МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с основами этики и профессиональной этикой; формирование представлений о профессионально-нравственных принципах и специфике профессиональной этики в профессиональной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

OK-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы профессиональной этики; особенности деловой этики; иерархические уровни этики; принципы профессиональной этики.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность; формировать профессиональные решения на основе использования этических критериев.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками профессиональной этики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональная этика
1.1. Понятие этики. Лекции 4 2 OK-6, ОК-7 Л1.1
1.2. Деловая и профессиональная этика. Лекции 4 4 OK-6, ОК-7 Л1.1
1.3. Виды и структура профессиональной этики. Лекции 4 6 OK-6, ОК-7 Л1.1
1.4. Деловая и профессиональная этика. Практические 4 4 OK-6, ОК-7 Л1.1
1.5. Виды и структура профессиональной этики. Практические 4 6 OK-6, ОК-7 Л1.1
1.6. изучение литературы по основным темам курса, подготовка к зачету Сам. работа 4 86 OK-6, ОК-7 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Анализ этического кодекса профессии.
2. Этикет в профессиональной сфере.
3. Понятие культуры и этики.
4. Этика как наука и система нравственных норм поведения.
5. Мотивация нравственного поведения личности.
6. Мотивация нравственного поведения личности: внутренняя и внешняя мотивация.
7. Этические требования как идеалы социально-значимого поведения и элементы индивидуального сознания.
8. Нравственная направленность профессиональной деятельности.
9. Этические проблемы в профессиональной деятельности.
10. Особенности отражения этических норм в статьях законодательства.
11. Основные составляющие имиджа: внешний облик, манеры поведения, речь, правила обхождения с окружающими, организация рабочего места.
12. Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения. Психологическая культура служащего.
13. Культура общения в профессиональной сфере.
14. Кодексы профессинальной этики.
15. Деловая переписка.
16. Деловые телефонные переговоры.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика», «профессиональная этика».
2. Общие этические принципы и нормы.
3. Общие принципы и нормы деловой этики.
4. Профессиональная этика в сфере информационной деятельности и информационных технологий.
5. Интернационализация профессиональной этики в сфере прикладной информатики.
6. Профессиональная этика в проектной деятельности.
7. Служебный этикет.
8. Понятие имиджа.
9. Психологическая культура служащего.
10. Культура общения в профессиональной сфере.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кикоть В.Я. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",2 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Кодекс этики и профессиональной деятельности в области программной инженерии club.shelek.ru
Э2 Кодекс этики в сфере информационных технологий masters.donntu.org
Э3 Профессиональная этика разработчика rsdn.org
Э4 Профессиональная этика IT-специалиста repository.kpi.kharkov.ua
Э5 Компьютерная этика works.doklad.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью настоящего курса является ознакомление обучающихся с основами этики и профессиональной этикой; формирование представлений о профессионально-нравственных принципах и специфике профессиональной этики в профессиональной сфере. Изучение дисциплины предполагает наличие начальных знаний в области прикладной информатики.
В рамках курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития профессиональной этики программиста, прикладного информатика, программного инженера и пр. – говоря шире, специалиста в области применения информационных технологий. Дисциплина «Профессиональная этика» предполагает изучение студентами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с пониманием и оценкой морально-этических принципов будущей профессии, формированием стиля поведения и отношений с коллегами, заказчиками, руководителями и т.д.
На основе изучения курса осуществляется формирование двух общекультурных компетенций (ОК-6 и ОК-7), связанных со способностью работать в коллективе, умением толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия между людьми, а также творчески самоорганизовываться и саморазвиваться.
Усвоение основных положений курса «Профессиональная этика» во многом зависит от понимания того момента, что профессиональная этика системно принадлежит к области общей этики и соотносится с ней через этику прикладную: этика – прикладная этика – профессиональная этика – профессиональная этика IT-специалиста. Особенности работы в сфере информационных технологий обусловливают также важность знания основ деловой этики, направленной на регулирование отношений между людьми в деловой сфере.
Можно в общих чертах констатировать, что профессиональная этика специалиста в области информационных технологий (компьютерщика, программиста и т.п.) базируется на основных этических принципах, выработанных человечеством. Иными словами, профессиональные этические нормы – это общие этические нормы с небольшой поправкой на специфику деятельности их носителей. Подведение обучающихся к этому выводу является одной из важнейших теоретических задач курса.
В ходе изучения первой части курса рассматриваются базовые понятия общей этики: категории морали, нравственности, добра и зла, соотношение морали и права и т.д. Особое значение имеет усвоение категорий «профессиональная ответственность» и «профессиональный долг».
Показано, что профессиональная этика специалиста по прикладной информатике базируется на общих принципах деловой этики. Определяется важность делового этикета как части нравственной культуры и проявлением этических принципов и убеждений в рамках общения с другими людьми. Важными моментами для понимания и освоения студентами являются основные правила деловой беседы, делового телефонного разговора и делового письма.
Основными формами проведения занятий являются лекционные и практические. Первые из них носят интерактивный характер и ставят своей целью не только изложить основы общей, деловой, профессиональной этики, но и пробудить у обучающихся интерес к этому изучению и понимание важности и значения профессиональной этики в работе IT-специалиста. На практических занятиях разбираются и обсуждаются моменты, связанные с практической деятельностью. Большое внимание уделяется кодексам профессиональной этики.
Учебный курс заканчивается зачетом, в ходе которого студент, отвечая на поставленные вопросы должен показать знания, умения и способности разбираться в сложных с точки зрения профессиональной этики ситуациях.