МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семиотика культуры и литературы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д. филол. н., Профессор, В.В. Десятов

Рецензент(ы):
к. филол. наук, Доцент, О.А. Скубач

Рабочая программа дисциплины
Семиотика культуры и литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.филол.наук, доц. С.В. Доронина

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.филол.наук, доц. С.В. Доронина

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понимание семиотических механизмов функционирования искусства и культуры.
Выработать умения и навыки семиотического анализа текстов разного вида.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
ПК-1: владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современную научную парадигму в области семиотических исследований,
иметь представление о
динамике развития избранной
области научной и
профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.свободно использовать информационно-библиографические
ресурсы для решения стандартных профессиональных задач,
применять информационные технологии в
исследовательской деятельности ;
проводить собственные исследования в области семиотики литературы и культуры; свободно формулировать гипотезы и
последовательно и убедительно
развивать аргументацию в их защиту; свободно оперировать терминами из сферы семиотики и литературоведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками структурирования и интегрирования
знания из различных областей
профессиональной деятельности и
способностью их
творческого использования и
развития в ходе решения
профессиональных задач; культурой научного поиска,
способностью к анализу,
обобщению информации,
постановке целей и выбору путей их
достижения; основными приемами
аргументации; навыками
критического мышления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семиотика культуры как научная дисциплина. Становление семиотики
1.1. Становление семиотики в трудах Ч. Пирса, Ф. де Соссюра и У. Морриса Лекции 3 2 ОПК-4
1.2. Становление семиотики культуры в ХХ столетии. Семиотика и западноевропейский структурализм Лекции 3 2 ОПК-4
1.3. Становление семиотики культуры в ХХ столетии. Семиотика и французский постструктурализм Лекции 3 2 ОПК-4
1.4. Формальная школа в истории семиотики Практические 3 2 ПК-1
1.5. Ролан Барт и семиотика культуры Практические 3 2 ПК-1
1.6. Тартусско-московская структурно-семиотическая школа Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.5
1.7. Семиотика культуры сегодня Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.1
Раздел 2. Семиотика литературного текста
2.1. Семиотика художественного постранства и времени Практические 3 2 ПК-1 Л1.3, Л2.3, Л2.5
2.2. Семиотика художественного пространства и времени в рассказе М. Булгакова "Китайская история" Практические 3 2 ПК-1 Л2.4
2.3. Семиотика метаморфоз в рассказе Ю. Олеши "Любовь" Практические 3 2 ПК-1
2.4. Вещи и знаки в рассказе М. Зощенко "Диктофон" Практические 3 2 ПК-1 Л1.4
2.5. Семиотический анализ литературного текста Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.3, Л2.3
Раздел 3. Семиотика визуального искусства
3.1. Семиотика живописи Практические 3 4 ПК-1 Л1.2, Л2.5
3.2. Визуальная семиотика: фотография, плакат, карикатура Практические 3 2 ПК-1
3.3. Семиотика кино: Чарли Чаплин Практические 3 2 ПК-1 Л2.5
3.4. Семиотика фотоискусства в ХХ веке Сам. работа 3 10 ПК-1
Раздел 4. Семиотика повседневности
4.1. Семиотика повседневности: язык пищи Практические 3 2 ПК-1
4.2. Семиотика повседневности: одежда Практические 3 2 ПК-1
4.3. Семиотика архитектуры Сам. работа 3 19 ПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"
5.3. Фонд оценочных средств
См. вложенный файл во вкладке "Приложения"
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лотман Ю. М. Семиосфера: С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2000
Л1.2 Успенский Б.А. Поэтика композиции: СПб.: Азбука, 2000
Л1.3 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики // Poetica: сайт / [Электронный ресурс] // Режим доступа: : Сб. — М.: Худож. лит, 1975
Л1.4 Жолковский А.К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия: монография М., 1999 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473176
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи и исследования. Заметки: сборник трудов СПб: "Искусство-СПБ", 2001
Л2.2 Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления: М.: Языки славянской культуры, 1998 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211395
Л2.3 Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: монография М., 1988
Л2.4 Чудакова М.О. Жизнеописание М. Булгакова: монография М., 1988
Л2.5 Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры,, искусства и науки: Сборник трудов М.: Языки славянской культуры, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219270
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМК "Семиотика культуры и литературы" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1932
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях.
Промежуточная аттестация проводится по результатам работы студентов на практических занятиях.
Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
В рамках курса предполагается использование балльно-рейтинговой системы оценивания. Итоговый экзамен – один из видов работы, оценивается баллами. В экзаменационный билет включены 2 теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 25 минут. За ответ на экзаменационные вопросы студент может получить максимально 20 баллов (по 10 баллов за каждый вопрос).
При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа.