МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Архивное право
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 64
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 64 64 64 64
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Архивное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Владимиров В.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Владимиров В.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов основные представления об архивном праве и его месте в системе международного и национального права, а также о правовых явлениях и процессах в области архивного дела, о правах и обязанностях участников архивных правоотношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия об архивном праве и архивном законодательстве;
объект и предмет архивного права, его принципы и формы (источники права),
взаимосвязь архивного права со смежными отраслями права;
зарубежный опыт регулирования документационной и архивной сфер
3.2.Уметь:
3.2.1.применять нормы архивного законодательства и смежных отраслей права в области управления архивным делом Российской Федерации, организации хранения, учета, комплектования и использования архивных документов;
применять нормы гражданского, административного, уголовного и других кодексов, нормативных правовых актов в области ДОУ, информации в организации работы с архивными документами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения основными понятиями, применяемыми в архивном и смежном законодательстве;поиска необходимых нормативно-правовых актов в системе действующего законодательства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие об архивном праве.
1.1. Введение. Понятие, объект, предмет и принципы архивного права. Архивное право как подотрасль права.Взаимосвязь архивного законодательства с нормативными актами смежных отраслей. Лекции 3 2 ОК-4 Л1.1
Раздел 2. Становление отечественного архивного законодательства.
2.1. Развитие архивного дела в дореволюционной России. Архивное законодательство в Советской России и СССР.Развитие архивного законодательства в 1990-е гг. Сам. работа 3 6 ОК-4 Л1.1, Л1.3
2.2. Характеристика и анализ «Основ законодательства РФ об архивном фонде Российской Федерации и архивах» Практические 3 2 ОК-4 Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Современное архивное законодательство и организация управления архивным делом в РФ.
3.1. Основные тенденции развития архивного законодательства на рубеже ХХI века. Особенности управления архивным делом в России на современном этапе. Сам. работа 3 6 ОК-4 Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Правовые основы организации документов Архивного фонда Российской Федерации.
4.1. Проблемы классификации и формы хранения документов в соответствии с современным законодательством. Порядок регулирования состава АФ РФ. Комплектование и экспертиза ценности документов, хранение и учет документов АФ РФ. Сам. работа 3 6 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Правовое регулирование использования архивных документов и информации.
5.1. Использование архивных документов. Правовой режим информации с точки зрения доступа к ней. Сам. работа 3 8 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Изучение законодательных, нормативно-методических актов и литературы по разделам курса. Подготовка к практическим занятиям и итоговой аттестации. Сам. работа 3 38 ОК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету:
1. Понятие архивного права, его место в системе права Российской Федерации.
2. Объект, предмет, принципы архивного права.
3. Современное российское архивное законодательство (структура и иерархия).
4. Система органов управления архивным делом в современной России (на примере Алтайского края)
5. Закон как основной вид нормативных юридических актов (на примере архивного законодательства).
6. Ведомственные нормативные акты Российской Федерации (архивная сфера) в правовой системе общества.
7. Изменение правового статуса муниципальных архивов в постсоветское время.
8. Дореволюционное архивное законодательство.
9. Управление архивным делом и архивное законодательство в первые годы советской власти.
10. Нормативная база в области архивного дела в конце 1930-х – 1960 гг. Архивные учреждения СССР этого периода.
11. Органы управления архивным делом и архивное законодательство в 1960 - 1980-е гг.
12. Изменения в системе архивного дела в России после распада СССР. Нормативно-правовые акты в области архивного дела в Российской Федерации в 1990-е гг.
13. Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах: причины появления, характеристика закона, его значение.
14. ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ: причины появления, история принятия, характеристика, значение.
15. Доктрина информационной безопасности России и архивы.
16. Подпрограммы «Архивы России»: цели, задачи, содержание и сроки реализации.
17. Информация как объект правовых отношений (понятие «информация» в отечественном законодательстве, субъекты правоотношений в сфере информации, проблемы доступа и защиты информации, ответственность за правонарушения в сфере информации)
18. Российское законодательство об информации, находящейся в ограниченном обороте.
19. Электронный документ как объект правовых отношений (структура и формы представления электронных документов в правоотношениях, юридическая сила электронных документов).
20. Проблемы доступа к архивным данным, содержащим персональные сведения.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Современное российское архивное законодательство: проблемы и тенденции развития.
Особенности управления архивным делом и архивное законодательство в советское время.
Тайна личной жизни при работе с архивными документами.
Архивы и исследователи: доступ к архивным документам.
Обеспечение безопасности архивной информации.
Этический кодекс архивистов.
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть прикрепленный файл с ФОС
Приложения
Приложение 1.   Архивное право 46.03.02.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1294
Л1.2 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3523
Л1.3 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2017 https://biblio-online.ru/book/A17C34AE-9B6D-4966-B7C9-00BB7E0BF56A/arhivovedenie
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Краевое государственное казенное учреждение «Государственный архив Алтайского края» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archiv.ab.ru
Э2 Официальный сайт Федерального архивного агентства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archives.ru
Э3 Портал «Архивы России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: //www.rusarchives.ru
Э4 Управления Алтайского края по культуре и архивному делу [Электронный ресурс]. Режим доступа http://culture22.ru
Э5 Историко-архивный институт РГГУ http://iai.rsuh.ru/ –
Э6 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела http://www.vniidad.ru/ –
Э7 – ГАРАНТ. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru/
Э8 – Официальный сайт компании «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/ –
Э9 - Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com
Э10 - Университеская библиотека online http://www.biblioclub.ru -
Э11 Курс в Moodle "Архивное право" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=644
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Архивное право» состоит из пяти разделов. При освоении вводной части дисциплины (раздел 1) студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, существующей взаимосвязи архивного законодательства с нормативными актами смежных отраслей права – информационного, уголовного, гражданского, трудового и административного. Важно определить место архивного права в национальной системе права.
При изучении второго раздела дисциплины необходимо сосредоточиться на изучении вопросов формирования нормативно-правовой базы архивного дела в Российской Федерации. В рамках раздела, кроме основной законодательной базы в области архивного дела, рассматривается и краткая история появления архивных законов в нашей стране, а также дальнейшее их усовершенствование и развитие.
В рамках освоения третьего раздела курса студент должен сосредоточить внимание на основных проблемах и тенденциях развития архивного законодательства на рубеже ХХI века. Следует отметить, что особенностью архивного права является включение в его состав всех законодательных и нормативно-методических документов по архивному делу, а также смежных отраслей права и правовых норм отдельных законодательных актов, тем или иным образом связанных с архивной сферой.
Для эффективного усвоения содержания дисциплины студент должен в полной мере владеть навыками поиска необходимых нормативно-правовых актов в существующих справочно-правовых системах.
В рамках четвертого раздела происходит знакомство обучающихся с основными положениями действующих нормативных правовых актов, регулирующих организацию хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации. В рамках раздела следует обратить внимание на изучение существующих разновидностей правовых тайн и вопросов, связанных с порядком рассекречивания архивных документов их содержащих.
При изучении пятого раздела дисциплины исследуются вопросы, связанные с ответственностью (гражданско-правовой, административной и уголовной) за утрату и нарушения порядка работы с документами. Необходимо также обратить внимание на изучение существующих разновидностей правовых тайн и вопросов, связанных с порядком рассекречивания архивных документов их содержащих. Исследуется, в том числе, и правовое регулирование информации ограниченного доступа и изъятой из оборота. Становление правового государства невозможно без использования информационного потенциала архивов, так же как состояние организации архивного дела является индикатором развитости правовой системы, одним из показателей которой является наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определения, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet-ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать – специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Работа с электронными информационно-образовательными ресурсами важна для профессиональной деятельности.
При подготовке важно обратить внимание на нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий. Следует иметь опыт работы со справочно-правовыми системами как портативными (инсталлированный ресурс АлтГУ) так и в сети Internet: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) и ГАРАНТ. Информационно-правовой портал (http://www.garant.ru/).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Следует понимать, что основы правовых знаний могут быть использованы в различных сферах дальнейшей деятельности.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.