова, Наталья Николенкова) | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Роман Бориса Акунина «Азазель» | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Пьеса Бориса Акунина «Убить змееныша» | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Роман Бориса Акунина «Седмица Трехглазого» | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.7. | Самостоятельная работа | Сам. работа | 1 | 60 | ОПК-3, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. прикрепленный файл. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. прикрепленный файл. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. прикрепленный файл. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С. И. Тимина, М. А. Левченко, М. В. Смирнова | Русская литература ХХ – начала XXI века: практикум | М.: Академия, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кременцов Л.П. | Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты: учеб. пособие | М.: Флинта, 2007 | |
Л2.2 | Куляпин А.И., Скубач О.А. | Мифы железного века: семиотика советсткой культуры 1920-1950-х гг.: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) | |||
Э2 | ЭУМК "Интертекст в современной литературе" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Цели освоения дисциплины: Сформировать умения и навыки самостоятельного интертекстуального анализа текста, а также коммуникативных и социокультурных ситуаций. Систематизировать знания об интертекстуальности как одном из определяющих качеств современной литературы. Раскрыть дополнительные возможности преподавания и иного коммуникативного взаимодействия, базирующиеся на понимании механизмов интертекстуальности. Представить магистрантам взгляды основных теоретиков интертекстуальности, выявить общие принципы и авторские интертекстуальные стратегии в произведениях современных русских писателей. Требования, предъявляемые к обучающемуся во время зачета по дисциплине Во время зачета магистрант должен продемонстрировать, что он знает: пути совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня; исторические и теоретические основы филологических исследований, современные концепции текста, теоретические проблемы интерпретации текста, современные варианты методологических принципов и методических приемов филологического исследования; основные тезисы трудов, определяющих современную научную парадигму в ее динамике; современные научные работы, составляющие фундамент теории и практики интертекстуальности; умеет: применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности; ориентироваться в современных методах филологического анализа, применять методологические знания в самостоятельных исследованиях; анализировать художественные произведения разных жанров в их соотношении с иными текстами, различать типы таких соотношений; опознавать в произведении знаки подключения иных текстов, классифицировать интертексты в зависимости от их функции; эффективно пользоваться интертекстом в различных коммуникативных ситуациях; владеет: методами и приемами филологического исследования; навыками восприятия, анализа и интерпретации текста на основе современных методов филологического анализа; терминологическим аппаратом интертекстуального анализа, его методическими приемами; гибкой системой методов, позволяющих адекватно интерпретировать авторские разновидности интертекстуального взаимодействия. |