МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документоведение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 157
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 157 157 157 157
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Документоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н.Владимиров

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н.Владимиров

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение закономерностей документообразования, складывания и развития документов и систем документации, теоретических и практических проблем создания и функционирования документированной информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способность использовать теоретические знания и методы исследования на практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития документоведения;
историю развития документа и его сущность;
виды социальной информации;
основные разновидности материальных носителей информации;
способы документирования;
структуру документов.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать основные проблемы документоведения;
анализировать документную информацию;
создавать различными способами документы и работать с ними;
распознавать фальсифицированные документы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа основных проблем документоведения;
анализа документов, систем документации, документных ресурсов (массивов) и документной коммуникационной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Документоведение как научная дисциплина. История документоведения.
1.1. Документоведение как научная дисциплина. История документоведения. Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Понятие «документ». Документ: признаки, свойства и функции
2.1. Понятие «документ». Документ: признаки, свойства и функции Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Информационная составляющая документа
3.1. Информационная составляющая документа. Информационные барьеры Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Материальная составляющая документа. Форма материального носителя информации
4.1. Материальные носители информации. Форма материальных носителей Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Кодирование информации
5.1. Кодирование информации. Язык. Знаковый метод кодирования информации. Документ как знаковая система. Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 6. Способы документирования
6.1. Способы документирования Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 7. Структура документа
7.1. Внутренняя и внешняя структура документа. Реквизиты. Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 8. Классификация документов
8.1. Классификация документов Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 9. Документная коммуникация.
9.1. Документная коммуникация Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 10. Реквизиты официальных документов.
10.1. Появление и развитие реквизитов официальных документов (исторический аспект). Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
10.2. Реквизиты официального документа на современном этапе. Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 11. Формуляр документа.
11.1. Формуляр документа. Правила составления и оформления документов. Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 12. Документообразующие признаки документа. Фальсификация документов.
12.1. Документообразующие признаки документа. Фальсификация документов. Практические 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 13. Системы документации. Документные ресурсы и массивы.
13.1. Системы документации. Документные ресурсы и массивы Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 14. Регламентация процессов документирования
14.1. Регламентация процессов документирования Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
Раздел 15. Самостоятельная работа
15.1. Изучение литературы и источников по основным темам курса. Подготовка к практическим занятиям, выполнением письменных заданий, подготовкам к экзамену. Сам. работа 1 77 ОПК-1 Л1.1, Л3.1
15.2. Экзамен 1 9 ОПК-1 Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену:
1. Документоведение как наука. Источники и методы документоведения. Место документоведения в системе наук
2. История документоведения
3. Документоведение в информационном обществе
4. Сущность понятия «документ»
5. Происхождение документа. Развитие представлений о документе
6. Документ как система
7. Свойства документа
8. Признаки документа
9. Функции документа
10. Особенности социальной информации
11. Свойства документированной информации
12. Трансляция информации и информационные барьеры
13. Материальная основа документа
14. Форма материального носителя информации
15. Общая характеристика структуры документа
16. Внутренняя структура документа
17. Внешняя структура документа
18. Кодирование информации. Язык
19. Знаковый метод кодирования информации. Документ как знаковая система
20. Способы и методы записи информации
21. Общие принципы систематизации и классификации документов
22. Основные виды классификации документов
23. Современные классификации документов
24. Документообразующие признаки. Юридическая сила документа
25. Черновики, подлинники, оригиналы
26. Фальсифицированные документы. Способы подделки документов
27. Копии, их историческое развитие и виды
28. Понятие документной коммуникации
29. Документные коммуникационные системы
30. Документная деятельность
31. Системы документации
32. Документные ресурсы
33. Дискуссии об объекте, предмете и основных задачах документоведения на современном этапе
34. Структура документоведения
35. Определения понятия «документ»: проанализировать различные подходы и точки зрения к определению термина
36. Развитие и взаимосвязь понятий «информация» и «документ»
37. Проанализировать взаимосвязь понятий «информация» и «документ» по специальной литературе (ФЗ, ГОСТы)
38. Регламентация процессов документирования: законодательные и нормативно-методические документы 1990-2000 гг.
39. Этапы развития текстового документирования
40. Стенография и область ее применения
41. Техническое документирование. Характеристика основных групп и видов технической документации
42. Фотодокументирование: понятие, появление, развитие, применение
43. Кинодокументирование и видеозапись
44. Фонодокументирование и сфера его применения
45. Электронное документирование. Понятие «электронный документ»
46. Основные требования к тексту документа
47. Формы унификации: типовой и трафаретный тексты, таблица, анкета, графики, диаграммы
48. Организационно-распорядительная документация: виды документов, сфера применения, требования к бланкам
49. Справочно-информационная документация: виды документов, сфера применения, требования к бланкам
50. Документы по личному составу: виды документов, сфера применения, требования к бланкам
51. Развитие систем и понятие «общая и специальная система документации»
52. Регламентация состава видов и разновидностей документов определенного комплекса по задачам управления. Табель форм документов
53. Электронная система документации
54. Унифицированные системы документаций
55. Классификаторы документированной информации
56. Реквизиты документа: перечень основных реквизитов, месторасположение на документе, порядок оформления
57. Бланки документов: общие требования оформления, разновидности бланков
58. Составление и оформление технических документов

19. Классификаторы документированной информации
20. Реквизиты документа: перечень основных реквизитов, месторасположение на документе, порядок оформления
21. Бланки документов: общие требования оформления, разновидности бланков
22. Составление и оформление технических документов
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие «документ», его развитие.
2. Возникновение письменности, появление документа.
3. Текстовое документирование, развитие, назначение и область применения.
4. История унификации текстов документа.
5. Развитие делового стиля русского литературного языка.
6. Законодательная и нормативная регламентация документирования в дореволюционной России.
7. Законодательная и нормативная регламентация документирования различных видов деятельности (организационно-распорядительной, коммерческой, кадровой, лицензионной и др.).
8. Методы совершенствования документирования управленческой деятельности.
9. Регламентация вопросов делопроизводства в административных регламентах исполнения государственных функций (на примере одного административного регламента).
10. Фальсификация документов: виды, методы и способы защиты документов.
5.3. Фонд оценочных средств
Перечень оценочных средств с конкретными примерами представлен в ФОС (смотреть приложение) и на Едином образовательном портале АлтГУ (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2606)

Приложения
Приложение 1.   Документоведение.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Неженцева Н.В. Документоведение: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3499
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост.: В. Н. Владимиров, Н. В. Неженцева Документоведение: учеб.-метод. комплекс / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики: Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/688
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online http://www.biblioclub.ru
Э3 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru/
Э4 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела http://www.vniidad.ru/
Э5 Курс в Moodle "Документоведение" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2606
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Документоведение» посвящен изучению закономерностей документообразования, складывания и развития документов и систем документации, теоретических и практических проблем создания и функционирования документированной информации.
При изучении курса особое внимание следует обратить на роль и место документоведения в системе наук, наличие в нем признаков как гуманитарных, так и социальных наук. Очень важным является понимание значения информации в современном мире и определение и содержание понятия «информационное общество».
Изучая сущность документа, важно понять феномен документа в двух аспектах – историческом и логическом. Первый аспект выделяет происхождение документа и развитие представлений о нем, второй – особенности документа как системы. Важно понять, что документ существует в триединстве особых его идентификаторов – признаков, свойств и функций, первые из которых выражают его внешние признаки, вторые – внутренние особенности, а третьи – роль в общественной жизни и функции в системе социальной коммуникации.
При изучении информационной составляющей документа на первый план выходят свойства документированной информации, существующие в системе. Важно уяснить также, что такое информационные барьеры, и как можно их преодолеть.
Далее изучается материальная составляющая документа. Здесь речь идет о материальной основе документа, прежде всего бумаге. Вводится понятие формы носителя информации как специальной конструкции материального носителя, обеспечивающей выполнение документом его основной функции.
При изучении структуры документа главным является понимание глубоких различий между внешней и внутренней структурой документа. Первая является внешней формой, позволяющей идентифицировать документ, вторая – внутренним строением, позволяющим более эффективно искать и использовать содержащуюся в нем информацию. Особое внимание уделяется изучению реквизитов документов.
Следует иметь в виду, сто всегда очень сложно воспринимается студентами тема о способах документирования. Следует усвоить разницу между методами, способами и средствами документирования. Здесь же вводится целая система ключевых понятий, таких, как код, язык, знак, символ, письмо, письменность, шрифт и т.д. Следует иметь общее представление о такой науке, как семиотика с ее составными частями семантикой, синтактикой и прагматикой. Наконец, изучаются способы и методы записи информации.
Отдельное внимание уделяется рассмотрению основных видов классификации. Очень важно понять, почему до сих пор в мире не сложилось единой системы классификации документов, и возможно ли появление такой системы в ближайшем будущем.
В разделе, посвященном изучению документообразующих признаков, вариантов и копий документов, дается представление об условиях, придающих документу юридическую силу. Вводится различие между понятиями «оригинал» и «подлинник документа», что часто вызывает трудности у обучающихся. Подробно рассматриваются документальные фальсификации, включая исторические примеры. Изучаются способы подделки документов и варианты борьбы с ними.
В разделе, посвященном документной коммуникации, рассматриваются особенности документно-коммуникационной деятельности, коммуникационные каналы, модель документной коммуникации. Дается характеристика трем исторически сложившимся ее подсистемам: атрибутивной, функциональной и управленческой. Чрезвычайно важно для студентов усвоить вводимые понятия документных потоков как совокупности перемещающейся документной информации, документных массивов как определенного множества неизменных во времени документов. Подробно рассматривается документная деятельность со всеми ее этапами.
В разделе «Системы документации» рассматриваются системы документации как совокупность взаимосвязанных документов и документные ресурсы как упорядоченные множества документов. Особое внимание уделяется унифицированным системам документации, простым и сложным комплексам документов.
Темы, освещающие такие вопросы, как регламентация процессов документирования, современные требования к тексту документа, формуляр документа, изучаются большей частью на практических занятиях. Студенты должны последовательно уяснить основные законодательные и нормативно-методические документы, на базе которых возможно создание различных форм документов, в том числе служебных. Изучаются лингвистические особенности и строение документа, включая подробное рассмотрение всех основных частей документа. Следует уделить особое внимание формуляру документа, современным реквизитам и требованиям к их оформлению.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые проблемы теории и истории документоведения, дается представление об особенностях формирования и оформления отдельных видов документов и документных систем (ресурсов, массивов) и пр. Лекционные занятия сопровождаются презентациями. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, соображения, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с документами, системами и массивами документов. Ряд практических занятий посвящен углубленному изучению теоретических тем курса. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам. На практических занятиях студенты выполняют практические задания (выполнение тестовых заданий; оформление реквизитов документов; составление бланков документов и пр.). Полный перечень практических заданий и рекомендации к их выполнению представлены на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2606.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 20 минут. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. При выставления экзаменационной оценки учитывается уровень и качество выполненных практических заданий.
Полный перечень методических материалов, определяющих процедуру оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2606.