МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государственных учреждений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 352
контроль 18
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 3

Распределение часов по курсам

Курс 1 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 4 4 12 12
Практические 4 4 10 10 14 14
Сам. работа 123 123 229 229 352 352
Часы на контроль 9 9 9 9 18 18
Итого 144 144 252 252 396 396

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
История государственных учреждений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам системные знания о процессе возникновения и эволюции государственного аппарата как неотъемлемой части отечественной государственности; показать сущность проблем, стоящих на пути совершенствования российского государственного механизма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-11 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
ОПК-3 владение базовыми знаниями систем органов государственной и муниципальной власти
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные периоды и особенности развития государственного аппарата на каждом из них;
организационное устройство органов государственной власти и их правовую регламентацию;
компетенцию органов государственной власти, способы и методы осуществления функций;
нормативно-правовую базу организации и деятельности органов государственной власти.
официальные источники публикации документов органов государственной власти
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать схемы органов власти и управления, присущие каждой эпохе;
давать целостную характеристику и оценку (выявлять достоинства и недостатки) каждой управленческой системе;
работать как с неопубликованными (архивными) источниками по истории государственных учреждений, так и с официальными документами органов государственной власти;
использовать официальную информацию и акты органов государственной власти в своей профессиональной деятельности
работать с официальными сайтами и Интернет-порталами органов государственной власти.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом данной дисциплины;
технологией поиска правовых актов органов государственной власти;
навыками работы с историческими источниками, содержащими материалы по истории формирования систем и органов власти и управления в России;
знаниями организации и деятельности государственных учреждений России;
способностью обобщения, анализа и воспроизведения официальной информации;
навыками сравнительного анализа систем власти и управления разных эпох.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет, место и значение курса "История государственных учреждений России" Сам. работа 1 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 2. Государственные учреждения досоветской России
2.1. Государственный строй русских княжеств и Московского государства в IХ-ХVII вв. Сам. работа 1 8 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
2.2. Государственный аппарат Московского царства в ХV-XVII вв.: становление самодержавия Сам. работа 1 8 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.3. Государственный аппарат России в XVIII-первой половине XIX вв.: создание империи и развитие самодержавной монархии Лекции 1 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
2.4. Управление Сибирью в конце XVI – XVIII вв. Сам. работа 1 8 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
2.5. Коллегиальная система управления в России в первой четверти XVIII в. Сам. работа 1 15 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
2.6. Деятельность государственных учреждений Российской империи в XVIII в. Сам. работа 1 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.7. Реформы местного управления в Российской Империи в 1770-1780-х гг. Сам. работа 1 14 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.8. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в.: вершина развития самодержавной монархии Практические 1 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.9. Государственный аппарат Российской империи в 1861-1917 гг.: приспособление государственного управления к нуждам капиталистической модернизации и крушение империи Лекции 1 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
2.10. Государственный аппарат Российской Империи в начале XX в. Сам. работа 1 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 3. Государственный аппарат советской России и СССР
3.1. Государственный аппарат Советской России в 1917-1985 гг. Лекции 1 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
3.2. Становление и оформление административно-командной системы управления в масштабах союзного государства Сам. работа 1 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
3.3. Становление и оформление административной системы в 1923-1936 гг. Сам. работа 1 8 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
3.4. Общие черты и различия в системе государственного устройства по Конституциям СССР 1924 и 1936 гг. Сам. работа 1 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
3.5. Центральные и местные органы власти и управления советской России и СССР в 1917-1937 гг. Сам. работа 1 8 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
3.6. Государственный аппарат СССР в 1936 – первой половине 1980-х гг. Сам. работа 1 8 ОК-11 Л1.1, Л1.2
3.7. Центральные органы управления в СССР в 1937 - 80-е гг. Сам. работа 1 4 ОК-11 Л1.1, Л3.1, Л1.2
3.8. Общие черты и различия в системе государственного устройства в военное и послевоенное время Сам. работа 1 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
3.9. Конституции СССР 1977 г.: история принятия, основные черты, сущность Сам. работа 1 14 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
3.10. Общие черты и различия в системе сосударственного учтройства по Конституциям 1936 и 1977 гг. Практические 1 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
3.11. Начало демонтажа административно-командной системы управления во второй половине 1980–х гг.- 1991 г. Лекции 1 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
3.12. Государственный аппарат СССР и РСФСР во второй половине 1980–х гг.- 1991 г. Сам. работа 1 8 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 4. Организация государственных учреждений России (конец 1980-х - начало 2000-х гг.)
4.1. Организация государственной власти и управления в РСФСР – России в условиях распада СССР Лекции 3 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.2. Усиление противостояния между республиками и центром. Усилия центра по сохранению СССР. Попытка государственного переворота и его последствия Практические 3 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.3. Органы власти и управления в переходный период. Распад СССР и создание Содружества Независимых Государств Сам. работа 3 14 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.4. Высшие представительные органы Российской Федерации в 1991– 1993 гг. (Съезды народных депутатов; Верховный Совет; Президиум Верховного Совета). Основные тенденции взаимодействия с высшими органами исполнительной и судебной власти РФ. Сам. работа 3 14 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.5. Формирование исполнительной власти в России Сам. работа 3 6 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.6. Органы, обеспечивающие деятельность Президента России в 1991-1996 Практические 3 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.7. Центральные органы государственного управления России (1990 – 1993 гг.) Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.8. Характеристика российского чиновничества 1990-х гг. Сам. работа 3 6 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.9. Выстраивание вертикали исполнительной власти Практические 3 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.10. Представительные органы: от Советов к законодательной власти (1990-1993 гг.) Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.11. Основное организационное содержание кризиса взаимоотношений Президента РФ и Верховного Совета РФ в 1993 г. Сам. работа 3 18 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.12. Преобразования в судебной системе России в начале 1990-х годов Сам. работа 3 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.13. Законодательный процесс в России с 1991-1993 гг. Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.14. Общие черты и различия в государственном устройстве по Конституции РФ 1993 г. и альтернативными проектами основного закона Практические 3 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.15. Противостояние двух ветвей власти в России в 1993 г. Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.16. Конституция Российской Федерации и создание правовых основ государственности Лекции 3 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.17. Федеральное Собрание Российской Федерации Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.18. Органы исполнительной власти Российской Федерации Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.19. Организация государственной власти в субъектах РФ Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.20. Судебная система Российской Федерации. Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.21. Прокуратура Российской Федерации Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.22. Трансформация системы федеральных органов исполнительной власти в 1992-2013 гг. Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.23. Полномочные представители президента в Федеральных округах Практические 3 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.24. Информационный потенциал мемуаров участников президентских выборов 1991 и 1996 гг. в изучении гос. учреждений Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.25. Система федеральных органов управления экономикой РФ Сам. работа 3 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.26. Органы обеспечения государственной безопасности РФ Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.27. Органы внутренних дел РФ Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.28. Органы юстиции РФ Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.29. Органы управления образованием, наукой, культурой Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
4.30. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации (на примере Алтайского края) Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.31. Реформирование судебной системы РФ. Сам. работа 3 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.32. Правовые основы государственной службы в Российской Федерации. Сам. работа 3 20 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.33. Организационные формы обеспечения функций Президента России (Администрация президента, совещательные и иные вспомогательные органы при Президенте РФ) Сам. работа 3 30 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.34. Выборы в Государственную Думу первого – седьмого созывов. Особенности формирования Совета Федерации Сам. работа 3 49 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.35. Экзамен 3 9 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
Раздел I. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.
1. Объект, предмет, задачи и источники истории Государственных учреждений дореволюционной России.
2. Государство: понятие, признаки, атрибуты. Государственный аппарат: понятие, принципы формирования и деятельности.
3. Древнерусское государство и его учреждения: представления об институциональных воплощениях вечевого, боярского, княжеского начал государственной власти на Руси.
4. Боярская дума на Руси в X-XVII вв.
5. Земские соборы в Московском государстве XVI - первой половины XVII в.
6. Приказная система государственного управления в России: причины неэффективности приказной системы управления, вскрывшиеся во второй половине XVII в.
7. Высшие государственные учреждения России конца XVII - первой четверти XVIII в.
8. Центральные государственные учреждения Российской империи XVIII в.
9. Реформирование местного управления России в последней четверти XVIII в.: административно-территориальное деление Российской империи и организация государственного управления на местах к концу века.
10. Высшие государственные учреждения Российской империи второй четверти - конца XVIII в.
11. Реформирование местного управления Российской империи в последней четверти XVIII в.
12. Проекты государственных реформ Российской империи начала XIX в.: предпосылки, цели, конкретные организационные формы; осуществленное; нереализованное.
13. Высшие государственные учреждения Российской империи в первой четверти XIX в.
14. Внедрение министерского начала в систему государственного управления Российской империи.
15. Основные черты режима военно-бюрократической монархии в России во второй четверти XIX в.
16. Высшие государственные учреждения Российской империи во второй четверти XIX в.
17. Центральные государственные учреждения Российской империи во второй четверти XIX в.
18. Местные административные и финансово-хозяйственные учреждения Российской империи первой половины XIX в.
19. Основные изменения, внесенные в устройство государственного аппарата Российской империи в ходе реформ 1860– 1870-х годов.
20. Центральные государственные учреждения пореформенной России.
21. Земские и городские реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в.
22. Судебные реформа и контрреформа в России во второй половине XIX в.
23. Местные административные и финансово-хозяйственные учреждения пореформенной России.
24. Государственная Дума Российской империи (1-4-го созывов); правовая регламентация устройства; внутренняя структура; цель и сущность последовательных изменений механизма формирования; основные направления деятельности; особенности функционирования в годы Первой мировой войны.
25. Государственный совет Российской империи во второй половине XIX - начале XX в.
26. Местный аппарат управления и самоуправления Российской империи в 1900-1910-х годах.
27. Высшие государственные учреждения Российской империи периода Первой мировой войны.
28. Органы управления Вооруженными силами Российской империи в 1900-1910-х годах (включая период Первой мировой войны).
29. Высшие государственные учреждения России в период между февралем и октябрем 1917 г.
30. Центральный аппарат управления в России в феврале - октябре 1917 г.
31. Местные органы власти, управления и самоуправления в России в феврале - октябре 1917 г.

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ В (КОНЕЦ 1980-Х - НАЧАЛО 2000-Х ГГ.)
1. Сходство и различия системы высших государственных органов РФ, установленной Конституцией РФ 1993 г., по сравнению с предшествующим периодом.
2. Проблемы организации государственной власти и управления в РСФСР – России в условиях распада СССР.
3. Становление института президентства в РСФСР (России).
4. Представители президента в субъектах России (1991 – 1993 гг.).
5. Правительство России в 1990 – 1993 гг.
6. Центральные органы государственного управления России (1990–1993гг.)
7. Выстраивание вертикали исполнительной власти в России (1991–1993гг.).
8. Представительные органы: от Советов к законодательной власти (1990-1993 гг.).
9. Федеративные отношения в 1990-1993 гг. («парад суверенитетов», Федеративный договор и попытки его реализации, Совет глав республик 1992 г., Совет губернаторов 1992 г.).
10. Преобразования в судебной системе России в начале 1990-х годов.
11. Федеративное устройство России по Конституции 1993 г.
12. Общие и исключительные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
13. Общие и исключительные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
14. Формирование Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
15. Законодательное обеспечение выборов в Государственную Думу первого – шестого созывов.
16. Институт президентства РФ во второй половине 1990х – начале 2000-х гг.
17. Организационные формы обеспечения функций Президента России (администрация президента, совещательные органы при Президенте РФ).
18. Компетенция, направления организационной эволюции института полномочных представителей Президента РФ в 1991– 2000-х гг.
19. Система федеральных органов исполнительной власти в 1993 – начале 2000-х годов.
20. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации (на примере Алтайского края).
21. Современные российские мемуары: место и роль в изучении государственного управления.
22. Судебная система РФ в 1993 – начале 2000-х гг.

Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР (НОЯБРЬ 1917 – ДЕКАБРЬ 1991 гг.)
1. II Всероссийский съезд Советов. Создание нового правительственного аппарата.
2. Принципы организации и основные этапы развития органов государственного управления в период с 1917 г. по 1937г.
3. Образование новых органов власти в России после Февральской революции 1917г.
4. Конституция РСФСР 1918 г. Первые преобразования советской власти в области органов государственного управления. Образование СССР. Конституция СССР 1924г.
5. Высшие органы государственной власти и управления (1917 – 1937 гг.).
6. Центральные органы управления народным хозяйством (1917 – 1937 гг.).
7. Центральные органы управления социально-культурным строительством (1917 – 1937 гг.).
8. Центральные административно-политические органы (1917 – 1937 гг.).
9. Местные органы государственной власти и управления (1917 – 1937 гг.).
10. Органы государственного контроля и национально-государственным строительством (1917-1937 гг.).
11. Органы суда, юстиции и прокуратуры (1917-1937 гг.).
12. Органы управления обороной страны (1917-1937 гг.).
13. Органы управления охраной государственной безопасности и общественного порядка (1917-1937 гг.).
14. Органы управления планированием и статистикой (1917-1937 гг.).
15. Структура органов управления по конституции СССР 1936г.
16. Высшие органы государственной власти и управления (1937 – конец 1950 гг.).
17. Центральные органы управления народным хозяйством (1937 – конец 1950 гг.).
18. Центральные органы управления социально-культурным строительством (1937 – конец 1950 гг.).
19. Центральные административно-политические органы, органы юстиции, суд, прокуратура (1937 – конец 1950 гг.).
20. Местные органы государственной власти и управления (1937 – конец 1950 гг.).
21. Органы управления страной в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
22. Реформа управления вооруженными силами в послевоенное время.
23. Особенности развития органов государственной безопасности (1945-начало1960-х гг.).
24. Высшие органы государственной власти и управления (1960-е – 1980 гг.).
25. Центральные органы управления народным хозяйством (1960-е – 1980 гг.).
26. Центральные органы управления социально-культурным строительством (1960-е – 1980 гг.).
27. Центральные административно-политические органы, органы юстиции, суд, прокуратура (1960-е – 1980 гг.).
28. Местные органы государственной власти и управления (1960-е – 1980 гг.).
29. Конституция СССР 1977 г. Изменения в управление государственным аппаратом.
30. Попытки совершенствования системы органов государственного управления 1985-1991 гг.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.
1. Государственный совет в XIX в.: механизм функционирования.
2. Правительствующий Сенат в первой половине XIX в.
3. Государственная Дума 1-4-го созывов (конкретно): механизм формирования, состав, организация деятельности.
4. Комитет министров на рубеже XIX–XX вв.
5. Совет Министров в 1906–1914 гг.
6. Совет государственной обороны.
7. Основные тенденции развития министерской системы управления в первой половине XIX в. и второй половине XIX - начале XX в.
8. Правовые основы взаимоотношений военной и гражданской администрации в годы Первой мировой войны.
9. Управление таможенным делом в XIX - начале XX в.
10. Управление путями сообщения в XIX - начале XX в.
11. Судоустройство в XVIII - первой половине XIX в.
12. Судоустройство во второй половине XIX в.
13. Административно-полицейский аппарат Алтайского горного округа.
14. Барнаульская городская дума на рубеже XIX-XX вв.
15. Аппарат управления Алтайским округом на рубеже ХIХ-ХХ вв.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР (НОЯБРЬ 1917 – ДЕКАБРЬ 1991 гг.)
1. Механизм советской избирательной системы образца 1918 г.: конституционная схема и реальность.
2. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г.
3. Съезды Советов СССР (I - VII) как органы государственной власти.
4. Местные Советы РСФСР в 1923-1936 гг.
5. Политотделы МТС как чрезвычайные органы власти на местах в 1930-х годах.
6. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 г.
7. Конституция СССР 1936 г. в отечественной и зарубежной историографии.
8. Реорганизация аппарата военного управления СССР в ходе военной реформы 1923-1925 гг.
9. Органы государственной безопасности СССР второй половины 1930-1970-х годов в освещении отечественной историографии.
10. Местные Советы РСФСР в 1937-1970-х годах как органы власти и управления.
11. Аппарат военного управления в СССР в 1939-1945 гг.
12. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г.
13. Застойные явления в организации деятельности советского аппарата власти и управления 1970-1980-х годов в освещении историографии.
14. Попытки административных реформ 1980-х годов в сфере управления промышленностью и агропромышленным комплексом СССР.
15. Местные Советы РСФСР в 1970-1980-х годах (на конкретных примерах).
16. Съезд народных депутатов СССР как орган государственной власти.
17. Верховный Совет СССР в 1989-1991 гг.
18. Кризис государственного управления и введение института президентства в СССР.
19. Правительство СССР в 1989-1991 гг.: новые условия формирования и деятельности.
20. Кризис государственного устройства СССР: «парад суверенитетов» союзных республик и проблема «обновления Союза».
21. Съезд народных депутатов РСФСР как орган государственной власти.
22. Верховный Совет РСФСР в 1989-1991 гг.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ В (КОНЕЦ 1980-Х - НАЧАЛО 2000-Х ГГ.)
1. Институт Президентства в Российской Федерации: становление и этапы развития
2. Федеральное собрание Российской Федерации: структура, порядок формирования, компетенция
3. Система и структура органов исполнительной власти в контексте административной реформы, основные проблемы и пути их решения.
4. Верховный суд Российской Федерации: порядок формирования, организационная структура и компетенция.
5. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации: становление и динамика развития.
6. Аппарат Российской Федерации в освещении современной политической мемуаристики.
7. Кризис власти и управления в Российской Федерации в 1993 г.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.
Полный перечень ФОС размещенном в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу(https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1468)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сарафанов Д.Е. История государственности Российской Федерации: учебное пособие , 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Мухаев Р. Т. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Сарафанов Д. Е. Организация государственных учреждений России: учеб.-метод. комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э2 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Э3 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э4 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э5 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru
Э6 Российская государственная публичная библиотека elibrary.rsl.ru
Э7 Государственная публичная историческая библиотека России www.shpl.ru
Э8 Российское образование: федеральный образовательный портал. Библиотека window.edu.ru
Э9 Курс в Moodle "История государственных учреждений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «История государственных учреждений» состоит из четырех разделов. При освоении вводной части дисциплины (раздел 1) студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, историографических аспектов и периодизации курса. В частности, происходит знакомство обучающихся с такими понятиями как «государство» (определение, признаки, атрибуты, теории возникновения), «государственное управление» и «государственная служба» и пр., анализируются этапы формирования российской государственности в IX–XXI вв.
При изучении второго раздела дисциплины следует обратить внимание на вопросы, связанные с историей возникновения российской государственности в IX в. Важно знать закономерности и тенденции развития звеньев государственного аппарата и системы органов государственной власти в рамках дореволюционного периода отечественной истории, вклад конкретных государственных деятелей и правителей России.
При изучении третьего раздела дисциплины, следует обратить внимание на раскрытие основных особенностей становления и устройства государственного аппарата Советской России–СССР (1917–1991), послужившего организационной базой современного государственного строительства Российской Федерации. Отдельно следует упомянуть о том, что в 1988-1990 гг. в Конституцию СССР были внесены существенные изменения: осуществлен переход к трехступенчатой системе органов представительной власти (Съезды народных депутатов, Верховный Совет, Президент СССР). Формируется многопартийная система. Законы РСФСР, аналогичные союзным, были приняты 27 октября 1989 г. Они определили систему органов власти до принятия новой Конституции. В июне 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Перечень органов при Президенте России был непостоянным и имел тенденцию к росту.
В апреле 1991 г. в Ново-Огарево был выработан проект нового союзного договора (преобразование СССР в Союз суверенных государств). 19–21 августа 1991 г. была предпринята попытка государственного переворота (создание ГКЧП). 8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Белоруссии и Украины подписали соглашение о прекращении действия союзного договора и создании СНГ.
После распада СССР в России шел поиск оптимальной модели национально-государственного устройства РФ, который привел к подписанию 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Руководству удалось избежать распада государства.
Высшим органом власти в РФ являлся Съезд народных депутатов. На Съезде избирался Верховный Совет РФ, являвшийся постоянно действующим органом. Высшим должностным лицом, главой исполнительной власти являлся Президент РФ. Новым органом в государственной системе РФ стал Конституционной суд, осуществлявший судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
С принятием Основного закона на референдуме 12 декабря 1993 г. завершился процесс оформления новой российской государственности. Федеральное звено органов государственной власти стали составлять Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды.
При изучении четвертого раздела дисциплины, следует иметь в виду, что Россия определяется как президентско-парламентская республика. Президент становится главой государства. Администрация Президента РФ – государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ и осуществляющий контроль над исполнением его решений. В 2000 г. институт полномочных представителей президента в регионах был преобразован в институт полномочных представителей в федеральных округах.
Компетенция Федерального Собрания по сравнению со Съездом народных депутатов и Верховным советом РФ была значительно сужена. Законотворчество является его основной функцией. Парламент РФ состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Принципы и порядок формирования Совета Федерации в 1993 – начале 2000-х гг. менялись. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания – это основные структурные подразделения, в которых сосредоточена работа по направлениям деятельности палат.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в государстве. Общее руководство его деятельностью выполняет Президент РФ, непосредственное – Председатель Правительства РФ. Законодательством очерчен круг полномочий Правительства РФ как общих (осуществляет регулирование в социально-экономической сфере и пр.), так и исключительных (разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения и пр.). Правительство издает свои акты в форме постановлений (имеют нормативный характер) и распоряжений.
Федеральные органы исполнительной власти обычно имеет двухступенчатую структуру, которую образуют: центральный орган исполнительной власти и его территориальные отделения. В 2004 г. была начата реформа системы федеральных органов исполнительной власти.
Суды РФ составляют судебную систему, которая строится на основе единства (правила судопроизводства едины, право применяется единообразно и др.), иерархичности (федеральные, субъектов РФ, городские, межмуниципальные, районные суды) и соподчиненности. Все суды РФ, в том числе мировые судьи, относятся к федеральным органам государственной власти.
Российская Федерация состоит шести видов субъектов. В 2000 г. было также создано 7 федеральных округов. Принцип разграничения полномочий между центром и субъектами – выделение трех сфер ведения. Важно знать характеристику системы органов государственной власти субъекта РФ, основные нормативные акты, регулирующие вопросы организации власти в субъектах РФ, виды нормативных актов, образующихся в результате деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать – специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
При подготовке важно обратить внимание на нормативно-правовые документы (международные и отечественные). Следует иметь опыт работы со справочно-правовыми системами как портативными (инсталлированный ресурс АлтГУ), так и в сети Internet: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) и ГАРАНТ. Информационно-правовой портал (http://www.garant.ru/).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Учебно-методические материалы по вопросам курса представлены на платформе Moodle – http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1468.