МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с основами этики и профессиональной этикой; формирование представлений о профессионально-нравственных принципах и специфике этики в профессиональной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы профессиональной этики;
особенности деловой этики;
иерархические уровни этики;
принципы профессиональной этики
3.2.Уметь:
3.2.1.находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;
формировать профессиональные решения на основе использования этических критериев.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы в коллективе, толерантно воспринимая культурные и социальные различия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональная этика
1.1. Понятие этики.Деловая и профессиональная этика.Виды и структура профессиональной этики. Лекции 4 2 ОК-6 Л1.1
1.2. Требования, предъявляемые к профессии архивиста и документоведа. Практические 4 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Основные принципы международного этического кодекса архивистов Практические 4 2 ОК-6 Л1.1
1.4. изучение литературы по основным темам курса, подготовка к зачету Сам. работа 4 98 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.5. Зачет 4 4 ОК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Этические проблемы в профессиональной деятельности.
Понятие "профессиональная этика", объект и предмет курса, цель и задачи курса.
Виды и структура профессиональной этики.
Этические проблемы в профессиональной деятельности архивиста.
Этические проблемы в профессиональной деятельности документоведа.
Деловая и профессиональная этика.
Требования, предъявляемые к профессии архивиста.
Требования, предъявляемые к профессии документоведа.
Особенности отражения этических норм в статьях законодательства.
Служебный этикет.
Понятие имиджа.
Психологическая культура служащего.
Культура общения в профессиональной сфере.


5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Анализ этического кодекса профессии.
Этикет в сфере государственной службы.
Понятие культуры и этики.
Этика как наука и система нравственных норм поведения.
Мотивация нравственного поведения личности.
Мотивация нравственного поведения личности: внутренняя и внешняя мотивация.
Структура моральных принципов управленческой деятельности.
Этические требования как идеалы социально-значимого поведения и элементы индивидуального сознания.
Этический кодекс архивистов.
Нравственная направленность профессиональной деятельности.
Этические проблемы в профессиональной деятельности.
Особенности отражения этических норм в статьях законодательства.
Этикет в сфере государственной службы.
Основные составляющие имиджа: внешний облик, манеры поведения, речь, правила обхождения с окружающими, организация рабочего места.
Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального об-щения. Психологическая культура служащего.
Культура общения в профессиональной сфере.

5.3. Фонд оценочных средств
Оценочные средства представлены в ФОС (см. приложение)и в ЭУМКД "Профессиональная этика" на Едином образовательном портале АлтГУ (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2833)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кикоть В.Я. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",2 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117054
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3523
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э3 Научная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Э4 СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ) http://www.consultant.ru/
Э5 Курс в Moodle "Профессиональная этика" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2833
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью настоящего курса является ознакомление студентов с основами этики и профессиональной этикой; формирование представлений о профессионально-нравственных принципах и специфике этики в профессиональной сфере.
В рамках курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития профессиональной этики специалистов в области документационного обеспечения управления, кадрового делопроизводства и архивного дела. Дисциплина «Профессиональная этика» предполагает изучение студентами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с пониманием и оценкой морально-этических принципов будущей профессии, формированием стиля поведения и отношений с коллегами, руководителями и т.д.
На основе изучения курса осуществляется формирование общекультурных компетенций (ОК-6), связанных со способностью работать в коллективе, умением толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия между людьми, а также творчески самоорганизовываться и саморазвиваться.
Усвоение основных положений курса «Профессиональная этика» во многом зависит от понимания того момента, что профессиональная этика системно принадлежит к области общей этики и соотносится с ней через этику прикладную: этика – прикладная этика – профессиональная этика – профессиональная этика специалиста в области документоведения и архивного дела.
Можно в общих чертах констатировать, что профессиональная этика специалиста в области документоведения и архивоведения базируется на основных этических принципах, выработанных человечеством. Иными словами, профессиональные этические нормы – это общие этические нормы с небольшой поправкой на специфику деятельности их носителей. Подведение обучающихся к этому выводу является одной из важнейших теоретических задач курса.
В ходе изучения курса рассматриваются базовые понятия общей этики: категории морали, нравственности, добра и зла, соотношение морали и права и т.д. Особое значение имеет усвоение категорий «профессиональная ответственность» и «профессиональный долг».
Показано, что профессиональная этика специалиста в области документоведения и архивоведения базируется на общих принципах деловой этики. Определяется важность делового этикета как части нравственной культуры и проявлением этических принципов и убеждений в рамках общения с другими людьми. Важными моментами для понимания и освоения студентами являются основные правила деловой беседы, делового телефонного разговора и делового письма.
Основными формами проведения занятий являются лекционные и практические. Первые из них носят интерактивный характер и ставят своей целью не только изложить основы общей, деловой, профессиональной этики, но и пробудить у обучающихся интерес к этому изучению и понимание важности и значения профессиональной этики в работе специалиста в области документоведения и архивного дела. На практических занятиях разбираются и обсуждаются моменты, связанные с практической деятельностью. Большое внимание уделяется кодексам профессиональной этики.
Учебный курс заканчивается зачетом, в ходе которого студент, отвечая на поставленные вопросы должен показать знания, умения и способности разбираться в сложных с точки зрения профессиональной этики ситуациях.