МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление документами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 127
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 127 127 127 127
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление документами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является комплексное освоение студентами основных теоретических и практических подходов к организации управления документами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 знание истории и современного состояния зарубежного опыта управления документами и архивами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законодательные, нормативно-методические акты в области управления документами,
основные отечественные и зарубежные концепции организации управления документами,
направления развития информационных технологий в области управления документами.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать создание, использование и хранение документов в организациях и архивах;
разработать нормативные акты по управлению документами в системе менеджмента качества организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения профессиональной терминологии в области делопроизводства и архивного дела,
практической работы как с оперативными, так и с архивными документами, в том числе в информационных системах организации или архива.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и правовые основы управления документами
1.1. Терминологические проблемы сферы работы с документами Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Терминологические проблемы сферы работы с документами Практические 2 6 Л2.1, Л1.1
1.3. Нормативная база делопроизводства и архивного дела Лекции 2 2 Л1.1
1.4. Нормативная база делопроизводства и архивного дела Практические 2 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Управление оперативными документами
2.1. Системы документации. Система официальных документов Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Системы документации. Система официальных документов Практические 2 4 Л1.1
2.3. Жизненный цикл документа и документооборот Лекции 2 2 Л1.1
2.4. Жизненный цикл документа и документооборот Практические 2 6 Л1.1
Раздел 3. Управление архивными документами
3.1. Управление архивным делом. Система архивных учреждений Лекции 2 2 Л1.1
3.2. Управление архивным делом. Система архивных учреждений Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.3. Этапы бытования архивного документа Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
3.4. Этапы бытования архивного документа Практические 2 6 Л1.1
Раздел 4. Информационные технологии в управлении документами
4.1. Электронный документ: теория и практика применения Лекции 2 2 Л1.1
4.2. Электронный документ в системе управления информационным обществом Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Электронный документ: теория и практика применения Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
4.4. Электронный документ в системе управления информационным обществом Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Управление документами как элемент системы менеджмента качества организации
5.1. Этапы разработки процедуры управления документацией Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Этапы разработки процедуры управления документацией Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
5.3. Изучение литературы и источников по курсу. Подготовка к аттестации. Сам. работа 2 127 Л2.1, Л1.1
5.4. Экзамен 2 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1. Проблемы определения термина документ (данные, информация): история и современности
2. Терминологические проблемы «управления документами»: зарубежный и отечественный опыт
3. Профессиональные сообщества и блоги документоведов и архивистов в сети интернет
4. Системы документации. Система организационно-распорядительных документов.
5. Жизненный цикл документа и документооборот
6. Архивный документ и архивный фонд
7. Управление архивным делом. Система архивных учреждений
8. Электронный документ или электронная копия документа: понятие и правовые основы
9. Использование электронных документов в организации. Что хранят архивы?
10. Управление документами как элемент системы менеджмента качества организации

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Обзор нормативной базы в области управления документами: зарубежные и отечественные тенденции
2. Профессиональные интернет-ресурсы документоведов и архивистов
3. Движение документов в организации. Оперограммы
4. Негосударственные архивы в России
5. Архивный документ как информационный ресурс и исторический источник
6. Электронные документы в управлении и архивах
7. Современная технология управления документами и информационные системы
8. Сайты государственных и муниципальных органов как информационные ресурсы
9. Электронные документы и историко-культурное наследие России: актуальные вопросы
10. Документирование процесса управления в системе менеджмента качества
Полный перечень письменных заданий представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1428
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Полный перечень заданий представлен в ФОС по дисциплине (см. приложение) и ЭУМКД: https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=1428

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Брюханова Е.А. Управление документами: АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - Консалтинговая группа «Термика» www.termika.ru
Э2 - Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э3 - Портал «Архивы России» www.rusarchives.ru
Э4 - Компания Электронные офисные системы www.eos.ru
Э5 -Управления Алтайского края по культуре и архивному делу culture22.ru
Э6 - Краевого государственного казенного учреждения «Государственный архив Алтайского края» www.archiv.ab.ru
Э7 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э8 – Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Э9 – Гильдия Управляющих Документацией www.gdm.ru
Э10 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ http://e.lanbook.com -
Э11 - Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э12 - Информационная система архивистов России www2.termika.ru
Э13 Курс в Moodle "Управление документами" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью дисциплины является комплексное освоение студентами основных теоретических и практических подходов к организации управления документами.
Изучение дисциплины направлено на получение теоретических знаний и практических навыков подготовки, оформления и организации работы с документами в делопроизводственных службах, архивах, а также в системах электронного документооборота.
Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также возможность дистанционного выполнения некоторых видов заданий и итогового контроля в рамках ЭУМКД.
Курс включает 5 разделов. В первом разделе необходимо обратить внимание на наличие нескольких терминов, обозначающих сферу работы с документами, а также разную трактовку этих терминов в нормативных документах. При изучении данной темы рекомендуется изучить дискуссии по применению базовых терминов, представленных в статьях Е.С. Белоус, А.Н. Соковой, а также изучить ГОСТы в области терминологической базы управления документами, делопроизводства и архивного дела. При изучении нормативно-правовой базы следует рассматривать не только федеральные законы, регулирующие сферу делопроизводства, например, «Об архивном деле в Российской Федерации», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О порядке рассмотрения обращений граждан», но и ГОСТы в области менеджмента качества и управления документами, определяющие актуальные подходы к организации работы с документами на предприятиях. В рамках практических заданий магистранты получают навыки анализа нормативно-правовых актов, в том числе в области управления документами.
При изучении второго раздела обучающимся следует рассмотреть существующие в современном делопроизводстве системы документации, их структуру и состав документов. Кроме того, на основе изучения научной литературы (В.П. Козлов, М.В. Ларин) и ГОСТов по управлению документами необходимо изучить этапы жизненного цикла документа. В ходе практических занятий студенты учатся планировать этапы жизненного цикла разных видов документов на основе оперограмм.
Третий раздел посвящен управлению архивными документами. Работа с архивными документами в контексте системы управления документами является наименее «стандартизированной», т.е. по этому направлению работы с документами не представлены российские стандарты серии 15489 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» и серии 30301 «Информация и документация». Тем не менее, в стандартах представлен порядок проведения экспертизы ценности документов и определения сроков их хранения в контексте управления документов, на что следует обратить внимание обучающимся. На практических занятиях магистранты сравнивают принципы и подходы проведения ЭЦД по требованиям современного архивного дела и в концепции управления документами.
В четвертом разделе учащимся следует обратить внимание на то, что современная сфера работы с документами ориентирована на создание и функционирование электронных систем, в том числе систем управления документами. В рамках лекционных и практических занятий магистрантам необходимо изучить принципы построения электронной системы делопроизводства и ее различные варианты, основы придания юридической силы электронным документам, возможности долговременного хранения электронных документов и возможные проблемы их сохранности.
В пятом разделе учащимся необходимо рассмотреть управление документами как элемент системы менеджмента качества, а именно изучить характеристики систем управления документами, основные этапы разработки и внедрения систем управления документами (планирование, внедрение, мониторинг и аудит), риски для документных процессов и систем. В рамках выполнения практического задания магистранты получают навыки планирования и документирования системы управления документами как элемента системы менеджмента качества организации.
При самостоятельной работе необходимо внимательно изучать нормативно-методическую базу в области управления документами, а также делопроизводства и архивного дела, обращать внимание на даты и сроки действия нормативно-методических документов. Помимо нормативно-методической базы, при подготовке к занятиям и итоговому контрою рекомендуется также использовать научные публикации специалистов в области управления документами, делопроизводства и архивного дела, представленные в учебных, научных и периодических изданиях соответствующей сферы. Дополнительные материалы можно также найти в ЭУМКД.
Рекомендуемые к изучению нормативно-методические документы, статьи, содержащие актуальные исследования или дискуссионные моменты управления документами, делопроизводства или архивного дела, а также задания к практическим занятиям представлены в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1428.
К экзамену допускаются студенты, выполнившие практические задания на 71% или выше. Экзамен может проводиться в форме теста или устно по билетам. Порядок оценивания практических заданий, а также проведения экзамена представлен в Фонде оценочных средств.