МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с основами этики и профессиональной этикой; формирование представлений о профессионально-нравственных принципах и специфике этики в профессиональной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы профессиональной этики;
особенности деловой этики;
иерархические уровни этики;
принципы профессиональной этики
3.2.Уметь:
3.2.1.находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;
формировать профессиональные решения на основе использования этических критериев.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы в коллективе, толерантно воспринимая культурные и социальные различия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональная этика
1.1. Понятие этики. Лекции 7 2 ОК-6 Л1.1
1.2. Деловая и профессиональная этика. Лекции 7 4 ОК-6 Л1.1
1.3. Виды и структура профессиональной этики. Лекции 7 2 ОК-6 Л1.1
1.4. Требования, предъявляемые к профессии архивиста и документоведа. Лекции 7 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные принципы международного этического кодекса архивистов Лекции 7 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.6. Деловая и профессиональная этика. Практические 7 10 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.7. Требования, предъявляемые к профессии архивиста и документоведа. Практические 7 8 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.8. Основные принципы международного этического кодекса архивистов Практические 7 6 ОК-6 Л1.1
1.9. изучение литературы по основным темам курса, подготовка к зачету Сам. работа 7 72 ОК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Этические проблемы в профессиональной деятельности.
Понятие "профессиональная этика", объект и предмет курса, цель и задачи курса.
Виды и структура профессиональной этики.
Этические проблемы в профессиональной деятельности архивиста.
Этические проблемы в профессиональной деятельности документоведа.
Деловая и профессиональная этика.
Требования, предъявляемые к профессии архивиста.
Требования, предъявляемые к профессии документоведа.
Особенности отражения этических норм в статьях законодательства.
Служебный этикет.
Понятие имиджа.
Психологическая культура служащего.
Культура общения в профессиональной сфере.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Анализ этического кодекса профессии.
Этикет в сфере государственной службы.
Понятие культуры и этики.
Этика как наука и система нравственных норм поведения.
Мотивация нравственного поведения личности.
Мотивация нравственного поведения личности: внутренняя и внешняя мотивация.
Структура моральных принципов управленческой деятельности.
Этические требования как идеалы социально-значимого поведения и элементы индивидуального сознания.
Этический кодекс архивистов.
Нравственная направленность профессиональной деятельности.
Этические проблемы в профессиональной деятельности.
Особенности отражения этических норм в статьях законодательства.
Этикет в сфере государственной службы.
Основные составляющие имиджа: внешний облик, манеры поведения, речь, правила обхождения с окружающими, организация рабочего места.
Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального об-щения. Психологическая культура служащего.
Культура общения в профессиональной сфере.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные средства представлены в ФОС (см. приложение)и в ЭУМКД "Профессиональная этика" на Едином образовательном портале АлтГУ (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2833)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кикоть В.Я. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",2 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ) www.consultant.ru
Э5 Курс в Moodle "Профессиональная этика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью настоящего курса является ознакомление студентов с основами этики и профессиональной этикой; формирование представлений о профессионально-нравственных принципах и специфике этики в профессиональной сфере.
В рамках курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития профессиональной этики специалистов в области документационного обеспечения управления, кадрового делопроизводства и архивного дела. Дисциплина «Профессиональная этика» предполагает изучение студентами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с пониманием и оценкой морально-этических принципов будущей профессии, формированием стиля поведения и отношений с коллегами, руководителями и т.д.
На основе изучения курса осуществляется формирование общекультурных компетенций (ОК-6), связанных со способностью работать в коллективе, умением толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия между людьми, а также творчески самоорганизовываться и саморазвиваться.
Усвоение основных положений курса «Профессиональная этика» во многом зависит от понимания того момента, что профессиональная этика системно принадлежит к области общей этики и соотносится с ней через этику прикладную: этика – прикладная этика – профессиональная этика – профессиональная этика специалиста в области документоведения и архивного дела.
Можно в общих чертах констатировать, что профессиональная этика специалиста в области документоведения и архивоведения базируется на основных этических принципах, выработанных человечеством. Иными словами, профессиональные этические нормы – это общие этические нормы с небольшой поправкой на специфику деятельности их носителей. Подведение обучающихся к этому выводу является одной из важнейших теоретических задач курса.
В ходе изучения курса рассматриваются базовые понятия общей этики: категории морали, нравственности, добра и зла, соотношение морали и права и т.д. Особое значение имеет усвоение категорий «профессиональная ответственность» и «профессиональный долг».
Показано, что профессиональная этика специалиста в области документоведения и архивоведения базируется на общих принципах деловой этики. Определяется важность делового этикета как части нравственной культуры и проявлением этических принципов и убеждений в рамках общения с другими людьми. Важными моментами для понимания и освоения студентами являются основные правила деловой беседы, делового телефонного разговора и делового письма.
Основными формами проведения занятий являются лекционные и практические. Первые из них носят интерактивный характер и ставят своей целью не только изложить основы общей, деловой, профессиональной этики, но и пробудить у обучающихся интерес к этому изучению и понимание важности и значения профессиональной этики в работе специалиста в области документоведения и архивного дела. На практических занятиях разбираются и обсуждаются моменты, связанные с практической деятельностью. Большое внимание уделяется кодексам профессиональной этики.
Учебный курс заканчивается зачетом, в ходе которого студент, отвечая на поставленные вопросы должен показать знания, умения и навыки разбираться в сложных с точки зрения профессиональной этики ситуациях.