Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.06.01. Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело |
Направленность | Журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_06_01_Средства массовой информации-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | Цель изучения дисциплины заключается в обучении аспирантов основам и принципам теоретического и практического освоения информационных технологий; сбора, обработки и анализа фактического материала для научных исследований и повседневной работы журналиста; выработке навыков определения параметров содержания медиатекстов для использования их в научных исследованиях и профессиональной деятельности; закреплении представлений корректности использования информационных технологий в научной и творческой деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02.ДВ.01 |
ПК-2 | готовность осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования |
ПК-3 | готовность использовать знания о специфике журналистской деятельности, базовых принципах функционирования медиасистем и различных видов средств массовой информации / новых медиа, о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности основных и дополнительных программ высшего образования по журналистике; специфику журналистской деятельности, базовые принципы функционирования медиасистем и различных видов средств массовой информации / новых медиа. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | составить программу авторского спецкурса, спланировать и провести лекционное и практическое занятие; выявлять специфику аудитории в потреблении и производстве массовой информации в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками планирования учебного процесса и обеспечения методической документацией основных образовательных программ высшего образования по журналистике; навыками научно-исследовательской и проектной деятельности в области средств массовой информации и новых медиа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационные технологии в современном мире | ||||||
1.1. | Информационное общество и тенденции развития компьютерной техники и программного обеспечения. Информационная индустрия и СМИ | Лекции | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Информационное обеспечение творческого процесса журналиста и вопросы информационной безопасности | ||||||
2.1. | Информационное общество | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Журналист и современные информационные технологии | Лекции | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Поставщики информации и агрегаторы новостей | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Работа с основными источниками и поставщиками информационного контента | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Системы поиска экспертов | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Технологии поиска научной информации | ||||||
3.1. | Популярные поисковые системы – Google и Yandex | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Ознакомление с онлайновым ресурсом | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Метапоисковые системы | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Computer-Assisted Reporting (CAR). Технологии поиска, сбора, анализа и обработки информации | ||||||
4.1. | Технологический инструментарий журналиста | Лекции | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Информационная безопасность | Практические | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Поиск по блогосфере | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Применение информационных технологий в журналистике | ||||||
5.1. | Информационные технологии в научных исследованиях - анализ текстов, контент-анализ, мониторинг и обработка текстовых материалов СМИ и контроль информационных потоков в сетевых СМИ и социальных сетях | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Отбор информации и работа с информацией по методике CARS | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Ознакомление с научными поисковыми системами и поисковыми механизмами | Практические | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.4. | Ознакомление с информационными ресурсами сети Интернет | Практические | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.5. | Анализ и мониторинг СМИ | Практические | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.6. | Программные средства | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.7. | Круглый стол по заявленным темам научных исследований | Практические | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Черткова Е. А. | Компьютерные технологии обучения: учебник для вузов | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Киселев Г.М. | Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник | , 2020 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рощин С.М. | Как быстро найти нужную информацию в Интернете: учебное пособие | ДМК Пресс , 2010 | https://e.lanbo ok.com/book/1 137 |
Л2.2 | Щербаков А.Ю. | Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web- ресурсах: практическое пособие | Книжный мир, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Амзин А.А. | Новостная интернет-журналистика: учебное пособие | Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Журнал «Журналист» | www.journalist-virt.ru | ||
Э2 | Свежие котировки новостей | mediametrics.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э4 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: 1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
403Д | 403Д | 403Д |
410Д | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. |