МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в ДОУ и архивном деле
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 161
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 161 161 161 161
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в ДОУ и архивном деле

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1) изучение теоретических основ и приобретение практических навыков применения информационных технологий в ДОУ и архивном деле;
2) изучение нормативно-правовых основ применения информационных технологий в ДОУ и архивном деле;
3) изучение технического и прикладного программного обеспечения, применяющегося в ДОУ и архивном деле;
4) изучение информационных систем, и информационных ресурсов, применяющихся в ДОУ и архивном деле.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: владение навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых баз данных, составлении библиографических и архивных обзоров
ОПК-6: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6: способность анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, давать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Историю автоматизации и механизации ДОУ и архивного дела;
2. Современное состояние и перспективные направления информатизации ДОУ и архивного дела;
3. Возможности решения типовых задач делопроизводства в среде корпоративной ИС, технологии коммуникаций, поддерживаемых в корпоративных информационных системах.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Использовать современные информационные технологии создания, обработки и хранения документов;
2. Совершенствовать применяемые в ДОУ и архивном деле технологии с применением средств автоматизации;
3. Ориентироваться на рынке информационных продуктов и услуг, применяющихся в организации ДОУ и архивного дела.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Современными информационными технологиями создания, обработки и хранения документов;
2. Офисными приложениями и специализированным программным обеспечением, применяемым в сфере ДОУ и архивного дела;
3. Современной офисной компьютерной техникой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация применения современных информационных технологий в ДОУ и работе архива
1.1. Предмет, задачи, основные понятия и термины курса Практические 3 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.2. История механизации и автоматизации ДОУ и архивного дела в нашей стране и за рубежом Практические 3 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
1.3. Законодательная и нормативно-методическая база информатизации ДОУ и архивного дела Практические 3 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
1.4. Технологии подготовки документов в офисных пакетах Практические 3 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
1.5. Шаблоны документов в MS Word. Разработка бланков документов на основе ГОСТ 6.30-2003 Практические 3 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
1.6. Применение электронных таблиц для обработки и управления документами Сам. работа 3 6 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
1.7. Подготовка серийных писем в MS Word Сам. работа 3 8 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.8. Управление электронной почтой с помощью MS Outlook Сам. работа 3 18 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
1.9. Средства групповой работы в среде MS Word Сам. работа 3 10 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
1.10. Автоматизация обработки документов в MS Word Сам. работа 3 24 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
1.11. Базы данных в информационном обеспечении управления и архивном деле Сам. работа 3 16 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
1.12. Проектирование офисной системы регистрации документов в MS Access Сам. работа 3 10 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
1.13. Разработка таблиц, запросов и форм офисной системы регистрации документов в MS Access Сам. работа 3 18 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
1.14. Технологии сканирования и оцифровки документов Сам. работа 3 7 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
Раздел 2. Информационные ресурсы Интернета в области документоведения и архивного дела
2.1. Интернет-технологии и информационные ресурсы, используемые в ДОУ и архивном деле Сам. работа 3 14 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
Раздел 3. Электронные документы. Управление электронными документами.
3.1. Форматы электронных документов, применяемых в ДОУ Сам. работа 3 10 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
3.2. Корпоративные информационные системы. Системы электронного документооборота (СЭД) Сам. работа 3 10 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
3.3. Новые разработки в области систем электронного документооборота (поиск в Интернет) Сам. работа 3 10 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1
3.4. Экзамен 3 9 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Стили как средство унификации оформления документов и ускорения их подго-товки (на примере MS Word).
2. Шаблоны приложений MS Office как средство унификации оформления докумен-тов и ускорения их подготовки.
3. Серийные письма и их подготовка в MS Word.
4. Инструментарий MS Word для разработки документов-бланков.
5. Проектирование запросов в СУБД MS Access.
6. Сканирование и распознавание документов: аппаратные и программные средства.
7. Понятие и классификация информационных технологий.
8. Информатизация, механизация, автоматизация, компьютеризация: сходство и разли-чие.
9. Основные факторы и периоды механизации, автоматизации и компьютеризации отечественного ДОУ и архивного дела.
10. Основные направления информатизации и компьютеризации отечественного ДОУ и архивного дела.
11. Механизация и автоматизация ДОУ и архивного дела за рубежом.
12. Общие принципы и подходы к созданию служебных документов на компьютере в среде MS Office.
13. Общая характеристика законодательной и нормативно-методической базы инфор-матизации и компьютеризации ДОУ и архивного дела.
14. Федеральные законы, связанные с информатизацией ДОУ и архивного дела.
15. Постановления и распоряжения правительства, связанные с информатизацией ДОУ и архивного дела.
16. ГОСТы, связанные с информатизацией ДОУ и архивного дела.
17. Правовые акты нормативного и инструктивного характера, связанные с инфор-матизацией ДОУ и архивного дела.
18. Хранение электронных документов на современном этапе.
19. Системы электронного документооборота.
20. Электронные архивы.
21. Информационные системы в архивном деле.
22. Основные проблемы информатизации ДОУ и архивного дела и перспективы их решения.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Особенности российского делопроизводства и их влияние на выбор и внедрение СЭД в организациях, учреждениях, предприятиях.
2. Проблемы и трудности при внедрении и использовании СЭД на современном этапе в работе государственных и негосударственных организаций, учреждений, предприя-тий (сравнить).
3. Проблемы взаимодействия организаций, учреждений, предприятий, использующих разные СЭД.
4. Основные функции современных СЭД.
5. Ознакомиться с материалами на сайте корпорации ЭЛАР. Написать письменную ра-боту, ответив ней на следующие вопросы:
- основные направления, по которым корпорация осуществляет автоматизацию ар-хивной отрасли;
- основные решения и проекты для архивной отрасли;
- что представляет собой автоматизация архивной деятельности в целом;
- структура АИС АРХИВ (компоненты, модули, их краткое описание);
- АС для работы читальных залов: описание, структура, особенности работы, примеры реализованных проектов.
6. Основные направления, цели и задачи информатизации ДОУ.
7. Основные направления, цели и задачи информатизации архивного дела.
8. Особенности отечественного делопроизводства и их влияние на внедрение инфор-мационных технологий в ДОУ.
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2510
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС представлен в приложении.
Конкретные примерны практических заданий, письменных работ размещен на Едином образователньом портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2510
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гринберг, А.С., Н.Н. Горбачев ; О.А. Мухаметшина Документационное обеспечение управления: Москва : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115031
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления: , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253704
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle Информационные технологии в ДОУ и архивном деле https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2510
Э2 Сайт «DocFlow». http://www.docflow.ru
Э3 «Независимый портал о СЭД». http://www.doc-online.ru
Э4 Сайт«ДелоПресс» (издательство «Бизнес-Арсенал»). http://www.delo-press.ru
Э5 Гильдия управляющих документацией. http://www.gdm.ru
Э6 Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела. http://www.vniidad.ru
Э7 Федеральное архивное агенство. Портал «Архивы России. http://www.rusarchives.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение основных информационных технологий в ДОУ и архивном деле, их внедрение, применение и нормативное регулирование. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции реко-мендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2510
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Для успешного выполнения контрольных работ по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к контрольным работам следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы и задания контрольных работ отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. Контрольная работа выполняется на аудиторном занятии в течении 90 мин.
Устный экзамен проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разделов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.