МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственные, муниципальные и ведомственные архивы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Государственные, муниципальные и ведомственные архивы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубленное и комплексное представление о деятельности государственных, муниципальных и ведомственных архивов Российской Федерации, об их взаимодействии для решения задач концентрации, сохранения и использования документов Архивного фонда РФ (АФ РФ) и о проблемах, возникающих в процессе этого взаимодействия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: владение базовыми знаниями систем органов государственной и муниципальной власти
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методические основы организации и деятельности государственных, муниципальных и ведомственных архивов и служб архивного хранения документов в организациях.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской и практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.архивной работы; знаниями организации и деятельности государственных, ведомственных и муниципальных архивов России.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Условия формирования отечественного Архивного фонда в 1918-1980-е гг.
1.1. Условия формирования отечественного Архивного фонда в 1918-1958 гг. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Централизация управления архивным делом в общесоюзном масштабе (1938 г.). Образование Государственного архивного фонда (ГАФ) СССР. Архивное строительство в СССР в 60-80-е гг. XX в. Практические 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Архивы России в период реформ (1992-2004 гг.).Архивный фонд Российской Федерации (АФ РФ) Сам. работа 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Изучение литературы и источников по тематике раздела. Сам. работа 4 10 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. 2. Система архивов России на современном этапе.
2.1. Система архивных учреждений. Органы управления архивным делом. Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Современная система архивных учреждений. Практические 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
2.3. Изучение литературы и источников по тематике раздела. Сам. работа 4 10 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. 3. Государственные архивы.
3.1. Государственный архив. Виды государственных архивов. Правовая база деятельности государственного архива. Сам. работа 4 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
3.2. Федеральные государственные архивы РФ: РГАДА, ГАРФ, РГИА, РГАЭ, РГАНТД, РГАФД, РГАКФД, РГВИА, РГАВМФ, РГВА, РГАЛИ, РГАСПИ, РГАНИ. История создания, состав фондов, направления деятельности, специализация. Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Государственные архивы субъектов РФ. Практические 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Изучение литературы и источников по тематике раздела. Сам. работа 4 10 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. 4. Муниципальные архивы.
4.1. Организация работы, нормативно-методическая основа деятельности муниципального архива. Сам. работа 4 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
4.2. Архивный фонд Алтайского края. История создания, состав, современное состояние. Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
4.3. Муниципальные архивы Алтайского края: общая характеристика, состав фондов, современное состояние. Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
4.4. Изучение литературы и источников по тематике раздела. Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. 5.Ведомственные архивы.
5.1. Основные задачи и функции архива. Права архива. Ответственность архива. Организация работы архива. Сам. работа 4 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
5.2. Ведомственные архивы РФ. Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л2.1, Л1.2
5.3. Изучение литературы и источников по тематике раздела. Сам. работа 4 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Архив как государственное учреждение. Многозначность понятия «архив». Понятие «государственный архив».
2. Архивный фонд РФ как многоуровневая информационная система. Понятие «Ар-хивный фонд Российской Федерации». Современные проблемы хранения и использо-вания ресурсов АФ РФ.
3. Система архивных учреждений. Органы управления архивным делом на современ-ном этапе.
4. Федеральное архивное агентство России (Росархив). Основные направления дея-тельности.
5. Сеть федеральных государственных архивов России, их место в системе Росархива. Постановление Правительства РФ «О федеральных государственных архивах» (1999 г.). Виды государственных архивов: общие и специализированные, комплектующиеся и некомплектующиеся (исторические).
6. Федеральные государственные архивы России. Состав и содержание фондов. Ос-новные направления деятельности.
7. Правовая база деятельности государственного архива. Организация работы архива. Управление архивом.
8. Понятие «ведомственный архив». Основные виды ведомственных архивов, их зада-чи и функции. Понятие «отраслевой архивный фонд». Понятие «архив организации».
9. Общие черты и различия между государственными и ведомственными архивами.
10. Организация и фондирование документов АФ РФ.
11. Понятие обеспечения сохранности документов. Создание оптимальных условий хранения документов, режимы хранения документов в государственных архивах.
12. Проверка наличия и состояния документов в государственном архиве.
13. Учет документов в государственном архиве: определение, правовые основы, ос-новные единицы учета документов.
14. Система учетных документов государственного архива, их целевое назначение и требование к ведению. Основные и вспомогательные учетные документы архива.
15. Понятие и правовые основы комплектования государственного архива. Источники комплектования архива.
16. Экспертиза ценности документов. Принципы и критерии ценности документов. Система экспертных органов.
17. Организационно-методическое руководство и контроль за работой архивов организаций и организацией документов в делопроизводстве.
18. Система научно-справочного аппарата к документам государственного архива.
19. Комплектование ведомственных архивов. Понятие комплектования архива организации. Источники комплектования.
20. Учет документов в архиве организации. Общие требования к учету документов. Система учетных документов.
21. Организация работы ведомственного архива. Создание архива организации. Пла-нирование работы и отчетность.
22. Порядок передачи документов в архив на постоянное хранение.
23. Обеспечение информационной безопасности архива.
24. Муниципальные архивы: основные понятия, нормативно-методическая основа деятельности, основные направления деятельности.

Примерные тестовые задания:
1. Выберите один правильный ответ:
Управление архивным делом в муниципальных образованиях согласно ФЗ № 125 "Об архивном деле РФ" осуществляет:
а) Росархив
б) глава муниципального образования
с) орган местного самоуправления
2. Верно ли, что ведомственные архивы не входят в систему архивных учреждений Росархива?
Да Нет
3. Дайте определение терминам:
Экспертиза ценности документов
Уникальный документ
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=316
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие «особо ценный» и «уникальный» документ».Деятельность государственных архивов по созданию страхового фонда. Центр хранения страхового фонда РФ (г. Ялуторовск).
2. РГАДА. История создания, состав фондов, направления деятельно-сти, специализация.
3. РГИА. История создания, состав фондов, направления деятельности, специализация.
4. ГАРФ. История создания, состав фондов, направления деятельности, специализация.
5. РГАЭ. История создания, состав фондов, направления деятельности, специализация.
6. РГАНТД как головной методический и научный центр, организую-щий хранение НТД на федеральном уровне: структура, состав, направления деятельности, источники комплектования.
7. РГВИА, РГВА, РГАВМФ. История, состав фондов и основные направления деятельности.
8. РГАСПИ, РГАНИ. История, состав фондов и основные направления деятельности государственных архивов, образованных на базе бывшего партийного фонда СССР.
9. Применение информационных технологий в работе государственных архивов РФ: сферы применения, способы и результаты.
10. Основные принципиальные изменения в архивном деле и в архивной отрасли в 1990-е гг.
11. Организация использования документов архивного фонда РФ и других архивных документов в архиве.
12. Архивный фонд Алтайского края. История создания, состав, современное состояние.
13. Управление архивным делом в Алтайском крае.
14. Федеральное архивное агентство России (Росархив): история создания архивной службы России, роль Росархива в осуществлении государственной политики в области архивного дела РФ.
15. Проблемы доступа к документам Архивного фонда РФ.
16. Преемственность в работе делопроизводственных служб и архивов.
17. Современная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность ведомственных архивов в РФ.
18. Перспективы развития ведомственных архивов в РФ.
19. Архив Президента Российской Федерации (АП РФ): история, состав фондов, правовая база и основные направления деятельности архива.
20. Международная деятельность Росархива.
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС представлен в приложении. ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=316
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1294
Л1.2 Щетинина А.С. Источники по российской истории в государственных, муниципальных и ведомственных архивах Российской Федерации: , 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3320
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=312311
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Архивы России» http://www.rusarchives.ru
Э2 Архивная служба Новосибирской области http://www.sibarchives.ru
Э3 Официальный сайт Краевого государственного казенного учреждения «Государственный архив Алтайского края» http://www.archiv.ab.ru
Э4 Официальный сайт Федерального архивного агентства http://archives.ru
Э5 Курс в Moodle Государственные, муниципальные и ведомственные архивы https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=316
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение актуальных вопросов организации работы государственных, муниципальных и ведомственных архивов. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=316
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к зачету необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. На прохождение теста дается одна попытка.
Устный зачет проводится по билетам, каждый билет включает один вопрос по темам из разделов курса. Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.