МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 119
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 50 50 50 50
Сам. работа 119 119 119 119
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Археография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студентов с основными дефинициями и категориальным аппаратом данной научной дисциплины, раскрыть сущность основных проблем современной археографии. Цель исторического раздела – дать представление о специфике, закономерностях развития и современном состоянии отечественной археографии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 владение знаниями в области правил публикации исторических источников и оперативного издания документов
ПК-3 владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения
ПК-12 способность выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы в развитии отечественной археографии;
теоретические основы современной археографии;
приемы и методы подготовки документальных публикаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять научно-справочный аппарат публикации;
анализировать готовые публикации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- подготовки документальных публикаций;
- археографической обработки документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Археография как научная дисциплина и сфера деятельности
1.1. Основные археографические понятия Лекции 8 8 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1
1.2. Археография как самостоятельная область знаний и научная дисциплина, ее место в кругу других научных дисциплин Практические 8 2 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1
1.3. Работа над заданиями в ЭУМКД Сам. работа 8 10 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2
1.4. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 8 18 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. 2. Отечественная археография в XVIII веке.
2.1. Исторические предпосылки возникновения и условия развития отечественной археографии. Лекции 8 4 ОПК-5 Л1.1
2.2. Собирание и коллекционирование рукописей на начальном этапе становления археографии в России. Практические 8 8 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Первые археографические центры и их значение для отечественной археографии. Практические 8 8 ОПК-5 Л1.1
2.4. Работа над заданиями в ЭУМКД Сам. работа 8 10 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2
2.5. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 8 18 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. 3. Российская археография в XIX веке.
3.1. Российская археография в первой половине XIХ в. Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-12 Л1.1
3.2. Российская археография в середине 1860-х – середине 1890-х гг. Практические 8 8 ОПК-5, ПК-12 Л1.1
3.3. Археографические экспедиции и их роль в развитии отечественной археографии в XIX веке Практические 8 4 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1
3.4. Крупные публикации исторических документов в XIX веке Практические 8 4 ОПК-5, ПК-12 Л1.1
3.5. Работа над заданиями в ЭУМКД Сам. работа 8 10 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1
3.6. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 8 18 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. 4. Советская археография.
4.1. Развитие археографии в Советской России. Лекции 8 4 ОПК-5 Л1.1
4.2. Крупные археографические центры. Практические 8 2 ОПК-5, ПК-12 Л1.1
4.3. Проблемы советской археографии. Практические 8 2 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1
4.4. "Правила издания исторических документов СССР..." как документ, регламентирующий публикацию архивных документов. Практические 8 4 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1
4.5. Работа над заданиями в ЭУМКД Сам. работа 8 8 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л2.1
4.6. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 8 8 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. 5. Археография в России на современном этапе.
5.1. Изменения в отечественной археографии в 1990-х - начале 2000-х гг. Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л2.1
5.2. "Электронная археография". Практические 8 4 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2
5.3. Нормативно-методическая база современной археографии. Практические 8 2 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2
5.4. Проблемы и перспективы современной археографии в России Практические 8 2 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1
5.5. Работа над заданиями в ЭУМКД Сам. работа 8 8 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2
5.6. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 8 11 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.7. Экзамен 8 27 ОПК-5, ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. археография как научная дисциплина, узкое и широкое понимание археографии, предмет археографии.
2.связи археографии с другими областями знания: с гуманитарными дисциплинами (историческими и филологическими), с естественнонаучными. Связь археографии с издательским делом и современными информационными технологиями.
3.Становление российской археографии (конец XVII – первая половина XIХ вв.).
4.Собирание рукописей XI-XVII вв.
5.Собирание и коллекционирование рукописей в XVIII-начале ХХ вв.
6.Отечественная археография во второй половине XIX – начале XX вв.
7.Проблемы развития советской археографии (1917–1991 гг.)
8.Документальная публикация в системе источниковой базы исторической науки.

Полный перечень вопросов см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2532

Практические задания:
1. Изменения в обществе и государстве и их влияние на развитие археографии в 1917-1980-х гг.
2. Деятельность археографических центров в 1917-1980- гг.
3. С.Н. Валк: биография, основные достижения и вклад в развитие отечественной ар-хеографии.
4. Прочитать статью Козлова В.П. «Теоретические основы археографии с позиций со-временности» и статьи, опубликованные в рамках дискуссии, ответить на следующие вопросы:
Основные положения статьи В.П. Козлова.
Спорные моменты в трактовке Козлова В.П.
В чем авторы согласны или не согласны с точкой зрения Козлова В.П.
Определить позиции авторов в отношении современной археографии.
Итоги дискуссии.
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2532
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Функциональная (целевая) заданность документа, его виды и формы.
Трансформация документа в исторический источник.
Документальная публикация как исторический и историографический факт.
Модель документальной публикации.
Феноменология документальных публикаций.
Проблемы публикации архивных документов в электронных изданиях.
Эдиционная археография. Возможности и перспективы развития.
Нормативно-методическое обеспечение работы по публикации документов.
Публикации исторических источников в русском зарубежье.
«Золотой век» советской археографии (1950—1980-е гг.). Противоречивость периода.
Международное сотрудничество в издании документов.
Исторические тематические проекты в Интернете. Публикации документов на сайтах архивов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.
Полный перечень ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2532

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Адаменко, А.М. Археография. История и современное состояние : Кемерово: Кемеровский государственный университет // ЭБС «Университетская библиотека on-line»., 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 портал "Архивы России" - www.rusarchives.ru
Э2 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э3 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э4 Курс в Moodle "Археография" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из 5-ти разделов, в рамках которых изучается история, теория и практика отечественной археографии. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
Лекции даются обучающимся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При самостоятельном изучении теории обучающимся следует обратить внимание на терминологию в сфере современной археографии и на дискуссии по поводу предмета археографии. В подготовке к практическим занятиям учитывать тот факт, что имеющиеся на данный момент "Правила издания исторических источников..." во многом содержат устаревшие данные и ссылки на утратившие силу нормативно-правовые документы. При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2532
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. На прохождение теста дается одна попытка продолжительностью 1 ч 30 мин.
Устный экзамен проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разделов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.