МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Археография

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46.04.01 История(квалификация (степень) «магистр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. N 1300.

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студентов с основными дефинициями и категориальным аппаратом данной научной дисциплины, раскрыть сущность основных проблем современной археографии. Цель исторического раздела – дать представление о специфике, закономерностях развития и современном состоянии отечественной археографии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-4 способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы в развитии отечественной археографии;
теоретические основы современной археографии;
приемы и методы подготовки документальных публикаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять научно-справочный аппарат публикации;
анализировать готовые публикации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- подготовки документальных публикаций;
- археографической обработки документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Археография как научная дисциплина и сфера деятельности
1.1. Основные археографические понятия Лекции 2 2 Л1.1
1.2. Археография как самостоятельная область знаний и научная дисциплина, ее место в кругу других научных дисциплин Практические 2 2 Л1.1
1.3. Работа над заданиями в ЭУМКД Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2
1.4. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. 2. Отечественная археография в XVIII веке.
2.1. Исторические предпосылки возникновения и условия развития отечественной археографии. Лекции 2 4 Л1.1
2.2. Собирание и коллекционирование рукописей на начальном этапе становления археографии в России. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Первые археографические центры и их значение для отечественной археографии. Практические 2 2 Л1.1
2.4. Работа над заданиями в ЭУМКД Сам. работа 2 10 Л1.1, Л1.2
2.5. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. 3. Российская археография в XIX веке.
3.1. Российская археография в первой половине XIХ в. Лекции 2 2 Л1.1
3.2. Российская археография в середине 1860-х – середине 1890-х гг. Лекции 2 2 Л1.1
3.3. Археографические экспедиции и их роль в развитии отечественной археографии в XIX веке Практические 2 2 Л1.1
3.4. Крупные публикации исторических документов в XIX веке Практические 2 2 Л1.1
3.5. Работа над заданиями в ЭУМКД Сам. работа 2 10 Л1.1
3.6. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. 4. Советская археография.
4.1. Развитие археографии в Советской России. Лекции 2 2 Л1.1
4.2. Крупные археографические центры. Сам. работа 2 2 Л1.1
4.3. Проблемы советской археографии. Практические 2 2 Л1.1
4.4. "Правила издания исторических документов СССР..." как документ, регламентирующий публикацию архивных документов. Практические 2 2 Л1.1
4.5. Работа над заданиями в ЭУМКД Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
4.6. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. 5. Археография в России на современном этапе.
5.1. Изменения в отечественной археографии в 1990-х - начале 2000-х гг. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
5.2. "Электронная археография". Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2
5.3. Нормативно-методическая база современной археографии. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
5.4. Проблемы и перспективы современной археографии в России Практические 2 2 Л1.1
5.5. Работа над заданиями в ЭУМКД Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2
5.6. Изучение литературы по теме раздела Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.7. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Археография как научная дисциплина и сфера деятельности на современном этапе, место археографии среди других наук. Объект и предмет археографии. Функции археографии.
2. Понятие «документальная публикация». Функции документальных публикаций.
3. Выявление и отбор документов для публикации.
4. Научно-справочный аппарат и археографическое оформление доку-ментальных публикаций.
5. Типология документальных публикаций: типы, виды, формы и конфигурация публикаций.
6. Систематизация документов в публикации.
7. Взаимодействие документальной публикации и общественного сознания.
8. Документальная публикация как феномен нового знания о прошлом.
9. Модель документальной публикации.
10. Публикаторская деятельность федеральных государственных архивов РФ.
11. Публикаторская деятельность государственных архивов субъектов РФ.
12. Принципы и подходы подготовки электронных публикаций документов АФ РФ.
13. Основные проблемы при подготовке электронных публикаций.
14. Нормативно-методическое обеспечение подготовки издания документов Архивного фонда РФ.
15. Способы воспроизведения текста: критический, дипломатический, факсимильный и др.
16. Формирование и развитие отечественной археографии в период до 1917 г.
17. Археографические центры в России/СССР: обзор и краткая характеристика.
18. Выдающиеся отечественные археографы, их вклад в развитие археографии.
19. Основные черты советской археографии.
20. Археография России на современном этапе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Функциональная (целевая) заданность документа, его виды и формы.
Трансформация документа в исторический источник.
Документальная публикация как исторический и историографический факт.
Модель документальной публикации.
Феноменология документальных публикаций.
Проблемы публикации архивных документов в электронных изданиях.
Эдиционная археография. Возможности и перспективы развития.
Нормативно-методическое обеспечение работы по публикации документов.
Публикации исторических источников в русском зарубежье.
«Золотой век» советской археографии (1950—1980-е гг.). Противоречивость периода.
Международное сотрудничество в издании документов.
Исторические тематические проекты в Интернете. Публикации документов на сайтах архивов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Адаменко, А.М. Археография. История и современное состояние : Кемерово: Кемеровский государственный университет // ЭБС «Университетская библиотека on-line»., 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 портал "Архивы России" - www.rusarchives.ru
Э2 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э3 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э4 Курс в Moodle "Археография" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из 5-ти разделов, в рамках которых изучается история, теория и практика отечественной археографии. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
Лекции даются обучающимся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При самостоятельном изучении теории обучающимся следует обратить внимание на терминологию в сфере современной археографии и на дискуссии по поводу предмета археографии. В подготовке к практическим занятиям учитывать тот факт, что имеющиеся на данный момент "Правила издания исторических источников..." во многом содержат устаревшие данные и ссылки на утратившие силу нормативно-правовые документы. При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. На прохождение теста дается одна попытка продолжительностью 1 ч 30 мин.
Устный экзамен проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разделов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.