МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Всеобщая история архивов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 158
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 158 158 158 158
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Всеобщая история архивов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение знаний по проблемам накопления и становления систем хранения документов в условиях тех или иных государственных форм, эволюции хозяйственной и сословной жизни, истории общественной мысли и культуры в зарубежных странах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения
ПК-7 способность оценивать историю и современное состояние зарубежного опыта управления документами и организации их хранения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.— основные этапы в развитии архивного дела за рубежом;
— историю и формы международного сотрудничества архивистов.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской и практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.— владения базовыми понятиями и определениями архивоведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть.
1.1. Основные источники по истории архивов. Возникновение и значение термина «архив». Дискуссия о первичности существования: «архив», «библиотека», «архив-библиотека». Периодизация всеобщей истории архивного дела. Лекции 1 2 ПК-7 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основная часть.
2.1. Архивы Древнего мира и Античности. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.2. Архивы Древнего мира и Античности. Лекции 1 6 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.3. Становление архивного дела в Средние века. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.4. Становление архивного дела в Средние века. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.5. Архивы и архивное дело в странах Европы в период Нового времени. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.6. Архивы и архивное дело в странах Европы в период Нового времени. Практические 1 6 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.7. Архивы и архивное дело в странах Америки, Азии и Африки в Новое время. Лекции 1 4 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.8. Архивы и архивное дело в странах Америки, Азии и Африки в Новое время. Практические 1 2 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.9. Архивы и архивное дело в Европе в XX – начале XXI вв. Лекции 1 6 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.10. Архивы и архивное дело в Европе в XX – начале XXI вв. Практические 1 2 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.11. Архивы и архивное дело в странах Востока и Африки в XX – начале XXI вв. Практические 1 6 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.12. Организация архивного дела в странах Америки и Австралии XX – начале XXI вв. Практические 1 6 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.13. Международное архивное сотрудничество. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.14. Международное архивное сотрудничество. Практические 1 8 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.15. Изучение литературы и нормативно-правовой базы. подготовка к практическим занятиям. подготовка к итоговой аттестации. Сам. работа 1 158 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Периодизация истории зарубежного архивоведения.
2. Предпосылки появления архивов в древнем мире.
3. Общая характеристика архивов государств Древнего Востока, типы архивов.
4. Архивы Древнего Египта.
5. Архивы Древней Греции.
6. Архивы в Древнем Риме.
7. Королевские и религиозные архивы в Средние века.
8. Муниципальные архивы в Средние века.
9. Архивы производственных объединений, банков и торговых предприятий.
10. Научно-технические архивы в Средние века.
11. Новые черты в архивном деле в Новое время.
12. Европейские архивы в Новое время: Бельгия и Голландия.
13. Архивное дело в Англии в Новое время.
14. Архивное дело Италии в Новое время.
15. Особенности архивного дела Испании и Австро-Венгрии в Новое время.
16. Реформирование архивного дела во Франции в конце XVIII – XIX вв.
17. Особенности архивного дела в Германских государствах Нового времени: Пруссия, Бавария, Саксония.
18. Архивное дело в США до первой мировой войны.
19. Зарождение и развитие международного сотрудничества архивистов в конце XIX – начале ХХ вв.
20. Международная деятельность архивистов в межвоенный период.
21. Международное сотрудничество после второй мировой войны: крупные междуна-родные конференции и конгрессы, основные вопросы и проблематика заседаний.
22. Общая характеристика периода научного архивоведения.
23. Краткая характеристика архивов Европы в первой половине ХХ века.
24. Архивное дело в США (с 1930-х гг.).
25. Архивы стран Европы в период научного архивоведения: общая характеристика.

Практические задания:
1. Дайте сравнительную характеристику развития архивов и архивного дела в Европе
2. Сделать доклад и презентацию на тему "Основные черты развития архивов и ар-хивного дела в Средние века".
3. Сделать презентацию по развитию архивов и архивного дела в азиатских и афри-канских странах в период Нового времени (любая страна на выбор).
4. Дайте сравнительную характеристику развития архивов и архивного дела в Европе.
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Периодизация всеобщей истории архивов по Старостину;
2. Чем обусловлено появление прообразов архивов и архивных документов в древнем мире?
3. Дать характеристику дворцовых (царских) и гражданских архивов в государствах Древнего мира.
4. Основные черты, характерные для древних библиотек, их отличия от архивов.
5. Что являлось носителем информации в государствах Древнего мира?

Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении. Полный перечень оценочных средств размещен на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Архивы России» - www.rusarchives.ru
Э2 ссылки на сайты зарубежных архивов - www.rusarchives.ru
Э3 Библиотеки и архивы Канады - www.collectionscanada.gc.ca
Э4 Администрация национальных архивов и документации (National Archives and Records Administration) - www.archives.gov
Э5 Национальный архив Великобритании (The National Archives of Great Britain) - www.nationalarchives.gov.uk
Э6 Федеральный архив (Bundesarchiv - Federal Archives) bundesarchiv.de
Э7 Курс в Moodle"Всеобщая история архивов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории зарубежных архивов во взаимосвязи с всеобщей историей. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с ис-пользованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к зачету необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. На прохождение теста дается одна попытка.
Устный зачет с оценкой проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разделов курса. Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.