МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Всеобщая история архивов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 163
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 163 163 163 163
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Всеобщая история архивов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение знаний по проблемам накопления и становления систем хранения документов в условиях тех или иных государственных форм, эволюции хозяйственной и сословной жизни, истории общественной мысли и культуры в зарубежных странах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения
ПК-7 способность оценивать историю и современное состояние зарубежного опыта управления документами и организации их хранения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.— основные этапы в развитии архивного дела за рубежом;
— историю и формы международного сотрудничества архивистов.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской и практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.— владения базовыми понятиями и определениями архивоведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть.
1.1. Основные источники по истории архивов. Возникновение и значение термина «архив». Дискуссия о первичности существования: «архив», «библиотека», «архив-библиотека». Периодизация всеобщей истории архивного дела. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основная часть.
2.1. Архивы Древнего мира и Античности. Сам. работа 1 10 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Становление архивного дела в Средние века. Сам. работа 1 30 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.3. Архивы и архивное дело в странах Европы в период Нового времени. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.4. Архивы и архивное дело в странах Америки, Азии и Африки в Новое время. Сам. работа 1 20 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.5. Архивы и архивное дело в Европе в XX – начале XXI вв. Практические 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.6. Архивы и архивное дело в странах Востока и Африки в XX – начале XXI вв. Сам. работа 1 10 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.7. Организация архивного дела в странах Америки и Австралии XX – начале XXI вв. Сам. работа 1 20 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.8. Международное архивное сотрудничество. Практические 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.9. Изучение литературы и нормативно-правовой базы. подготовка к практическим занятиям. подготовка к итоговой аттестации. Сам. работа 1 73 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.10. Экзамен 1 9 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1. Периодизация истории зарубежного архивоведения.
2. Предпосылки появления архивов в древнем мире.
3. Общая характеристика архивов государств Древнего Востока, типы архивов.
4. Архивы Древнего Египта.
5. Архивы Древней Греции.
6. Архивы в Древнем Риме.
7. Королевские и религиозные архивы в Средние века.
8. Муниципальные архивы в Средние века.
9. Архивы производственных объединений, банков и торговых предприятий.
10. Научно-технические архивы в Средние века.
11. Новые черты в архивном деле в Новое время.
12. Европейские архивы в Новое время: Бельгия и Голландия.
13. Архивное дело в Англии в Новое время.
14. Архивное дело Италии в Новое время.
15. Особенности архивного дела Испании и Австро-Венгрии в Новое время.
16. Реформирование архивного дела во Франции в конце XVIII – XIX вв.
17. Особенности архивного дела в Германских государствах Нового времени: Пруссия, Бавария, Саксония.
18. Архивное дело в США до первой мировой войны.
19. Зарождение и развитие международного сотрудничества архивистов в конце XIX – начале ХХ вв.
20. Международная деятельность архивистов в межвоенный период.
21. Международное сотрудничество после второй мировой войны: крупные междуна-родные конференции и конгрессы, основные вопросы и проблематика заседаний.
22. Общая характеристика периода научного архивоведения.
23. Краткая характеристика архивов Европы в первой половине ХХ века.
24. Архивное дело в США (с 1930-х гг.).
25. Архивы стран Европы в период научного архивоведения: общая характеристика.

Практические задания:
1. Дайте сравнительную характеристику развития архивов и архивного дела в Европе
2. Сделать доклад и презентацию на тему "Основные черты развития архивов и ар-хивного дела в Средние века".
3. Сделать презентацию по развитию архивов и архивного дела в азиатских и афри-канских странах в период Нового времени (любая страна на выбор).
4. Дайте сравнительную характеристику развития архивов и архивного дела в Европе.
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Периодизация всеобщей истории архивов по Старостину;
2. Чем обусловлено появление прообразов архивов и архивных документов в древнем мире?
3. Дать характеристику дворцовых (царских) и гражданских архивов в государствах Древнего мира.
4. Основные черты, характерные для древних библиотек, их отличия от архивов.
5. Что являлось носителем информации в государствах Древнего мира?
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении. Полный перечень оценочных средств размещен на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульгина М. В. Архивоведение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Архивы России» - www.rusarchives.ru
Э2 ссылки на сайты зарубежных архивов - www.rusarchives.ru
Э3 Библиотеки и архивы Канады - www.collectionscanada.gc.ca
Э4 Администрация национальных архивов и документации (National Archives and Records Administration) - www.archives.gov
Э5 Национальный архив Великобритании (The National Archives of Great Britain) - www.nationalarchives.gov.uk
Э6 Федеральный архив (Bundesarchiv - Federal Archives) - bundesarchiv.de
Э7 Курс в Moodle "Всеобщаяя история архивов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории зарубежных архивов во взаимосвязи с всеобщей историей. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лек-ционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с ис-пользованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1430
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. На прохождение теста дается одна попытка.
Устный экзамен проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разде-лов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.