МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Использование архивных документов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 165
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 165 165 165 165
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Использование архивных документов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить основные направления, цели и формы использования архивных документов Архивного фонда Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5: владение знаниями в области правил публикации исторических источников и оперативного издания документов
ПК-1: способность применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности
ПК-3: владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения
ПК-7: способность оценивать историю и современное состояние зарубежного опыта управления документами и организации их хранения
ПК-12: способность выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций
ПК-13: способность вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные законодательные и нормативно-методические документы, регулирующие вопросы использования архивных документов;
-основные направления и цели использования документов;
- классификацию архивов по основанию доступа к архивным документам;
- классификацию архивных документов по основанию доступа к ним в публичных архивах;
- формы использования архивных документов, их характеристику и особенности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выделять направления и цели использования документов АФРФ;
- различать основные формы использования документов;
- составлять запросы в архивные учреждения и готовить ответные документы гражданам на социально-правовые, генеалогические, тематические и консульские запросы ;
- организовывать работу пользователей в читальных залах архивов;
- организовывать выставки архивных документов и проводить экскурсии по ним;
- работать со СМИ по вопросам использования архивных документов;
- проводить учет использования документов и анализ интенсивности и эффективности использования архивных документов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с различными формами использования архивных документов.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и правовые основы использования документов Архивного фонда РФ. Основные направления и цели использования архивных документов.
1.1. Основные понятия и правовые основы использования документов Архивного фонда РФ. Основные направления и цели использования архивных документов. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-12, ПК-13 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Регулирование вопросов доступа к документам Архивного фонда РФ
2.1. Регулирование вопросов доступа к документам Архивного фонда РФ Сам. работа 3 20 ОПК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Виды запросов, исполняемых архивными учреждениями.
3.1. Виды запросов, исполняемых архивными учреждениями. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Инициативное информирование учреждений и организаций, виды инициативного информирования.
4.1. Инициативное информирование учреждений и организаций, виды инициативного информирования. Сам. работа 3 20 ОПК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Организация работы пользователей с архивными документами в читальных залах.
5.1. Организация работы пользователей с архивными документами в читальных залах. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Порядок организации и проведения выставок архивных документов.
6.1. Порядок организации и проведения выставок архивных документов. Сам. работа 3 20 ОПК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Учет и анализ использования архивных документов, показатели интенсивности и эффективности использования
7.1. Основные и вспомогательные формы учета использования архивных документов. Сам. работа 3 20 ОПК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Методика поиска ретроспективной архивной информации в архивных учреждениях
8.1. Работа с источниками и литературой по разделам дисциплины Сам. работа 3 85 ОПК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Экзамен 3 9 ОПК-5, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-12, ПК-13 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Основные понятия и правовые основы использования документов Архивного фонда РФ.
Организация и порядок использования архивных документов.
Категории пользователей государственных, муниципальных, ведомственных архивов.
Цели использования архиных документов.
Классификация архивов по категориям доступа к документам.
Классификация документов по категориям доступа к ним.
Порядок доступа к документам.
Информационный маркетинг.
Инициативное информирование.
Порядок работы по организации приема граждан и исполнения запросов.
Основные виды архивных справок, сроки их исполнения.
Категории социально-правовых запросов.
Основные нормативные документы, регламентирующие доступ пользователей к архивным документам.
Оформление пользователей для работы в читальном зале.
Основные и вспомогательные формы учета использования архивных документов.
Анализ использования архивных документов.
Проведение генеалогических исследований.
Научные принципы организации АФ РФ и формирования хранящихся в архивах документальных комплексов.
Системы учетного и научно-справочного аппарата государственных архивов.
Поиск информации по архивным справочникам.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Оценочные средства представлены в ФОС по дисциплине "Использование архивных документов" (см. приложение) и на образовательном портале АлтГУ (См. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1263)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3523
Л1.2 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2018 https://biblio-online.ru/book/A17C34AE-9B6D-4966-B7C9-00BB7E0BF56A/arhivovedenie
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1294
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online http://www.biblioclub.ru
Э3 Архивная служба Новосибирской области http://www.sibarchives.ru
Э4 Официальный сайт Краевого государственного казенное учреждения «Государственный архив Алтайского края» http://www.archiv.ab.ru
Э5 Официальный сайт Федерального архивного агентства http://archives.ru
Э6 Портал «Архивы России» http://www.rusarchives.ru
Э7 Историко-архивный институт РГГУ http://iai.rsuh.ru
Э8 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела http://www.vniidad.ru
Э9 Федеральное архивное агентство http://www.archives.ru/
Э10 Портал «Архивы России» http://www.rusarchives.ru/
Э11 Управления Алтайского края по культуре и архивному делу http://culture22.ru
Э12 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела http://www.vniidad.ru
Э13 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru
Э14 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru
Э15 Курс в Moodle "Использование архивных документов" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1263
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения дисциплины является изучение основных направлений, целей и форм использования архивных документов Архивного фонда Российской Федерации.
В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития в сфере использования архивных документов.
Дисциплина «Использование архивных документов» предполагает изучение студентами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с использованием архивных документов.
Курс состоит из восьми разделов. В первом разделе акцент сделан на изучении основных терминов курса, а также правовых основ использования документов Архивного фонда Российской Федерации. Кроме того изучаются основные направления и цели использования архивных документов.
Второй раздел «Регулирование вопросов доступа к документам Архивного фонда РФ» посвящен изучению: вопросов доступа и допуска пользователей к архивной информации; правового регулирования доступа к архивных документам; классификации документов и архивов по основанию доступа к ним пользователей.
В разделе «Виды запросов, исполняемых архивными учреждениями» акцент сделан на изучении теоретических, правовых и практических аспектов исполнения государственными, муниципальными и ведомственными архивами отдельных категорий запросов. В данном разделе подробно изучаются социально-правовые, тематические, консульские и генеалогические запросы.
Раздел «Инициативное информирование учреждений и организаций, виды инициативного информирования» посвящен изучению инициативного информирования. Отдельное внимание уделяется видам инициативного информирования.
В разделе «Организация работы пользователей с архивными документами в читальных залах» акцент сделан с одной стороны на изучении особенностей работы читальных залов архивов, а с другой стороны на особенностях работы пользователей. Подробно изучается правовая база, регламентирующая работу пользователей в читальных залах архивов. Особое внимание уделяется изучению документов, которые оформляют пользователи для работы в читальных залах, а также тем документам, которые оформляют сотрудники архива. Кроме того, при изучении данного раздела особое внимание уделяется электронным читальным залам архивов (т.е. удаленной работе с архивными документами).
Раздел «Порядок организации и проведения выставок архивных документов» посвящен изучению организации и проведению выставок архивных документов, в том числе и электронной форме.
В разделе «Учет и анализ использования архивных документов, показатели интенсивности и эффективности использования» основное внимание уделяется изучению учетных документов архива , в которых фиксируются основные формы использования. Особое внимание уделяется изучению показателей интенсивности и эффективности использования архивных документов.
Последний раздел курса «Методика поиска ретроспективной архивной информации в архивных учреждениях» посвящен изучению архивной эвристики.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы теории и практики использования архивных документов. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с архивными документами. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам (ответы на устные вопросы (план занятия, вопросы, выносимые на занятие, литература для подготовки, сообщаются студентам заранее), выполнение тестовых заданий, подготовка презентаций и докладов и проч.). Полный перечень практических заданий и рекомендации по их выполнению представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=126
Кроме того, в рамках проведения практических занятий студенты посещают читальные и выставочные залы Государственного архива Алтайского края (ГААК)и базовую кафедру архивоведения и архивного дела при ГААК. При изучении раздела «Организация работы пользователей с архивными документами в читальных залах» студенты знакомятся с работой читального зала ГААК. При изучении раздела «Порядок организации и проведения выставок архивных документов» студенты посещают выставочные залы ГААК, знакомятся с особенностями подготовки выставки, ее оформлением, принимают участие экскурсии по выставке.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Экзамен проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. При выставления экзаменационной оценки учитывается уровень и качество выполненных практических заданий.
Полный перечень методических материалов, определяющих процедуру оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=126