МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация и технология ДОУ
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 259
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 259 259 259 259
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 288 288 288 288

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.;

Рабочая программа дисциплины
Организация и технология ДОУ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью настоящего курса является изучение теории и практики документационного обеспечения управления в учреждения, организациях и на предприятиях различных форм собственности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: владение базовыми знаниями систем органов государственной и муниципальной власти
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законодательную и нормативно-методическую базу документационного обеспечения управления;
принципы организации служб документационного обеспечения управления;
основные этапы документооборота и их характеристику.

3.2.Уметь:
3.2.1.создавать и вести единые системы документационного обеспечения управления в организации на базе новейших технологий;
организовывать работу службы документационного обеспечения управления;
разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы по ведению документационного обеспечения управления;
совершенствовать технологии документационного обеспечения управления и архивного дела на базе использования средств автоматизации;
работать с документами на всех этапах документооборота.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оптимизации документопотоков и документооборота организаци;
совершенствования технологии ДОУ в организациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Терминология, содержание курса. Правовая база документационного обеспчения управления.
1.1. Теоретические основы организации ДОУ. Правовая база документационного обеспчения управления.Организационные формы работы с документами Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Организация службы документационного обеспечения управления
2.1. Служба документационного обеспечения управления. Нормативная база службы ДОУ. Должностной и численный состав службы ДОУ Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Документирование управленческой деятельности
3.1. Документирование управленческой деятельности (Виды документов, создаваемые службой ДОУ. Основные правила и требования к их оформлению. Бланки документов). Практические 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Изучение источников и литературы по основным темам курса. Выполнение практических задание (подготовка рефератов, докладов, письменных заданий). подготовка к зачетному занятию Сам. работа 3 100 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Зачет 3 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Организация работы с документами
4.1. Документопотоки: терминология, характеристика потоков, принципы, показатели. Организация документооборота Практические 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Прием и первичная обработка документов.Регистрация документов.Контроль исполнения документов. Сроки исполнения документов. Практические 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Номенклатура дел Практические 3 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Формирование и хранение дел в делопроизводстве. Экспертиза ценности документов в делопроизводстве. Подготовка и передача дел в архив организации Практические 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Изучение источников и литературы по основным темам курса. Выполнение практических задание (подготовка рефератов, докладов, письменных заданий). подготовка к экзаменационному занятию Сам. работа 3 159 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.6. Экзамен 3 9 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету:
1. Объект, предмет, терминология и содержание курса. Источники изучения курса. Место ДОУ в системе управления организацией.
2. Законодательное регулирование ДОУ на современном этапе.
3. Нормативно-методическое регулирование ДОУ на современном этапе.
4. Служба ДОУ.
5. Нормативная регламентация службы ДОУ.
6. Организационные формы работы с документами и организационные формы службы ДОУ.
7. Должностной и численный состав службы ДОУ.
8. Бланки документов и требования к их составлению.
9. Особенности оформления реквизитов: Герб РФ, Герб субъекта РФ, эмблема организации.
10. Особенности оформления реквизитов: наименование организации, справочные данные об организации, код организации, ОГРН, ИНН/КПП, код формы документа.
11. Особенности оформления реквизитов: наименование вида документа, регистрационный номер документа, ссылка на регистрационный номер и дату документа, место составления или издания документа, адресат, заголовок к тексту документа.
12. Особенности оформления реквизитов: дата документа, гриф утверждения документа, подпись; гриф согласования документа, визы согласования документа, оттиск печати, отметка о заверении документа.
13. Особенности оформления реквизитов: резолюция, отметка о контроле, отметка о наличии приложения, отметка о заверении копии, отметка об исполнителе, отметка об исполнении документа и направлении его в дело, отметка о поступлении документа в организацию, идентификатор электронной копии документа.
14. Положение о службе ДОУ: назначение, структура, порядок разработки и утверждения.
15. Инструкция по делопроизводству: назначение, структура, порядок разработки и утверждения.
16. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению положения.
17. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению устава.
18. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению инструкции.
19. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению правил и регламентов.
20. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению приказов, распоряжений и указаний.
21. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению решений и постановлений.
22. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению акта.
23. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению протокола.
24. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению писем.
25. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению записок.
26. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению справок.
27. Нормативно правовые акты и иные документы, создаваемые при законотворческой деятельности федеральные органов власти (порядок подготовки, правила оформления, вступление в силу).


Вопросы к экзамену:
1. Организация документооборота в организации. Документопотоки.
2. Первичная обработка документов.
3. Предварительное рассмотрение документов.
4. Регистрация документов.
5. Организация контроля исполнения документов. Сроки исполнения документов.
6. Информационно-справочная работа по документам организации.
7. Номенклатура дел (виды, требования к составлению и оформлению).
8. Экспертиза ценности документов.
9. Создание ЦЭК и ЭК, их состав, функции, взаимосвязь с ЭПК архивных органов.

10. Формирование и хранение документов в структурных подразделениях учреждений.
11. Порядок оформления дел.
12. Порядок передачи документов в архив организации.
13. Уничтожение документов в организации.
14. Организация делопроизводства по обращениям граждан.
15. Основные направления и методы совершенствования документационного обеспечения управления.
16. Системы электронного документооборота: терминология, законодательная основа, история внедрения в России.
17. Анализ российских систем электронного документооборота.
18. Анализ зарубежных систем электронного документооборота.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств
Разновидности оценочных средств пердставлены в ФОС (см. приложение) и на Едином образовательном портале АлтГУ (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1265)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гринберг, А.С., Н.Н. Горбачев ; О.А. Мухаметшина Документационное обеспечение управления: Москва : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115031
Л1.2 Абуладзе Д.Г., Выпряжкина И.Б., Маслова В.М. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8F9C2312-2C6D-48BC-87FE-0B062BB243CE
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления: , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253704
Л2.2 Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/7873BF4B-A3F7-44E2-8EC0-1E3D6392702A
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управления Алтайского края по культуре и архивному делу http://culture22.ru
Э2 – Энциклопедия делопроизводства http://www.edou.ru/enc
Э3 – Гильдия Управляющих Документацией http://www.gdm.ru
Э4 – Историко-архивный институт РГГУ http://iai.rsuh.ru
Э5 – Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела http://www.vniidad.ru
Э6 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru
Э7 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru
Э8 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com -
Э9 - Университеская библиотека online http://www.biblioclub.ru
Э10 Курс в Moodle "ОТ ДОУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1265
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью настоящего курса является изучение теории и практики документационного обеспечения управления в учреждения, организациях и на предприятиях различных форм собственности.
В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития документационного обеспечения управления в России.
Дисциплина «Организация и технология ДОУ» предполагает изучение студентами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с документационным сопровождением управленческой деятельности.
Курс состоит из четырех разделов. В разделе «Терминология, содержание курса. Правовая база документационного обеспечения управления» акцент сделан на изучении правовой базы современного документационного обеспечения управления в Российской Федерации (федерального, регионального и локального уровня). Также при изучении данного раздела следует особое внимание уделить на терминологию курса. Студенты должны усвоить и различать такие термины, как «документационное обеспечение управления», «делопроизводство», «документооборот», управление документами». Кроме того, отдельное внимание уделяется изучению организационных форм работы с документами (централизованная, децентрализованная и смешанная). Студенты должны знать особенности каждой формы работы с документами и правильно определять оптимальную форму для различных организаций и учреждений.
Раздел «Организация службы документационного обеспечения управления» посвящен изучению: организации и деятельности структурных подразделений, ответственных за работу с документами; особенностей выбора статуса службы ДОУ в конкретных организациях и учреждения; локальной базы, регламентирующей деятельности службы ДОУ; должностного и численного состава службы ДОУ.
В разделе «Документирование управленческой деятельности» основное внимание уделено изучению состава документов, создаваемых службой ДОУ; правил оформления документов; особенностей разработки бланков.
В разделе «Организация работы с документами» акцентируется внимание на изучении этапов документооборота. Особое внимание уделяется изучению номенклатуры дел (требования к составлению и оформлению, практика разработки и внедрения и пр.). Следует обратить внимание на различие терминов «формирование документов» и «оформление документов».
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы теории и практики документационного обеспечения управления. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с документами. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам (составление и оформление официальных документов; разработка регистрационных форм; регистрация документов; составление номенклатуры дел; проводят расчет численности сотрудников службы ДОУ для конкретной организации; разрабатывают локальные акты по ведению делопроизводству и регламентации службы ДОУ; выполняют задания по формированию и оформлению дел и пр.). Полный перечень практических заданий и рекомендации по их выполнению представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=126

Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Зачет и экзамен проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. При выставления экзаменационной оценки учитывается уровень и качество выполненных практических заданий.
Полный перечень методических материалов, определяющих процедуру оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=126