МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кадровое делопроизводство
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 195
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 195 195 195 195
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Кадровое делопроизводство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Кадровое делопроизводство» является изучение теоретических и практических вопросов организации кадрового делопроизводства в современных учреждениях, предприятиях организациях, формирование представлений о составе кадровых документов и особенностях оформления трудовых отношений, основы организации документов по личному составу в современной России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: владение базовыми знаниями в области информационных технологий (программные продукты, используемые в управлении документами, системы электронного документооборота, технологии сканирования документов)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.структуру кадровой информационно-документационной системы;
документы, входящие в структуру кадровой информационно-документационной системы;
нормативно-правовые документы, регламентирующие составление и ведение кадровой документации;
правила оформления и ведение кадровых документов.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять и оформлять проекты кадровых документов и документов по личному составу учреждений различных организационно-правовых форм;
применять трудовое законодательство в области документирования трудовых отношений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системного подхода к анализу документов организации, регулирующих и отражающих трудовые отношения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Законодательное и нормативно-методическое обеспечение ведения кадрового
1.1. Современная регламентация документирования трудовых правоотношений в законодательных и нормативных актах. Понятие кадрового делопроизводства. Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Документирование трудовых отношений работника и работодателя
2.1. Документирование трудовых отношений работника и работодателя Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Документирование приема на работу Практические 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.3. Оформление перевода и перемещения на другую работу Сам. работа 4 20 ОПК-2 Л1.1
2.4. Оформление перевода и перемещения на другую работу Практические 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.5. Документирование предоставления отпусков работникам. Особенности оформления служебных командировок Сам. работа 4 20 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.6. Документирование предоставления отпусков работникам. Особенности оформления служебных командировок Практические 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.7. Оформление поощрений работников и наложения дисциплинарных взысканий Сам. работа 4 20 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.8. Прекращение действия трудового договора и оформление увольнения с работы Практические 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Организация работы с документами по личному составу
3.1. Организация работы с персональными данными работников Сам. работа 4 20 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.2. Оформление и ведение личных дел (досье) сотрудников, трудовых книжек и вкладышей к ним. Журналы учета. Сам. работа 4 20 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Систематизация и оперативное хранение документов по персоналу. Подготовка дел к передаче на архивное хранение
4.1. Систематизация и хранение документов кадровой службы Сам. работа 4 20 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.2. Подготовка и передача документов по персоналу на архивное хранение Сам. работа 4 20 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Архивы документов по личному составу
5.1. Архивы документов по личному составу на современном этапе Сам. работа 4 20 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
5.2. Самостоятельная работа по основным разделам курса Сам. работа 4 35 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
5.3. Экзамен 4 9 ОПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Законодательное и нормативно-методическое обеспечение ведения кадрового делопроизводства.
2. Понятие кадрового делопроизводства.
3. Локальные нормативные акты и документы, регулирующие трудовые отношения.
4. Структура и штатная численность, штатное расписание.
5. Заключение договора о трудовых отношениях: трудовой договор и гражданско-правовой
6. Документирование приема на работу.
7. Оформление перевода и перемещения на другую работу
8. Документирование предоставления отпусков работникам.
9. Особенности оформления служебных командировок.
10. Оформление поощрений работников.
11. Документирование дисциплинарных взысканий.
12. Особенности документирования прекращения трудового договора, расторжения трудового договора.
13. Документирование увольнения с работы.
14. Оформление и ведение личных дел (досье) сотрудников.
15. Организация работы с трудовыми книжками работников и вкладышей к ним.
16. Журналы учета, применяемые в деятельности кадровой службы.
17. Законодательное и нормативное регулирование работы с персональными данными.
18. Организация работы с персональными данными работников
19. Систематизация и хранение документов кадровой службы
20. Подготовка и передача документов по персоналу на архивное хранение

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Локальные нормативные акты и документы, регулирующие трудовые отношения.
2. Договоры: трудовой и гражданско-правовой.
3. Унифицированные формы кадровых документов. Штатная численность и штатное расписание. Штатная расстановка.
4. Документирование процесса приема работника на работу.
5. Комплекс документов по учету персонала.
6. Особенности современного оформления и ведения трудовых книжек, вкладышей к ним, дубликатов.
7. Требования к оформлению приказов по личному составу.
8. Специфика оформления документов по кадрам (командирование, перевод и т.п.).
9. Документирование отпуска сотрудника.
10. Документирование командировки сотрудника.
11. Поощрение работника. Оформление взыскания сотрудника.
12. Документирование увольнения работников.
13. Организация работы с персональными данными работников
14. Подготовка дел по личному составу к архивному хранению.
15. Текущее хранение документов по кадрам и личному составу.
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления: , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253704
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бахарев А. Р., Ковалевская О. А. Кадровое дело для новичков: Новосибирск, Сибирское университетское издательство//ЭБС «Университетская библиотека online», 2010 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=57254&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online http://www.biblioclub.ru
Э3 Энциклопедия делопроизводства http://www.edou.ru
Э4 Гильдия Управляющих Документацией http://www.gdm.ru
Э5 Историко-архивный институт РГГУ http://iai.rsuh.ru
Э6 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела http://www.vniidad.ru
Э7 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru
Э8 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru
Э9 Управления Алтайского края по культуре и архивному делу http://culture22.ru
Э10 Курс в Moodle "Кадровое делопроизводство" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3073
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Кадровое делопроизводство» является изучение теоретических и практических вопросов ведения кадрового делопроизводства в современных учреждениях, предприятиях и организациях, а также формирование представлений об особенностях хранения документов по личному составу в современной России.
Курс носит практико-ориентированный характер, поэтому большое внимание при изучение дисциплины уделяется формированию практических навыков составления и оформления документов по трудовым отношениям, а также навыков работы с законодательными и нормативно-методическими документами в области трудового права.
Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
Курс состоит из 5 разделов. Первый раздел направлен на изучение правовых основ работы с персоналом организации и документированию трудовых отношений. Следует обратить внимание как на «внешние» требования, устанавливаемые нормативно-методическими актами, так и на необходимость «внутреннего» регулирования трудовых отношений с помощью локальных нормативных актов. В разделе изучаются положения не только Трудового Кодекса РФ, но и других законодательных и нормативных документов, регулирующих трудовые отношения, например, таких как федеральные законы «О персональных данных», «О специальной оценке условий труда», «Об архивном деле в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ в части регулирования труда руководителей организации. В рамках раздела рассматриваются обязательные и рекомендуемые локальные нормативные акты, связанные с регулированием и документированием трудовых отношений, особенности их составления и оформления. В рамках практических заданий студенты получают навыки решения практических задач с помощью нормативно-правовых документов, а также составления и оформления штатного расписания.
Второй раздел посвящен получению теоретических знаний и практических навыков документирования основных направлений работы с персоналом организации, а именно, прием на работу нового сотрудника, перевод на другую работы, оформление отпуска, служебных командировок, поощрения и дисциплинарных взысканий, увольнения сотрудника. В данном разделе следует учитывать не только нормативные требования, но и сложившуюся практику оформления отдельных случаев, например, увольнения по инициативе работодателя. На практических занятиях студенты получают навыки составления и оформления приказов по личному составу и по кадрам, личной карточки работника, трудовой книжки, графика отпусков, актов.
В третьем разделе изучается организация работы с документами по личному составу. Следует уделить внимание требованиям соблюдения конфиденциальности при работе с документами, содержащими персональные данные, системе учета кадровых документов и особенностям оформления и хранения личных дел сотрудников.
Четвертый раздел посвящен формированию и оформлению дел по личному составу и кадрам, определению сроков хранения дел и документов, передаче их в архив организации. При изучении данного раздела следует учитывать требования Правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. На практических занятиях студенты получают навыки определения сроков хранения документов, образующихся в деятельности отдела кадров, составления и оформления номенклатуры дел отдела кадров.
В последнем разделе изучаются архивы документов по личному составу в современной России, а именно, правовые основы обеспечения сохранности документов по личному составу, примеры государственных и муниципальных архивов по личному составу и их основные направления деятельности. На практических занятиях студенты получают навыки составления и оформления социально-правового запроса в архив и подготовки ответа на него.
В рамках самостоятельной работы студенты изучают нормативно-методические документы по соответствующим темам, в том числе для подготовки к практическим занятиям. При этом необходимо внимательно изучать нормативно-методические акты и обращать внимание на даты и сроки их действия во избежание использования устаревшей и недействительной информации. Помимо нормативно-методических документов, при подготовке к занятиям и итоговому контрою рекомендуется также использовать научные публикации специалистов в области кадрового делопроизводства.
Рекомендуемые к изучению нормативно-методические документы, статьи, содержащие разъяснения и сложившуюся практику по оформлению кадровых документов, а также задания к практическим занятиям представлены в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3073
К экзамену допускаются студенты, выполнившие практические задания на 71% или выше. Экзамен может проводиться в форме теста или устно по билетам. Порядок оценивания практических заданий, а также проведения экзамена представлен в Фонде оценочных средств.