МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческая информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Историческая информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - раскрыть и реализовать эвристический потенциал информационных технологий в получении, обработке и становлении целостного исторического знания, сформировать на этой основе у слушателей представления о необходимости и возможности интеграции гуманитарных и точных наук.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования
ОПК-3 способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные направления использования компьютерных технологий в исторических исследованиях и образовании;
– этапы, тенденции и закономерности развития исторической информатики в России и за рубежом;
– основы создания баз данных по материалам исторических источников разных типов.
3.2.Уметь:
3.2.1.– квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения информационных технологий в исторических исследованиях и образовании;
– грамотно использовать аппаратное и программное обеспечение компьютерных систем при работе с историческим материалом разных видов;
– ориентироваться в логических основах математико-статистических методов анализа данных исторических источников.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– основными подходами к моделированию исторических процессов;
– основами применения компьютерных программ статистического анализа для обработки данных источников;
– навыками использования современных информационных систем в области истории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историческая информатика
1.1. Введение в историческую информатику Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Историческая информатика и цифровые гуманитарные науки Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. История исторической информатики Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.4. Базы данных и информационные системы в области истории Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.5. Математико-статистические методы в исторических исследованиях Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.6. Основы исторического моделирования Лекции 2 6 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.7. Историк и Интернет Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.8. Основные проблемы информатизации и компьютеризации исторического образования Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.9. Историческая информатика vs Digital History Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.10. Основные этапы развития исторической информатики Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.11. Специфика исторических баз данных Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.12. Моделирование в истории: pro и contra Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.13. Особенности исторических Интернет-ресурсов Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.14. Изучение литератры и источников по курсу. Сам. работа 2 74 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Информационное общество: определения, признаки, основные концепции.
2. Информация и исторический источник.
3. Основные этапы становления и развития исторической информатики.
4. Основные направления применения компьютерных технологий в историческом исследовании.
5. Структура и содержание исторической информатики.
6. Основные этапы компьютеризированного исторического исследования.
7. Историческая информатика и квантитативная история: общее и особенное.
8. Историческая информатика и цифровая история: общее и особенное.
9. Источнико-ориентированный и проблемно-ориентированный подходы в разработке исторических баз данных.
10. Просопографические базы данных в исторических исследованиях.
11. Основные направления и возможности применения выборочного метода в исторической науке.
12. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях.
13. Применение геоинформационных систем в исторической науке.
14. Историческая геоинформатика как научная дисциплина.
15. Компьютерные технологии и историческое образование.
16. Дистанционное историческое образование: проблемы, возможности, ограничения.
17. Основные возможности сети Интернет.
18. Методика поиска ресурсов в Интернет.
19. Математическое моделирование в истории. Основные виды моделей.
20. Геоинформационные и 3D-модели в истории.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Специфика проектирования исторических баз данных.
2. Кодирование информации при создании машиночитаемых исторических источников.
3. Основные сервисы сети Интернет.
4. Категории информационных ресурсов сети Интернет.
5. Поисковые системы в сети Интернет и их эффективное использование.
6. Нужно ли математическое моделирование в истории?
7. Границы и возможности дистанционного образования.
8. Современные тенденции в технологии создания исторических баз данных.
9. Создание тематических исторических карт.
10. Компьютерные технологии и историческое образование.
11. Дистанционное историческое образование: проблемы, возможности, ограничения.
12. Историческая информатика как научная дисциплина.
13. Компьютерные технологии в историко-культурных исследованиях.
14. От квантитативной истории к исторической информатике.
15. Историческая информатика как отраслевая гуманитарная информатика.
16. Историческая информатика как междисциплинарная область.
17. Digital History или Digital Humanities?
18. Электронный исторический текст.
19. Каким должен быть исторический сайт?
20. Нужен ли специалист в области прикладной информатики для исторических исследований?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение (ФОС)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство : Флинта, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. Н. Владимирова, И. М. Гарсковой Круг идей: базы данных в исторических исследований : [сб. науч. тр.] / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики, Ассоциация "История и компьютер" : сборник научных статей Барнаул, Азбука, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 отв. ред. вып. В. Н. Владимиров Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер" : Специальный выпуск : Материалы Междунар. науч. конф. "Геоинформационные системы и технологии в исторических исследованиях" Барнаул, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 В. Н. Владимиров, А. С. Щетинина ; АлтГУ Social Science History и изучение социальной мобильности : монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Документоведение""'Историческая информатик'' portal.edu.asu.ru
Э2 Информационный Бюллетень Ассоциации «История и компьютер» elibrary.ru
Э3 Кафедра исторической информатики исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова hist.msu.ru
Э4 Кафедра документоведения, архивоведения и исторической информатики Алтайского государственного университета www.hist.asu.ru
Э5 Ассоциация «История и компьютер» aik-sng.ru
Э6 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова www.hist.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель дисциплины – раскрыть и реализовать эвристический потенциал информационных технологий в получении, обработке и становлении целостного исторического знания, сформировать на этой основе у слушателей представления о необходимости и возможности интеграции гуманитарных и точных наук.
Курс «Историческая информатика» посвящен различным аспектам применения компьютерных технологий в исторических исследованиях и историческом образовании. На основе изучения курса осуществляется формирование двух общепрофессиональных (ОПК-2 и ОПК-3) компетенций.
При изучении вводных тем особое внимание следует обратить на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры.
Важным моментом является изучение соотношения исторической информатики и сравнительно нового направления, связанного с цифровым представлением исторических источников и ресурсов – Digital History. Необходимо понять, что эти два направления не отрицают, а дополняют друг друга.
При изучении истории исторической информатики следует обратить внимание на то, что ее корни можно найти в широко распространенных в СССР и мире в 60-70-е гг. прошлого века квантитативных исследованиях (в отечественной историографии это направление известно как «Математические (варианты: количественные, статистические) методы в исторических исследованиях». С появлением персонального компьютера оно довольно быстро трансформируется в историческую информатику, частью которой является квантитативная история.
Раздел «Технология баз данных в исторических исследованиях» является весьма важным в изучаемом курсе. Следует иметь в виду, что овладение технологией создания и анализа баз данных является ключом к постижению самых современных технологий компьютерного анализа исторических данных.
Практика исторических исследования показывает, что создание и использование исторических баз данных возможно с использованием различных программных средств. Для корректного применения их нужно ориентироваться в соответствующих областях информационных технологий (и в первую очередь в технологии баз данных), и это важно не только при самостоятельной разработке машиночитаемых источников, но и для взаимодействия при необходимости с профессиональными разработчиками информационных систем.
Проблема обработки количественных данных неизбежно встает в большинстве исторических исследований, даже если они связаны со сферами, далекими, на первый взгляд, от цифр. В рамках курса рассматриваются некоторые приемы обработки количественных данных исторических источников.
Рассмотрению конкретных методов предшествует изучение проблем измерения исторических явлений, формализации данных. Необходимо понять, что далеко не все исторические явления могут быть измерены в обыденном смысле этого слова, что во многих случаях приписывание тем или иным показателям числовых форм позволяет проводить с ними только самые простые преобразования.
Изучая выборочный метод, важно понять, что историк во многих случаях имеет дело с естественными выборками. Необходимо разобраться в сути понятий «генеральная совокупность» и «выборка», знать основные способы проведения выборки при сохранении ее репрезентативности и случайности.
Моделирование в истории рассматривается в общих чертах. Выясняются виды моделей, типы математических моделей и границы их использования в исторической науке. Особое внимание уделяется быстро развивающимся видам моделирования – геоинформационному и 3D-моделированию. Так, историческая геоинформатика находится на стыке трех наук – истории, географии и информатики, сам предмет изучения здесь поднят на междисциплинарный уровень. Следует разобраться в сути общенаучного картографического метода исследования, источниковедении, методике и технике исторического компьютерного картографирования.
Последний раздел курса знакомит с основными направлениями использования сети Интернет и применения компьютерных технологий в историческом образовании. Таких направлений очень много: от более или менее простых, связанных с использованием в обучении компьютерных презентаций, применением автоматизированных тестовых технологий для контроля знаний, до сложнейших сетевых, которые являются концептуальными для складывания целых систем образования (непрерывное, дистанционное, открытое и пр.).
Особое внимание уделено дистанционному образованию. Важно понять его роль в системе открытого образования, его информационно-технологические основы и основные принципы. Следует также представлять себе место дистанционного образования среди других форм и концепций современного образования.
При подготовке к зачету особое внимание следует уделить структуре и современным трендам развития исторической информатики, особенностям ее взаимоотношений с цифровой гуманитаристикой и цифровой историей.