МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Электронный документооборот
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рабочая программа дисциплины
Электронный документооборот

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.получить теоретические знания об электронном документообороте в Российской Федерации и практические навыки работы с СЭД

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6: способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы)
ПК-1: владение профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Теорию современного электронного документооборота.
2. Правовые основы электронного документооборота.
3. Состояние современного рынка систем электронного документооборота (СЭД).
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Применять теоретические навыки на практике в работе с СЭД.
2. Использовать нормативно-правовую базу в решении профессиональных задач.
3. Работать с различными СЭД.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Иметь навыки работы с СЭД.
2. Иметь опыт практического применения знаний нормативно-правовых основ в сфере электронного документооборота.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современный отечественный рынок систем электронного документооборота.
1.1. Определение, классификация, функции СЭД. Лекции 3 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Обзор основных систем электронного документооборота.Сравнительный анализ наиболее популярных СЭД в РФ. Практические 3 6 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Обзор основных систем электронного документооборота. Сам. работа 3 20 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Нормативно-правовая база электронного документооборота в РФ.
2.1. Законодательное регулирование электронного документооборота в РФ на современном этапе. Проблемы стандартизации электронного документооборота. Практические 3 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Нормативно-правовая база электронного документооборота в РФ. Сам. работа 3 20 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Особенности внедрения электронного документооборота.
3.1. Особенности внедрения электронного документоборота (выбор СЭД, методика внедрения, разработка требований к СЭД конкретных организаций) Практические 3 8 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Проблемы взаимодействия организаций, учреждений и предприятий, использующих разные СЭД. Практические 3 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Особенности функционирования СЭД в конкретных организациях или отдельных сферах деятельности. Практические 3 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Обеспечение безопасности СЭД. Практические 3 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Организация хранения электронных документов. Практические 3 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Обеспечение безопасности СЭД. Практические 3 4 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Обеспечение безопасности СЭД. Сам. работа 3 20 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Изучение источников и литературы по основным темам курса Сам. работа 3 16 ОПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Федеральное законодательство в сфере электронного документооборота.
2. Проблемы стандартизации электронного документооборота.
3. Правовое регулирование работы систем электронного документооборота.
4. Нормативное регулирование электронного документооборота в организациях.
5.Основные проблемы и перспективы развития нормативно-правовой базы электронного документооборота в России на современном этапе.
6. Определение, классификация, функции систем электронного документооборота.
7. Сравнительная характеристика современных СЭД в России.
8. Особенности российского делопроизводства и их влияние на выбор и внедрение СЭД в организациях, учреждениях и на предприятиях.
9. Проблемы взаимодействия организаций, учреждений, предприятий, использующих разные СЭД.
10. Роль электронных документов в структуре современного делопроизводства.
11.Понятие "электронный документ".
12. Разновидности электронных документов и их роль в современном обществе.
13. Особенности внедрения СЭД в работу организаций, учреждений и предприятий.
14. Применение СЭД в работе государственных и негосударственных учреждений.
15. Внутренний и внешний электронный документооборот.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств
Полный перечень оценочных средств представен в ФОС (см. приложение) и на Едином образовательном портале АлтГУ(https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2821).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Куняев Конфиденциальное делопроизводство и защищенный электронный документооборот: учебник : учебник Логос, 2011 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=84996&sr=1
Л1.2 Гринберг, А.С., Н.Н. Горбачев ; О.А. Мухаметшина Документационное обеспечение управления: Москва : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115031
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления: , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253704
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Электронный документооборот" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2821
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель освоение дисциплины - получить теоретические знания об электронном документообороте в Российской Федерации и практические навыки работы с СЭД.
В качестве темы лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы в области электронного документооборота. Лекционное занятие сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с электронными документами и системами электронного документооборота. На практических занятиях студенты выполняют практические задания.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
- внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
- найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
- после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
- продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
- продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по дисциплине «Электронный документооборот» на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2821
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционного занятия, практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на 1 вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.