Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.02. Документоведение и архивоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_02_ДиА-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 18 | 18 | 18 | 18 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров
1.1. | Целями освоения дисциплины являются овладение методами обеспечения сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации и применение их на практике. Задачи: приобретение знаний нормативно-методической базы обеспечения сохранности документов, специфики создания оптимальных условий хранения документов архивного фонда Российской Федерации; овладение методами оценки физических, химических и биологических повреждений документов, правилами обеспечения сохранности документов в процессе их комплектования, хранения, использования; изучение современных методик консервации и реставрации документов; основных положений создания страхового фонда и фонда пользования архивных документов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-8 | способность анализировать ценность документов с целью их хранения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современную литературу по методике обеспечения сохранности документов, реставрации и консервации; современный уровень развития архивного дела в вопросах обеспечения сохранности документов в России и за рубежом |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться современными приборами измерения температуры и влажности в помещениях хранилищ, самостоятельно определять основные виды повреждений документов, составлять реставрационное задание на поврежденный документ, ориентироваться в учетной документации, проводить проверку архивных фондов, формулировать технические требования к помещениям архива |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с архивными документами, учетной документацией, справочно - поисковым аппаратом архива, ведения реставрационных картотек, методами превентивной консервации архивных документов, принципами формирования страхового фонда, приемами первичного отбора особоценных документов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Нормативно-методическая база обеспечения сохранности документов | Лекции | 6 | 4 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Нормативно-методическая база обеспечения сохранности документов | Практические | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Создание оптимальных условий хранения архивных документов | ||||||
2.1. | Общие требования к зданиям и помещениям архивов | Лекции | 6 | 4 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Технические требования к помещениям хранилищ | Лекции | 6 | 4 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Технические требования к помещениям хранилищ | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Размещение документов в хранилищах, топографирование | Практические | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Порядок выдачи дел из хранилищ | Практические | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Контроль за своевременным возвращением выданных из хранилищ документов. Страхование документов. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Контроль за своевременным возвращением выданных из хранилищ документов. Страхование документов. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Проведение проверок наличия и состояния документов в архиве | ||||||
3.1. | Работа с особо ценными и уникальными документами в архиве и создание страхового фонда и фонда пользования. | Практические | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Проведение проверок наличия и состояния документов в архиве. | Практические | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Оформление итогов проверки наличия и состояния документов. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Учет и обеспечение сохранности особо ценных и уникальных документов. | Лекции | 6 | 4 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Учет и обеспечение сохранности особо ценных и уникальных документов. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Обеспечение сохранности документов архива. | ||||||
4.1. | Проведение проверок наличия и состояния документов в архиве | Лекции | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Оформление итогов проверки наличия и состояния документов. | Практические | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Оформление итогов проверки наличия и состояния документов. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Обеспечение физико-химической сохранности документов архивов. | Практические | 6 | 4 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Обеспечение физико-химической сохранности документов архивов. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Типовая номенклатура повреждений документов и их индексация. | Практические | 6 | 6 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Сплошная и выборочная проверка состояния документов | Практические | 6 | 6 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
4.8. | Сплошная и выборочная проверка состояния документов | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
4.9. | Создание страхового фонда и фонда пользования особо ценных и уникальных документов | Практические | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
4.10. | Основы консервации и реставрации документов. Фотореставрация | Практические | 6 | 6 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
4.11. | Основы консервации и реставрации документов. Фотореставрация | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Понятие и принципы организации хранения документов Требования к основным помещениям архива Температурно-влажностный, световой и санитарно-гигиенический режимы хранения архивных документов Оборудование архивов и хранилищ Порядок размещения и нумерации документов в хранилище, топографирование Страхование архивных документов и основы их денежной оценки Понятие и критерии особо ценных и уникальных документов Архивного Фонда РФ Понятие и порядок создания страхового фонда и фонда пользования особо ценных до-кументов Методы создания страхового фонда и фонда пользования особо ценных документов Оценка физического состояния документов: цели, задачи, методы Биоповреждения документов на бумажных носителях Цели, задачи и принципы реставрации документов Факторы старения и виды повреждений документов Материалы и вещества для реставрации Задачи и способы обследование документов перед реставрацией, выбор рабочего варианта реставрации Типовая схема реставрации документов на бумажных носителях Защита документов при реставрации, методы стабилизации текста Фотореставрация архивных документов |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение (ФОС) ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2581 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Раскин Д.И., Соколов А.Р. | Архивоведение: | , 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шульгина М. В. | Архивоведение: | ИД САФУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральное архивное агентство | www.rusarchives.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" | e.lanbook.com | ||
Э3 | Университеская библиотека online | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | ГАРАНТ. Информационно-правовой портал | www.garant.ru | ||
Э5 | Гильдия Управляющих Документацией | www.gdm.ru | ||
Э6 | Историко-архивный институт РГГУ | iai.rsuh.ru | ||
Э7 | Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела | www.vniidad.ru | ||
Э8 | Управления Алтайского края по культуре и архивному делу | culture22.ru | ||
Э9 | Курс в Moodle "ОСРиКД" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение вопросов организации хранения, реставрации и консервации архивных документов. Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента. Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем. В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях. Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности. В ходе лекций проводятся сопоставления разных ситуаций, анализ их и лучшие примеры практики организации хранения и обеспечения сохранности документов. Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: – внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; – найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; – после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; – продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; – продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины. Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля. Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции. Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений. На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. |