МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-технические документы и архивы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Научно-технические документы и архивы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение комплексных знаний по современной методике и технологиям отбора, комплектования, систематизации, описания, учета и использования экономической и научно-технической документации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения
ПК-4 способность самостоятельно работать с различными источниками информации
ПК-13 способность вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.—научно-практическое значение историко-документоведческого измерения процессов развития доиндустриальных и индустриальных обществ;
— задачи архивов НТД в трансляции и использовании технологических завоеваний человечества;
— особенности НТД как объекта архивного дела;
— место архивоведения НТД в системе исторических и архивоведческих дисциплин;
— особенности построения различных моделей организации хранения хозяйственно-производственной документации.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской и практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.— базовыми понятиями и определениями архивоведения НТД;
— представлениями и подходами к проблеме сохранения источников по истории науки и техники, об уровне организации архивного хранения НТД;
— основами описания, систематизации, классификации и каталогизации архивных комплексов НТД;
— принципами создания традиционных классических бумажных архивов НТД и баз научно-технических данных;
— методами организации и ведения различных типов экономических архивов в России и за рубежом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Научно-технические архивы.
1.1. Происхождение и развитие основных видов НТА. Лекции 8 6 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие НТД. Организация и фондирование НТД в пределах Архивного фонда РФ. Лекции 8 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1
1.3. Служба НТД. Практические 8 10 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л2.1
1.4. Состав и виды НТД. Лекции 8 4 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л3.1, Л2.1
1.5. Обеспечение сохранности НТД. Практические 8 4 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л2.1
1.6. Учет НТД. Практические 8 10 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л2.1
1.7. Описание НТД и научно-справочный аппарат к НТД. Практические 8 2 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л2.1
1.8. Комплектование государственного архива НТД и экспертиза ценности НТД. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л3.1, Л2.1
1.9. Организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью службы НТД и делопроизводственных служб организаций. Практические 8 10 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л3.1, Л2.1
1.10. Использование НТД. Практические 8 4 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л2.1
1.11. Изучение литературы по теме раздела. Сам. работа 8 61 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л2.1
1.12. Экзамен 8 27 ПК-3, ПК-4, ПК-13 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Эволюция НТД в России с конца XV в. до начала ХVIII в.
Виды НТД и особенности хранения научных и технических документов в России с ХVIII в. до начала ХХ в.
Советская модель организации архивов НТД: государственное и ведомственное хранение НТД.
Российская модель организации архивов НТД в ХХ-ХХI в.
Организация хранения НТД на современном этапе: государственный и ведомственный уровень.
РГАНТД как головной методический и научный центр, организующий хранение НТД на федеральном уровне: структура, состав, направления деятельности, источники ком-плектования.
Применение информационных технологий при работе РГАНТД в сфере использования документальных материалов и популяризации архива.
Применение информационных технологий при создании и совершенствовании научно-справочного аппарата к документам РГАНТД: виды автоматизированного научно-справочного аппарата, методика и проблемы в подготовке и внедрении автоматизированного научно-справочного аппарата.
Определение, состав и виды НТД на современном этапе в России.
Экспертиза ценности НТД: этапы, критерии, принципы ЭЦ.
Экспертиза ценности НТД по видам (научно-исследовательской, конструкторской, технологической, проектной документации и документации на машинных носителях).
Особенности создания и хранения научных и технических документов в Древнем ми-ре.
Организация хранения научных и технических документов в Средние века.
Личные архивы ученых: особенности и судьбы. Общая характеристика.
Оформление ведомственного хранения научно-технической документации в Новое время.
Нормативно-методическая база работы с НТД в России на современном этапе.
Проблемы использования НТД в России на современном этапе.
Формы научного и практического использования НТД.
Комплектование архивов организаций научно-техническими документами на совре-менном этапе: источники комплектования, особенности и порядок комплектования.
Комплектование государственных архивов научно-техническими документами на со-временном этапе.
Учет научно-технической документации в государственных архивах: порядок учета, учетные документы.
Виды НТД на современном этапе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Роль научно-технических архивов в сохранении и развитии научного мышления, опытного знания и технологических навыков.
2. Этапы формирования научных и технических архивов за рубежом.
3. Особенности работы с научной и технической документацией в период практиче-ского архивоведения.
4. Особенности работы с научной и технической документацией в период методиче-ского архивоведения.
5. Особенности работы с научной и технической документацией в период научного архивоведения.
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2921
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2921

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чекрыжова О.И. Технотронные документы и архивы: учебное пособие , 2016 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост.: В. Н. Владимиров, Н. В. Неженцева Документоведение: учеб.-метод. комплекс / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Архивы России» www.rusarchives.ru
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э4 Курс в Moodle "НТДА" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории формирования и развития научно-технических документов и архивов. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с ис-пользованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2921
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Устный экзамен проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разделов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.