МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация и технология ДОУ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 259
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 259 259 259 259
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 288 288 288 288

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.;

Рабочая программа дисциплины
Организация и технология ДОУ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью настоящего курса является изучение теории и практики документационного обеспечения управления в учреждения, организациях и на предприятиях различных форм собственности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владение базовыми знаниями систем органов государственной и муниципальной власти
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законодательную и нормативно-методическую базу документационного обеспечения управления;
принципы организации служб документационного обеспечения управления;
основные этапы документооборота и их характеристику.

3.2.Уметь:
3.2.1.создавать и вести единые системы документационного обеспечения управления в организации на базе новейших технологий;
организовывать работу службы документационного обеспечения управления;
разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы по ведению документационного обеспечения управления;
совершенствовать технологии документационного обеспечения управления и архивного дела на базе использования средств автоматизации;
работать с документами на всех этапах документооборота.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оптимизации документопотоков и документооборота организаци;
совершенствования технологии ДОУ в организациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Терминология, содержание курса. Правовая база документационного обеспчения управления.
1.1. Теоретические основы организации ДОУ. Правовая база документационного обеспчения управления.Организационные формы работы с документами Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Организация службы документационного обеспечения управления
2.1. Служба документационного обеспечения управления. Нормативная база службы ДОУ. Должностной и численный состав службы ДОУ Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Документирование управленческой деятельности
3.1. Документирование управленческой деятельности (Виды документов, создаваемые службой ДОУ. Основные правила и требования к их оформлению. Бланки документов). Практические 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Изучение источников и литературы по основным темам курса. Выполнение практических задание (подготовка рефератов, докладов, письменных заданий). подготовка к зачетному занятию Сам. работа 3 100 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Зачет 3 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Организация работы с документами
4.1. Документопотоки: терминология, характеристика потоков, принципы, показатели. Организация документооборота Практические 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Прием и первичная обработка документов.Регистрация документов.Контроль исполнения документов. Сроки исполнения документов. Практические 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Номенклатура дел Практические 3 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Формирование и хранение дел в делопроизводстве. Экспертиза ценности документов в делопроизводстве. Подготовка и передача дел в архив организации Практические 3 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Изучение источников и литературы по основным темам курса. Выполнение практических задание (подготовка рефератов, докладов, письменных заданий). подготовка к экзаменационному занятию Сам. работа 3 159 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.6. Экзамен 3 9 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
1. Объект, предмет, терминология и содержание курса. Источники изучения курса. Место ДОУ в системе управления организацией.
2. Законодательное регулирование ДОУ на современном этапе.
3. Нормативно-методическое регулирование ДОУ на современном этапе.
4. Служба ДОУ.
5. Нормативная регламентация службы ДОУ.
6. Организационные формы работы с документами и организационные формы службы ДОУ.
7. Должностной и численный состав службы ДОУ.
8. Бланки документов и требования к их составлению.
9. Особенности оформления реквизитов: Герб РФ, Герб субъекта РФ, эмблема организации.
10. Особенности оформления реквизитов: наименование организации, справочные данные об организации, код организации, ОГРН, ИНН/КПП, код формы документа.
11. Особенности оформления реквизитов: наименование вида документа, регистрационный номер документа, ссылка на регистрационный номер и дату документа, место составления или издания документа, адресат, заголовок к тексту документа.
12. Особенности оформления реквизитов: дата документа, гриф утверждения документа, подпись; гриф согласования документа, визы согласования документа, оттиск печати, отметка о заверении документа.
13. Особенности оформления реквизитов: резолюция, отметка о контроле, отметка о наличии приложения, отметка о заверении копии, отметка об исполнителе, отметка об исполнении документа и направлении его в дело, отметка о поступлении документа в организацию, идентификатор электронной копии документа.
14. Положение о службе ДОУ: назначение, структура, порядок разработки и утверждения.
15. Инструкция по делопроизводству: назначение, структура, порядок разработки и утверждения.
16. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению положения.
17. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению устава.
18. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению инструкции.
19. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению правил и регламентов.
20. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению приказов, распоряжений и указаний.
21. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению решений и постановлений.
22. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению акта.
23. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению протокола.
24. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению писем.
25. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению записок.
26. Назначение, состав реквизитов и требования к оформлению справок.
27. Нормативно правовые акты и иные документы, создаваемые при законотворческой деятельности федеральные органов власти (порядок подготовки, правила оформления, вступление в силу).


Вопросы к экзамену:
1. Организация документооборота в организации. Документопотоки.
2. Первичная обработка документов.
3. Предварительное рассмотрение документов.
4. Регистрация документов.
5. Организация контроля исполнения документов. Сроки исполнения документов.
6. Информационно-справочная работа по документам организации.
7. Номенклатура дел (виды, требования к составлению и оформлению).
8. Экспертиза ценности документов.
9. Создание ЦЭК и ЭК, их состав, функции, взаимосвязь с ЭПК архивных органов.

10. Формирование и хранение документов в структурных подразделениях учреждений.
11. Порядок оформления дел.
12. Порядок передачи документов в архив организации.
13. Уничтожение документов в организации.
14. Организация делопроизводства по обращениям граждан.
15. Основные направления и методы совершенствования документационного обеспечения управления.
16. Системы электронного документооборота: терминология, законодательная основа, история внедрения в России.
17. Анализ российских систем электронного документооборота.
18. Анализ зарубежных систем электронного документооборота.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Разновидности оценочных средств пердставлены в ФОС (см. приложение) и на Едином образовательном портале АлтГУ (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1265)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гринберг, А.С., Н.Н. Горбачев ; О.А. Мухаметшина Документационное обеспечение управления: Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Абуладзе Д.Г., Выпряжкина И.Б., Маслова В.М. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления: , 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управления Алтайского края по культуре и архивному делу culture22.ru
Э2 – Энциклопедия делопроизводства www.edou.ru
Э3 – Гильдия Управляющих Документацией www.gdm.ru
Э4 – Историко-архивный институт РГГУ iai.rsuh.ru
Э5 – Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела www.vniidad.ru
Э6 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э7 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Э8 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com -
Э9 - Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э10 Курс в Moodle "ОТ ДОУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью настоящего курса является изучение теории и практики документационного обеспечения управления в учреждения, организациях и на предприятиях различных форм собственности.
В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития документационного обеспечения управления в России.
Дисциплина «Организация и технология ДОУ» предполагает изучение студентами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с документационным сопровождением управленческой деятельности.
Курс состоит из четырех разделов. В разделе «Терминология, содержание курса. Правовая база документационного обеспечения управления» акцент сделан на изучении правовой базы современного документационного обеспечения управления в Российской Федерации (федерального, регионального и локального уровня). Также при изучении данного раздела следует особое внимание уделить на терминологию курса. Студенты должны усвоить и различать такие термины, как «документационное обеспечение управления», «делопроизводство», «документооборот», управление документами». Кроме того, отдельное внимание уделяется изучению организационных форм работы с документами (централизованная, децентрализованная и смешанная). Студенты должны знать особенности каждой формы работы с документами и правильно определять оптимальную форму для различных организаций и учреждений.
Раздел «Организация службы документационного обеспечения управления» посвящен изучению: организации и деятельности структурных подразделений, ответственных за работу с документами; особенностей выбора статуса службы ДОУ в конкретных организациях и учреждения; локальной базы, регламентирующей деятельности службы ДОУ; должностного и численного состава службы ДОУ.
В разделе «Документирование управленческой деятельности» основное внимание уделено изучению состава документов, создаваемых службой ДОУ; правил оформления документов; особенностей разработки бланков.
В разделе «Организация работы с документами» акцентируется внимание на изучении этапов документооборота. Особое внимание уделяется изучению номенклатуры дел (требования к составлению и оформлению, практика разработки и внедрения и пр.). Следует обратить внимание на различие терминов «формирование документов» и «оформление документов».
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы теории и практики документационного обеспечения управления. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с документами. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам (составление и оформление официальных документов; разработка регистрационных форм; регистрация документов; составление номенклатуры дел; проводят расчет численности сотрудников службы ДОУ для конкретной организации; разрабатывают локальные акты по ведению делопроизводству и регламентации службы ДОУ; выполняют задания по формированию и оформлению дел и пр.). Полный перечень практических заданий и рекомендации по их выполнению представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=126

Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Зачет и экзамен проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. При выставления экзаменационной оценки учитывается уровень и качество выполненных практических заданий.
Полный перечень методических материалов, определяющих процедуру оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=126