МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Архивоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-4-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рабочая программа дисциплины
Архивоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Архивоведение» является изучение научно-методических и технологических основ организации, хранения, учета, комплектования, использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

OK-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-1 способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий
ПК-24 способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные правовые акты, положения, инструкции и другие руководящие материалы и документы по ведению архивного дела в государственных, муниципальных, ведомственных архивах и архивах организаций;
- порядок приема, сдачи документов в архив, их хранения и использования;
- порядок составления описей документов постоянного, временного хранения и документов по личному составу, актов об уничтожении документов;
- порядок оформления дел и их подготовки к хранению и использованию;
- порядок ведения учетных документов архива;
- направления использования документов.
3.2.Уметь:
3.2.1.принимать меры по формированию и сохранению Архивного фонда Российской Федерации как важнейшей части культурного наследия общества, его духовного опыта, истории российской государственности;
проводить работу по экспертизе научной и практической ценности документов;
организовать использование архивных документов в целях включения архивного наследия в систему информационных ресурсов общества, информационной среды современного мира в целом;
- организовывать архивное дело в государственных, муниципальных, ведомственных архивах и архивах организаций;
- обеспечивать в соответствии с установленным порядком прием, систематизацию, хранение, учет и использование документов;
- разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы (положения, инструкции и др.) по ведению архивного дела в организации;
- выявлять и готовить документы для публикации и экспонирования;
- составлять и вести научно-справочный аппарат.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в области теории и практики организации архивного дела в Российской Федерации и отдельном учреждении;
организации, проведения экспертизы ценности, комплектования, обеспечения сохранности и использования архивных документов;
опытом использования в архивном деле информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Архивоведение как комплексная научная дисциплина
1.1. Понятия «архивоведение», «архивное дело», «теория и методика архивоведения». Архивная терминология: архивное дело, архивный документ, ретроспективная документная информация и др. Объект и предмет архивоведения. Связь архивоведения с историей, документоведением, источниковедением и другими научными дисциплинами. Принципы и научные методы архивоведения Лекции 3 6 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
1.2. Архивоведение как комплексная научная дисциплина Сам. работа 3 10 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 2. Законодательная и нормативно-методическая база современного архивного дела
2.1. Значение законодательной и нормативно-методической базы для современного архивного дела. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»: основное содержание, значение для архивного дела. Смежное законодательство, регулирующее отношения в области работы с документами. Нормативные документы по организации архивного дел. Лекции 3 4 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.2. Законодательная и нормативно-методическая база современного архивного дела Сам. работа 3 10 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 3. Организация документов Архивного фонда Российской Федерации
3.1. Понятие "Архивный фонд Российской Федерации". Подходы к классификация документов Архивного фонда Российской Федерации Лекции 3 4 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
3.2. Классификация документов в пределах архивов Лекции 3 2 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
3.3. Классификация документов в пределах архивных фондов Лекции 3 4 OK-2, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
3.4. Классификация документов Архивного фонда Российской Федерации.Классификация документов в пределах архивов. Классификация документов в пределах архивных фондов Сам. работа 3 10 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 4. Современная система архивных учреждений и органы управления архивным делом в Российской Федерации
4.1. Современная система архивных учреждений Лекции 3 2 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
4.2. Органы управления архивным делом в Российской Федерации Лекции 3 2 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2
4.3. Современная система архивных учреждений и органы управления архивным делом в Российской Федерации Сам. работа 3 10 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 5. Комплектование Архивного фонда Российской Федерации и экспертиза ценности документов
5.1. Комплектование Архивного фонда Российской Федерации Практические 3 2 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
5.2. Экспертиза ценности документов Практические 3 2 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
5.3. Комплектование Архивного фонда Российской Федерации. Экспертиза ценности документов Сам. работа 3 10 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 6. Обеспечение сохранновсти архивных документов. Особо ценные и уникальные документы.
6.1. Обеспечение сохранности архивных документов Практические 3 2 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
6.2. Обеспечение сохранности архивных документов. Отбор и хранение особо ценных и уникальных документов Сам. работа 3 10 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 7. Организация учета архивных документов
7.1. Организация учета архивных документов Практические 3 2 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
7.2. Организация учета архивных документов Сам. работа 3 10 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
7.3. Архивные описи Практические 3 2 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
7.4. Архивные описи Сам. работа 3 10 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 8. Научно-справочный аппарат к архивным документам
8.1. Научно-справочный аппарат к архивным документам Практические 3 4 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
8.2. Научно-справочный аппарат к архивным документам Сам. работа 3 10 OK-2, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 9. Использование архивных документов
9.1. Использование архивных документов Сам. работа 3 10 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2
9.2. Использование архивных документов Практические 3 4 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 10. Маркетинг архивных документов и архивной документной информации
10.1. Маркетинг архивных документов и архивной документной информации Сам. работа 3 11 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2
10.2. Экзамен 3 27 OK-2, ОПК-1, ПК-24 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Научные принципы и методы отечественного архивоведения.
2. Понятие объекта и предмета архивоведения.
3. Архивная терминология: архивное дело, архивный документ, документ Архивного фонда Российской Федерации и др.
4. Понятие архива. Государственные архивы.
5. Понятие архива. Ведомственные архивы.
6. Особенности муниципальных архивов.
7. Архив организации. Задачи, функции, права и ответственность
8. Законодательно-правовая база архивного дела в Российской Федерации.
9. Архивный фонд Российской Федерации.
10. Классификация документов и дел в пределах Архивного фонда Российской Федерации в целом (первый уровень классификации).
11. Организация документов и дел в пределах архивов (второй уровень организации документов)
12. Организация документов и дел в пределах архивного фонда (третий уровень организации документов).
13. Комплектование Архивного фонда Российской Федерации. Источники комплектования.
14. Понятие экспертизы ценности документов. Экспертиза ценности документов на основе научных критериев.
15. Экспертные комиссии. Разновидности экспертных комиссий, их задачи и функции.
16. Экспертиза ценности документов по перечням.
17. Экспертиза ценности документов в организации (правовая и нормативная основа проведения экспертизы ценности).
18. Организация учета документов Архивного фонда Российской Федерации.
19. Основные учетные документы архива.
20. Обеспечение сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации.
21. Обеспечение сохранности документов архива. Режимы хранения документов.
22. Система научно-справочного аппарата к архивным документам.
23. Архивное описание документов и дел.
24. Понятие и функции архивной описи.
25. Каталог как архивный справочник. Виды архивных каталогов.
26. Понятие и виды архивных путеводителей.
27. Структура архивного путеводителя.
28. Цели и формы использования архивных документов.
29. Организация доступа к архивным документам.
30. Формирование и оформление документов и дел для передачи на хранение в архив.
31. Проверка наличия и состояния документов.
32. Особо ценные и уникальные документы архива.
33. Определение фондовой принадлежности архивных документов и образование архивного фонда.
34. Направления использования архивных документов.
35. Исполнение запросов граждан и организаций социально-правового характера.
36. Подготовка тематических подборок и статей.
37. Предоставление документов для изучения в читальном зале архива.
38. Публикация документов, ее назначение. Типы, виды и формы публикаций.
39. Учет и анализ использования архивных документов.
40. Маркетинг архивных документов и архивной документной информации.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Научные принципы и методы отечественного архивоведения.
2. Понятие объекта и предмета архивоведения.
3. Архивная терминология: архивное дело, архивный документ, документ Архивного фонда Российской Федерации и др.
4. Понятие архива. Государственные архивы.
5. Понятие архива. Ведомственные архивы.
6. Особенности муниципальных архивов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
смотреть ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Тельчаров А.Д. Архивоведение: , 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.4 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Архивоведение" portal.edu.asu.ru
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э4 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела www.vniidad.ru
Э5 Историко-архивный институт РГГУ iai.rsuh.ru
Э6 Гильдия Управляющих Документацией www.gdm.ru
Э7 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Э8 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э9 Официальный сайт Управления Алтайского края по культуре и архивному делу culture22.ru
Э10 Компания Электронные офисные системы www.eos.ru
Э11 Портал «Архивы России» www.rusarchives.ru
Э12 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э13 Официальный сайт Краевого государственного казенного учреждения «Государственный архив Алтайского края» www.archiv.ab.ru
Э14 Консалтинговая группа «Термика» www.termika.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Архивоведение» является изучение научно-методических и технологических основ организации, хранения, учета, комплектования, использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
В рамках курса «Архивоведение» студенты получают теоретические знания об основах современного архивного дела в Российской Федерации, а также практические навыки по осуществлению отдельных направлений работы архивов.
Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
Курс состоит из 10 разделов.
Первый раздел посвящен теоретическим основам архивоведения, студенты изучают ключевые термины, цели изучения дисциплины, методы и научные принципы архивоведения. На практическом занятии студенты выявляют и сравнивают термины из разных нормативно-правовых актов.
Во втором разделе студенты изучают законодательное и нормативно-методическое регулирование современного архивного дела. Следует обратить внимание не только на изучение федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», но и на другие нормативные документы, затрагивающие области работы с документами, в том числе архивными, например, федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О порядке рассмотрения обращений граждан», Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, предусматривающие ответственность за нарушения законодательства в области организации хранения и использования документов, а также разглашения охраняемой законом тайны. В данном разделе студенты также изучают основные методические документы, регулирующие направления деятельности государственных, муниципальных архивов, а также архивов организации. На практическом занятии студенты изучают положения федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», а также других законодательных актов в области архивного дела.
В третьем разделе изучается понятие «Архивный фонд Российской Федерации"» и подходы к классификация документов Архивного фонда, а также виды архивных фондов и порядок формирования дел в фонде. В рамках практических заданий студенты получают навыки формирования и оформления дел, составления заголовков к документам, делам, фондам.
Четвертый раздел посвящен органам управления архивным делом и современной системе архивных учреждений в Российской Федерации. Студенты изучают функции уполномоченных государственных органов в области архивного дела на федеральном, региональном и муниципальном уровне, а также основные направления деятельности государственных, муниципальных архивов и архивов организации. На практических занятиях студенты получают навыки работы с локальными нормативными актами архивных учреждений.
Пятый раздел включает изучение комплектования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, а также порядок проведения экспертизы ценности документов. В рамках практических заданий студенты получают навыки определения сроков хранения документов, создания и документирования заседаний постоянно действующей экспертной комиссии организации.
В шестом разделе студенты изучают обеспечение сохранности архивных документов, выявление особо ценных и уникальных документов, создание страхового фонда и фонда пользования. На практических занятиях студенты изучают нормативные и методические документы в области обеспечения сохранности документов, а также примеры уникальных и особо ценных архивных документов.
Седьмой раздел посвящен учету архивных документов, в том числе документов Архивного фонда Российской Федерации. Студенты изучают состав учетных документов и справочников архивов, а также учет документов в органах управления архивным делом. Отдельное внимание уделяется составлению и оформлению архивных описей. На практических занятиях учащиеся знакомятся с программными комплексами «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», учатся составлять архивную опись.
В рамках восьмого раздела студенты изучают научно-справочный аппарат к архивным документам, отдельное внимание уделяется электронным системам, выполняющих роль НСА для современных архивов. На практических занятиях студенты знакомятся с различными архивными справочниками, в том числе представленными в сети интернет, учатся осуществлять поиск архивных документов.
Девятый раздел направлен на изучение направлений и форм использования архивных документов. Особое внимание следует уделить изучению современных форм использования архивных документов, а именно, интернет-проектам, интернет-выставкам, электронным изданиям, выдаче оцифрованных архивных документов в виртуальные читальные залы. На практических занятиях студенты изучают актуальные проекты федеральных и региональных архивов, готовят архивный документ к публикации.
В рамках самостоятельной работы студенты изучают нормативно-методические документы по соответствующим темам, в том числе для подготовки к практическим занятиям. При этом необходимо внимательно изучать нормативно-методические акты и обращать внимание на даты и сроки их действия во избежание использования устаревшей и недействительной информации. Помимо нормативно-методических документов, при подготовке к занятиям и итоговому контрою рекомендуется также использовать научные публикации специалистов в области архивного дела.
Рекомендуемые к изучению нормативно-методические документы, статьи, содержащие актуальные аспекты архивного дела и практические вопросы основных направлений работы архивов, а также задания к практическим занятиям представлены в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1341
Итоговым контролем является экзамен. К экзамену допускаются студенты, выполнившие практические задания на 71% или выше. Экзамен может проводиться в форме теста или устно по билетам. Порядок оценивания практических заданий, а также проведения экзамена представлен в Фонде оценочных средств.