МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Творчество В. Набокова

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 80 44 80 44
Итого 108 72 108 72

Программу составил(и):
д.фил.н., проф., Десятов В.В.

Рецензент(ы):
д.фил.н., проф. , Гребнева М.П.

Рабочая программа дисциплины
Творчество В. Набокова

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, к.ф.н. Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доцент, к.ф.н. Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.а) познакомить студентов
– с интерпретациями русскоязычных произведений В. Набокова в отечественном и зарубежном литературоведении;
– с ключевыми концепциями и оценками творчества писателя;
– с культурным и социально-историческим фоном эпохи;
б) научить студентов
– определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом;
- использовать основные методы литературоведческого анализа



2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
ПК-1 способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые основы современной научной парадигмы в области литературоведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно анализировать конкретное литературное произведение, исходя из общих представлений о поэтике и художественном мире В.В. Набокова, самостоятельно выявлять своеобразие художественного текста, используя полученные знания; анализировать произведение в различных контекстах: литературном, кинематографическом, социально-историческом, биографическом и др.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть языком культуры соответствующего периода и современным терминологическим аппаратом, созданным для ее изучения, навыками аналитической работы с модернистскими произведениями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть
1.1. В.В. Набоков: жизнь и творчество Лекции 8 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Вводная часть
Раздел 3. Основная часть
3.1. Рассказ «Картофельный Эльф» и основные особенности формирующейся творческой манеры Набокова Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
3.2. Рассказы из сборника «Возвращение Чорба» Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
3.3. Рассказы из сборника «Соглядатай» Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1
3.4. Рассказы из сборника «Весна в Фиальте» Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1
3.5. Роман «Приглашение на казнь» Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
3.6. Роман «Лолита» Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
3.7. Подготовка к зачету Сам. работа 8 22 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Основная часть
4.1. Рассказы из сборника «Возвращение Чорба» Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
4.2. Рассказы из сборника «Соглядатай» Лекции 8 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1
4.3. Рассказы из сборника «Весна в Фиальте» Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1
4.4. Роман «Лолита» Практические 8 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
4.5. Подготовка к зачету Сам. работа 8 22 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Имя и прозвище главного героя рассказа "Картофельный Эльф" как семантическая квинтэссенция текста.
2. Рассказ "Картофельный Эльф" на фоне литературных сказок Пушкина, Гауфа, Гофмана, Кэррола.
3. Символика чисел в рассказе "Сказка".
4. Христианские и индуистские представления в рассказе "Рождество".
5. В.Набоков в диалоге С Л.Андреевым.
6. Соотношение рассказчика, главного героя и автора в повести "Соглядатай".
7. В. Набоков в диалоге с В. Ходасевичем.
8. Сквозные темы лирики В. Набокова.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету:
1. «Картофельный Эльф» и основные особенности формирующейся творческой манеры Набокова.
2. «Месть» как препостмодернистский текст.
3. Подробности заката: система образов и интертекстуальные связи рассказа «Катастрофа».
4. Анализ рассказа «Рождество».
5. Символика Набокова.
6. Нумерология Набокова («Сказка», «Лолита»).
7. Невстреча и разлука с возлюбленной в рассказах Набокова («Возвращение Чорба», «Сказка», «Ужас»).
8. Бунинский подтекст произведений Набокова («Пильграм», «Красавица», «Обида»).
9. Гумилевский подтекст произведений Набокова («Пильграм», «Соглядатай», «Лолита»).
10. Ольга Алексеевна («Красавица»): прототипы и литературные прообразы.
11. Социальная проблематика рассказов Набокова («Обида», «Королек»).
12. Рассказ «Весна в Фиальте»: интра- и интертектуальные связи, символика, мифологический подтекст.
13. «Ultima Thule»: художественное своеобразие и философская проблематика.
14. «Соглядатай»: отношения автора, рассказчика и героя, литературный контекст, философская проблематика.
15. Гностический подтекст романа «Приглашение на казнь».
16. «Приглашение на казнь» как реакция на произведения писателей-футурологов (Е. Замятина, В. Маяковского).
17. Рассказ-мистификация («Василий Шишков»).
18. Метафизическое прочтение «Лолиты». Мифологические аллюзии.
19. Другие интерпретации романа «Лолита».
20. «Лолита» как часть русской литературы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. Т. 1. : М.: Academia, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Погребная Я.В. Погребная Я.В. «Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы…» Лирика В.В. Набокова: М.: Флинта // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru
Э2 http://e.lanbook.com
Э3 http://www.filologia.su
Э4 http://philologos.narod.ru
Э5 http://www.biblioclub.ru
Э6 http://e.lanbook.com
Э7 http://www.filologia.su
Э8 http://philologos.narod.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия по дисциплине проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов самостоятельное мышление, навыки работы с научной литературой и получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Дисциплина читается на четвертом курсе бакалавриата и направлена на развитие самостоятельности учащихся, приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных вопросов истории литературы, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Учебным планом на практические занятия отводится 14 часов. Темы занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с хронологическим принципом. В качестве тем для семинарских занятий выбраны произведения, позволяющие организовать дискуссию по поводу наиболее сложных и спорных проблем. Характер тем позволяет студентам наиболее полно понять специфику курса «Творчество В. Набокова».
Общая цель проведения занятий – рассмотрение сложных и спорных проблем выдающегося писателя-модерниста, формирование у студентов умения анализировать поэтические и прозаические произведения, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.