Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в гуманитарных науках |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвГН-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 30 | 30 | 30 | 30 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 165 | 165 | 165 | 165 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 252 | 252 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.
1.1. | Получить представление о цифровых гуманитарных науках (Digital Humanities) как способе адаптации гуманитарных наук к цифровому обществу и цифровым технологиям хранения и трансляции информации |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-2 | способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования |
ОПК-3 | способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – место и роль Digital Humanities в современном образовательном пространстве; – области применения Digital Humanities в исторической и общегуманитарной сфере; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – использовать компьютер для цифрового представления любых гуманитарных ресурсов; – выбирать соответствующие компьютерные технологии обработки в соответствии со спецификой исходных данных. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | участия в сетевых проектах создания и представления гуманитарных ресурсов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Становление информационного общества и гуманитарные науки | Лекции | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1 |
1.2. | История становления и развития направления Digital Humanities | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1 |
1.3. | Оцифровка (дигитализация) гуманитарных материалов | Лекции | 6 | 6 | ОПК-2, ОПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Визуализация гуманитарных источников и гуманитарного знания | Лекции | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1 |
1.5. | Визуализация гуманитарных источников и гуманитарного знания | Практические | 6 | 10 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1 |
1.6. | Создание и представление гуманитарных имиджей и карт | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1 |
1.7. | Создание и представление гуманитарных имиджей и карт | Практические | 6 | 14 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1 |
1.8. | Создание и распространение электронных гуманитарных ресурсов | Лекции | 6 | 2 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1 |
1.9. | Компьютерная археография: подготовка текстов к изданию | Лекции | 6 | 4 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1 |
1.10. | Компьютерная археография: подготовка текстов к изданию | Практические | 6 | 6 | ОПК-2, ОПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Роль и место Digital Humanities в сохранении и распространении культурного наследия | Лекции | 6 | 6 | ОПК-2, ОПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Изучение литературы и источников по курсу. | Сам. работа | 6 | 165 | ОПК-2, ОПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Экзамен | 6 | 27 | ОПК-2, ОПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Информационное общество: определения, признаки, основные концепции. 2. Информация и исторический источник. 3. Основные этапы становления и развития цифровой гуманитаристики. 4. Основные направления применения компьютерных технологий в гуманитарной сфере. 5. Структура и содержание цифровой гуманитаристики. 6. Основные этапы развития цифровой гуманитаристики. 7. Историческая информатика и цифровая история: общее и особенное. 8. Источнико-ориентированный подход в разработке гуманитарных баз данных. 9. Применение геоинформационных систем в гуманитарных исследованиях. 10. Историческая геоинформатика как научная дисциплина. 11. Компьютерные технологии и гуманитарное образование. 12. Дистанционное гуманитарное образование: проблемы, возможности, ограничения. 13. Основные возможности сети Интернет. 14. Методика поиска ресурсов в Интернет. 15. Математическое моделирование в гуманитарных науках. Основные виды моделей. 16. Геоинформационные и 3D-модели в цифровой гуманитаристике. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Специфика проектирования гуманитарных баз данных. 2. Кодирование информации. 3. Основные сервисы сети Интернет. 4. Категории информационных ресурсов сети Интернет. 5. Поисковые системы в сети Интернет и их эффективное использование. 6. Нужно ли математическое моделирование в гуманитарных науках? 7. Границы и возможности дистанционного образования. 8. Создание тематических исторических карт. 9. Компьютерные технологии и гуманитарное образование. 10. Дистанционное образование: проблемы, возможности, ограничения. 11. Цифровая гуманитаристика как научная дисциплина. 12. Компьютерные технологии в историко-культурных исследованиях. 13. Digital History или Digital Humanities? 14. Электронный текст. 15. Каким должен быть гуманитарный сайт? 16. Нужен ли специалист в области прикладной информатики для гуманитарных исследований? |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Перечень оценочных средств с конкретными примерами представлен в ФОС (см. приложение) |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова | Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие | Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. В. Н. Владимирова, И. М. Гарсковой | Круг идей: базы данных в исторических исследований : [сб. науч. тр.] / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики, Ассоциация "История и компьютер" : сборник научных статей | Барнаул, Азбука, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская ассоциация цифровых гуманитарных наук | dhrussia.ru | ||
Э2 | Институт человека цифровой эпохи | ihde.tsu.ru | ||
Э3 | Центр цифровой гуманитаристики Пермского университета | dh.psu.ru | ||
Э4 | Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ | hum.hse.ru | ||
Э5 | Digital humanities — что это? | sciencepop.ru | ||
Э6 | От цифры к смыслу | chrdk.ru | ||
Э7 | Изучаем Digital Humanities | dhumanities.ru | ||
Э8 | Курс в Moodle "Цифровые гуманитарные науки" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Цель дисциплины – сформировать представление о цифровых гуманитарных науках (Digital Humanities) как способе адаптации гуманитарных наук к цифровому обществу и цифровым технологиям хранения и трансляции информации. Курс «Цифровые гуманитарные науки» посвящен различным аспектам применения компьютерных технологий в гуманитарных науках и гуманитарной сфере. На основе изучения курса осуществляется формирование двух общепрофессиональных (ОПК-2 и ОПК-3) компетенций. При изучении вводных тем особое внимание следует обратить на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является изучение соотношения исторической информатики и сравнительно нового направления, которое является частью цифровых гуманитарных наук и связано с цифровым представлением исторических источников и ресурсов – цифровая история. Необходимо понять, что эти два направления не отрицают, а дополняют друг друга. Раздел «Технология баз данных в исторических исследованиях» является весьма важным в изучаемом курсе. Следует иметь в виду, что овладение технологией создания и анализа баз данных является ключом к постижению самых современных технологий компьютерного анализа гуманитарных данных. Практика исторических исследования показывает, что создание и использование исторических баз данных возможно с использованием различных программных средств. Для корректного применения их нужно ориентироваться в соответствующих областях информационных технологий (и в первую очередь в технологии баз данных), и это важно не только при самостоятельной разработке машиночитаемых источников, но и для взаимодействия при необходимости с профессиональными разработчиками информационных систем. Проблема обработки количественных данных неизбежно встает в большинстве исторических исследований, даже если они связаны со сферами, далекими, на первый взгляд, от цифр. В рамках курса рассматриваются некоторые приемы обработки количественных данных источников. Моделирование рассматривается в общих чертах. Выясняются виды моделей, типы математических моделей и границы их использования. Особое внимание уделяется быстро развивающимся видам моделирования – геоинформационному и 3D-моделированию. Последний раздел курса знакомит с ролью и местом цифровых гуманитарных наук в сохранении и распространении культурного наследия. Затрагиваются вопросы применения цифровых технологии в изучении и репрезентации исторических текстов, а также проблемы сравнительно нового направления – компьютерной археографии. При подготовке к экзамену следует обратить внимание прежде всего на современные тенденции в развитии гуманитарных наук, на понимание цифровой гуманитаристики как межпредметной области исследования, а также на соотношение цифровой гуманитаристики с такими дисциплинами, как историческая информатика и цифровая история. При сдаче экзамена учитываются оба направления подготовки по рассматриваемой дисциплине – как теоретическое, так и практическое. Оцениваются не только знания в чистом виде, но и их понимание и использование в практической деятельности. |