МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История местного самоуправления
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 132
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 132 132 132 132
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Пожарская К.А.

Рабочая программа дисциплины
История местного самоуправления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Владимиров В.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Владимиров В.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать системные знания об отечественном опыте и современном состоянии местного самоуправления; овладеть навыками использования накопленного теоретического опыта для понимания преемственности и новизны системы органов местного самоуправления, организации и функционирования аппарата самоуправления, его места в государственной системе России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способность к самоорганизации и самообразованию
ОПК-1: способность использовать теоретические знания и методы исследования на практике
ОПК-2: владение базовыми знаниями в области информационных технологий (программные продукты, используемые в управлении документами, системы электронного документооборота, технологии сканирования документов)
ПК-1: способность применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.отечественный опыт и особенности развития муниципальных органов власти России на современном этапе;
компетенцию органов муниципальной власти, способы и методы осуществления функций;
основные аспекты взаимодействия органов государственной и муниципальной власти.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с официальными документами органов муниципальной власти;
работать с правовыми базами данных;
работать с официальными сайтами и Интернет-порталами органов муниципальной власти;
использовать официальную информацию и акты органов муниципальной власти в своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом данной дисциплины;
технологией поиска актов органов мкниципальной власти и иной необходимой официальной информации;
способностью обобщения, анализа и воспроизведения официальной информации;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Понятие и теоретические основы местного самоуправления.
1.1. Предмет, место и значение курса «История местного самоуправления» Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-1 Л1.1
1.2. Общее определение местного самоуправления. Политико-социальное и функциональное назначение местного самоуправления. Сам. работа 4 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.3. Взаимоотношения государственной власти и органов местного самоуправления. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1 Л1.1
1.4. Муниципальные правовые акты в системе правовых актов. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1 Л1.1
1.5. Местное самоуправление и государство: тенденции развития, перспективы совершенствования. Практические 4 2 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
Раздел 2. Развитие исторических форм местного самоуправления в России.
2.1. Российское самоуправление в X – XVI веках. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1 Л1.1
2.2. Территориальная основа местного самоуправления в России в XVIII – начале XIX вв. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.3. Крестьянское сословное самоуправление во второй половине XIX – начале ХХ вв. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1 Л1.1
2.4. Земское и городское самоуправление во второй половине XIX – начале ХХ вв. Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2
2.5. Местные советы в системе органов государственной власти Советского государства (1917—1990 гг.). Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1 Л1.1
2.6. Форма территориального устройства советского государства. Сам. работа 4 20 ОК-7, ОПК-2 Л1.1
2.7. Местные органы государственной власти и управления в 1917-1936 гг. Сам. работа 4 2 ОПК-2
2.8. Местные органы государственной власти и управления в 1936-1950 гг. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
2.9. Местные органы государственной власти и управления в 1960-1980-е гг. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1
Раздел 3. Муниципальные органы управления на современном этапе.
3.1. Правовые основы местного самоуправления местного самоуправления в Российской Федерации. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1 Л1.1
3.2. Органы местного самоуправления и основные задачи их деятельности. Лекции 4 2 ОПК-2 Л1.1
3.3. Устав муниципального образования: понятие, назначение, общее описание, процедура вступления в силу (на примере Устава города Барнаула). Сам. работа 4 22 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
3.4. Устав города Барнаула. Основные направления деятельности главы города и Администрации Барнаула. Практические 4 2 ОК-7, ОПК-1
3.5. Деятельность представительного органа местного самоуправления (на примере Барнаульской городской Думы). Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
3.6. Характеристика направлений деятельности контрольно-счетного органа местного самоуправления (на примере Счетной палаты города Барнаула). Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-1 Л1.1
3.7. Органы местного самоуправления Барнаула и основные задачи их деятельности. Сам. работа 4 20 ОК-7, ОПК-1 Л1.1
3.8. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1 Л1.1
3.9. Экономическая основа местного самоуправления. Сам. работа 4 16 ОК-7, ОПК-1 Л1.1
3.10. Муниципальные органы управления и муниципальная служба в Алтайском крае. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2 Л1.1
3.11. Муниципальная служба: понятие, основные принципы построения и функционирования. Сам. работа 4 20 ОПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету:
1. Понятие и принципы организации местного самоуправления.
2. Место муниципальной власти в системе государственного управления в РФ.
3. Муниципальное управление: основные цели, задачи и принципы их реализации в субъектах РФ.
4. Взаимоотношения государственной власти и органов местного самоуправления.
5. Муниципальные правовые акты в системе правовых актов.
6. Государственный строй и система управления в Древнерусском государстве.
7. Система центрального и местного управления в период формирования сословно-представительной монархии.
8. Центральные государственные учреждения: их структура до и после реформирования Петром I.
9. Реформа местного самоуправления (1775 г.) и ее основные итоги.
10. Правовые основы крестьянского сословного самоуправления по Общему положению о крестьянах 1861 г. и крестьянское сословное самоуправление в начале XX века.
11. Земство: содержание понятия в зависимости от этапов становления, характерные черты земской реформы конца XIX века.
12. Организация городского самоуправления по Городовому Положению 1870 г. и 1892 г.
13. Генезис советов: принципы устройства советской власти, задачи, которые решали советы с момента своего возникновения.
14. Место и роль самоуправления в «перестроечной» России 90-х годов XX века. Конституция Российской Федерации как источник законодательства о местном самоуправлении.
15. Устав муниципального образования: понятие, назначение, общее описание, процедура вступления в силу (на примере Устава г.Барнаула)
16. Основные направления деятельности Главы муниципального образования и Администрации (на примере города Барнаула).
17. Деятельность представительного органа местного самоуправления (на примере Барнаульской городской Думы).
18. Характеристика направлений деятельности контрольно-счетного органа местного самоуправления (на примере Счетной палаты города Барнаула).
19. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления.
20. Экономическая основа местного самоуправления.
21. Понятие, основные принципы построения и функционирования муниципальной службы.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС пердставлен в приложении.
Полный перечень ФОС пердставлена на Едином образовательном портале АлтГУ адрес: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1438)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кирсанов С.А. История местного самоуправления в России: Электронное учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие: учебное пособие Санкт-Петербург : ИЭО СПбУТУиЭ, 2010 https://e.lanbook.com/book/63875
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Администрации Алтайского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/
Э2 Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://barnaul.org/
Э3 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru/ –
Э4 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/ –
Э5 - Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com -
Э6 - Университеская библиотека online
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «История местного самоуправления» состоит из трех разделов. При изучении вводной части (раздела 1) дисциплины студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, способов и методов осуществления функций органами местного самоуправления, механизма принятия решений органами и должностными лицами. В целом, в разделе поднимаются основные теоретические вопросы, связанные с функционированием муниципальной власти.
В рамках работы с содержательной частью второго раздела следует сосредоточиться на вопросах, посвященных общим закономерностям и тенденциям развития органов местной власти на каждом из этапов развития российского государства. Имеют также значение особенности, характерные для каждого из этапов развития – дореволюционного и советского.
При изучении третьего раздела следует обратить внимание на особенности становления и развития института местного самоуправления в постсоветское время, формирование его правовых основ. С принятием в 2003 г. федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» начинается новый этап в развитии – был осуществлен переход к двухуровневой системе органов местного самоуправления (первый уровень – это сельские и городские поселения, второй – муниципальные районы и городские округа). При изучении третьего раздела дисциплины, следует иметь в виду, что органы местного самоуправления рассматриваются не только с формально-теоретической точки зрения, но и в контексте развития органов власти и муниципальной службы в Алтайском крае. Имеют значение положения законов Алтайского края в обозначенной сфере. Следует учитывать особенности реализация программы «Развитие муниципальной службы в Алтайском крае» на 2009 – 2013 годы.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet-ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Работа с электронными информационно-образовательными ресурсами важна для профессиональной деятельности.
При подготовке важно обратить внимание на нормативно-правовые документы (международные и отечественные). Следует иметь опыт работы со справочно-правовыми системами как портативными (инсталлированный ресурс АлтГУ), так и в сети Internet: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) и ГАРАНТ. Информационно-правовой портал (http://www.garant.ru/).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Следует понимать, что основы правовых знаний могут быть использованы в различных сферах дальнейшей деятельности.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.