МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.06.01. Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
НаправленностьЖурналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_06_01_Средства массовой информации-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.06.01 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 901)

составлена на основании учебного плана:
42.06.01 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины заключается в обучении аспирантов основам и принципам теоретического и практического освоения информационных технологий; сбора, обработки и анализа фактического материала для научных исследований и повседневной работы журналиста; выработке навыков определения параметров содержания медиатекстов для использования их в научных исследованиях и профессиональной деятельности; закреплении представлений корректности использования информационных технологий в научной и творческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: готовность осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования
ПК-3: готовность использовать знания о специфике журналистской деятельности, базовых принципах функционирования медиасистем и различных видов средств массовой информации / новых медиа, о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности основных и дополнительных программ высшего образования по журналистике; специфику журналистской деятельности, базовые принципы функционирования медиасистем и различных видов средств массовой информации / новых медиа.
3.2.Уметь:
3.2.1.составить программу авторского спецкурса, спланировать и провести лекционное и практическое занятие; выявлять специфику аудитории в потреблении и производстве массовой информации в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками планирования учебного процесса и обеспечения методической документацией основных образовательных программ высшего образования по журналистике; навыками научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации и новых медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в современном мире
1.1. Информационное общество и тенденции развития компьютерной техники и программного обеспечения. Информационная индустрия и СМИ Лекции 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Информационное обеспечение творческого процесса журналиста и вопросы информационной безопасности
2.1. Информационное общество Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Журналист и современные информационные технологии Лекции 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Поставщики информации и агрегаторы новостей Сам. работа 3 6 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Работа с основными источниками и поставщиками информационного контента Сам. работа 3 8 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Системы поиска экспертов Сам. работа 3 6 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Технологии поиска научной информации
3.1. Популярные поисковые системы – Google и Yandex Сам. работа 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Ознакомление с онлайновым ресурсом Сам. работа 3 8 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.3. Метапоисковые системы Сам. работа 3 10 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Computer-Assisted Reporting (CAR). Технологии поиска, сбора, анализа и обработки информации
4.1. Технологический инструментарий журналиста Лекции 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.2. Информационная безопасность Практические 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.3. Поиск по блогосфере Сам. работа 3 15 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Применение информационных технологий в журналистике
5.1. Информационные технологии в научных исследованиях - анализ текстов, контент-анализ, мониторинг и обработка текстовых материалов СМИ и контроль информационных потоков в сетевых СМИ и социальных сетях Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
5.2. Отбор информации и работа с информацией по методике CARS Сам. работа 3 15 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
5.3. Ознакомление с научными поисковыми системами и поисковыми механизмами Практические 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
5.4. Ознакомление с информационными ресурсами сети Интернет Практические 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
5.5. Анализ и мониторинг СМИ Практические 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
5.6. Программные средства Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
5.7. Круглый стол по заявленным темам научных исследований Практические 3 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник , 2020 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573270
Л1.2 Черткова Е. А. Компьютерные технологии обучения: учебник для вузов Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/437244
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рощин С.М. Как быстро найти нужную информацию в Интернете: учебное пособие ДМК Пресс , 2010 https://e.lanbo ok.com/book/1 137
Л2.2 Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика: учебное пособие Аспект Пресс, 2011
Л2.3 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web- ресурсах: практическое пособие Книжный мир, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89693
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал «Журналист» www.journalist-virt.ru
Э2 Свежие котировки новостей https://mediametrics.ru/files/mm.pdf
Э3 Электронная библиотека журналиста http://www.journ-lessons.com/litra.html
Э4 Научное издание «Меди@льманах» http://www.journ.msu.ru/science/pub/media-almanac
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office

Microsoft Windows

7-Zip

AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
403Д 403Д 403Д
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.