МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в науке и образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильИсторико-культурное наследие: изучение, сохранение и использование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_04_04 МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 77 77 77 77
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в науке и образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017г. №1186)

составлена на основании учебного плана:
51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и проиродного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ОПК-1 Способен организовывать исследовательские и проектные работы в области культуроведения и социокультурного проектирования
ПК-3 Готовность внедрения современной системы сохранения музейных экспонатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные тенденции применения компьютерных технологии в современной науке и образовании;
– основные направления использования информационные технологии в исторических исследованиях и образовании;
– особенности и основные подходы использования информационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.– квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения информационных технологий в исторических исследованиях и образовании;
– выделять, извлекать и использовать из информационных источников необходимую информацию для решения поставленных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– основами информационной культуры;
– навыками использования современных информационных систем в своей профессиональной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании
1.1. Информационное общество и цифровое общество. Основные понятия и термины Лекции 1 4 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.2. Базы данных и информационные системы Лекции 1 4 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.3. История и свойства сети Интернет. Интернет-технологии Лекции 1 4 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.4. Информационные технологии в гуманитарном образовании Лекции 1 4 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.5. Информационное и цифровое общество Практические 1 2 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.6. Базы данных и информационные системы Практические 1 2 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.7. Интернет-технологии Практические 1 2 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.8. Информационные технологии в гуманитарном образовании Практические 1 2 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.9. Музейная информатика Практические 1 2 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.10. Историческая информатика Практические 1 2 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.11. Цифровая гуманитаристика Практические 1 2 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.12. Цифровая история Практические 1 2 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.13. Статистические методы Практические 1 2 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.14. Математическое моделирование Практические 1 2 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.15. Геоинформационные технологии Практические 1 2 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.16. Личность в цифровом обществе Практические 1 2 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4
1.17. Изучение литературы и источников по курсу. Подготовка и защита презентаций Сам. работа 1 77 УК-3, ОПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
1. Что такое информационное общество?
2. Что такое цифровое общество?
3. Основные тенденции применения информационных технологий в научных исследованиях.
4. Основные направления применения компьютерных технологий в исторических исследованиях.
5. Математизация и информатизация науки: общее и особенное.
6. Историческая информатика как научная дисциплина.
7. Информационные технологии в историческом образовании.
8. Представление результатов научных исследований.
9. Возможности и ограничения сети Интернет.
10. Информатика в архивах.
11. Информатика в музеях.
12. Информатика и культурно-историческая память человечества.
13. Информация и исторический источник.
14. Основные этапы становления и развития исторической информатики.
15. Историческая информатика и квантитативная история: общее и особенное.
16. Историческая информатика и цифровая история: общее и особенное.
17. Применение геоинформационных систем в исторической науке.
18. Методика поиска ресурсов в Интернет.
19. Создание исторических ресурсов в сети Интернет.
20. Гуманитарная информатика.
21. Социальная информатика.
22. Особенности создания и работы с электронным текстом.


Практические задания: 1. Аргументированно пояснить, чем отличаются понятия «Информационное общество» и «цифровое общество»?
2. На основе анализа определений установить, есть ли разница в содержании понятий «информационные технологии» и «цифровые технологии».
3. Анализируя основные понятия и определения, связанные с современным развитием информационного общества, установить, с какими обстоятельствами связан «цифровой поворот» в развитии общества?
4. Дать аргументированной описание такого явления, как «нейтивы» информационного общества?
5. Сформулировать основные правила создания научно-образовательных ресурсов?
6. Аргументированно показать, нужна ли полная информатизация исторических научных исследований?
7. Дать оценку положениям, высказанным другими студентами в эссе «Я в цифровом обществе».
8. Дать оценку положениям, высказанным другими студентами в рецензиях на проекты «1917. Свободная история», «Карта истории» (https://kartaistorii.ru), «Прожито» (https://prozhito.org). Рецензия пишется в свободной форме.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Все студенты выполняют 2 письменные работы.
Первая выполняется в виде эссе по теме: «Я в цифровом обществе». При этом раскрываются следующие вопросы:
1. Каким я понимаю и вижу информационное общество?
2. Каким я понимаю и вижу цифровое общество?
3. Какие устройства определяют лицо цифрового общества?
4. Чувствую ли я себя нейтивом информационного общества?
5. Есть ли в российском обществе люди, неприспособленные к цифровому (информационному обществу)?
6. Куда движется современное общество в техническом и бытовом отношении (связь, образование, общение и пр.)?
7. Боюсь ли я чего-то в современном обществе?
8. Что будет после информационного (цифрового) общества?
Вторая представляет собой рецензию на интернет-проекты «1917. Свободная история» (https://project1917.ru), «Карта истории» (https://kartaistorii.ru), «Прожито» (https://prozhito.org). Рецензия пишется в свободной форме.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень оценочных средств с конкретными примерами представлен в ФОС (см. приложение)
Учебная дисциплина «Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании» в образовательной среде MOODLE Алтайского гсоударственного университета: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1432


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Владимиров В.Н. Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях.: Алтайского ун-та, 2005 elibrary.asu.ru
Л1.2 Н. Н. Серегин Мировые информационные ресурсы: учеб.пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л1.4 Хроленко А.Т., Денисов А.В. Современые информационные технологии для гуманитария: Учебное пособие Издательство "ФЛИНТА", 2007 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. Н. Владимирова, И. М. Гарсковой Круг идей: базы данных в исторических исследований : [сб. науч. тр.] / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики, Ассоциация "История и компьютер" : сборник научных статей Барнаул, Азбука, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт исторического факультета Алтайского государственного университета hist.asu.ru
Э2 Виртуальная экскурсия по Институту истории и международных отношений Алтайского государственного университета http://www.hist.asu.ru/node/1984 new.hist.asu.ru
Э3 Электронная библиотека Ассоциации «История и компьютер» http://library.aik-sng.com new.hist.asu.ru
Э4 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова www.hist.msu.ru
Э5 Журнал «Историческая информатика» (номера за 2017-2020 гг.) https://www.nbpublish.com/e_istinf/ aik-sng.ru
Э6 Журнал «Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании» (архив номеров за 2012-2016 гг.) http://kleio.asu.ru kleio.asu.ru
Э7 Сайт Ассоциации «История и компьютер» http://aik-sng.com www.hist.asu.ru
Э8 Кафедра исторической информатики исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова hist.msu.ru
Э9 Информационные технологии в науке и образовании portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель настоящей учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.
Курс «Информационные технологии в науке и образовании» предполагает изучение магистрантами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов.
На основе изучения данного учебного курса формируются одна универсальная компетенция (УК-1), одна общепрофессиональная (ОПК-1) и одна профессиональная (ПК-3).
Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество».
Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в исторических исследованиях и образовании. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики.
Необходимо также понимать принципиальную разницу между информатизацией науки и информатизацией образования. Несмотря на сближение этих двух сфер и важность быстрейшего «вбрасывания» новейших достижений науки в образовательный процесс, каждая из этих сфер имеет свою специфику. Компьютер в современном образовании не заменяет преподавателя, а расширяет возможности самостоятельной работы студентов, дает им навыки поиска и обработки нужной информации.
При изучении истории исторической информатики следует обратить внимание на то, что эта научная дисциплина является ничем иным, как одной из гуманитарных отраслей прикладной информатики. Историческая информатика имеет междисциплинарный характер и включает в своей состав не только компьютерное источниковедение, но и мощную аналитическую компоненту. По объекту своего исследования историческая информатика частично пересекается с архивной и музейной информатикой.
Важным моментом является изучение соотношения исторической информатики и сравнительно нового направления, связанного с цифровым представлением гуманитарных источников и ресурсов – цифровой гуманитаристики. Необходимо понять, что эти два направления не отрицают, а дополняют друг друга.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде компьютерных презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. Необходимо знать основные формы представления, среди которых компьютерные презентации занимают все большее место. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
Подготовка к экзамену включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для гуманитарной научно-образовательной сферы.