МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы анализа социальных сетей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
ПрофильПрограммирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_ФИиИТ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Препод., Мицких Д.А.

Рецензент(ы):
к.с.н, Доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы анализа социальных сетей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 808)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев Виктор Валентинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев Виктор Валентинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель изучения данной дисциплины заключается в ознакомлении с проблемой социальных сетей с точки зрения объекта социологического анализа

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ПК-1 Способность демонстрации общенаучных базовых знаний математических и естественных наук, фундаментальной информатики и информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-возможности применения методологии социологии при анализе социальных сетей для восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
-современные методы социологического анализа социальных сетей и способы их применения в экономическом контексте жизнедеятельности общества
3.2.Уметь:
3.2.1.-применять методологию социологии при анализе социальных сетей для восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
-применять современные методы социологического анализа социальных сетей в экономическом контексте жизнедеятельности общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками применения методологии социологии при анализе социальных сетей для восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
-навыками применения современных методов социологического анализа социальных сетей в экономическом контексте жизнедеятельности общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основные направления исследований компьютерных социальных сетей Лекции 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные направления исследований компьютерных социальных сетей Лабораторные 5 4 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные направления исследований компьютерных социальных сетей Сам. работа 5 8 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Структурное направление исследований Лекции 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Структурное направление исследований Лабораторные 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Структурное направление исследований Сам. работа 5 8 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Ресурсное направление исследований Лекции 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Ресурсное направление исследований Лабораторные 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Ресурсное направление исследований Сам. работа 5 8 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Нормативное направление исследований Лекции 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Нормативное направление исследований Лабораторные 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Нормативное направление исследований Сам. работа 5 8 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Динамическое направление исследований Лекции 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Динамическое направление исследований Лабораторные 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Динамическое направление исследований Сам. работа 5 8 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Анализ социальных графов Лекции 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Анализ социальных графов Лабораторные 5 4 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Анализ социальных графов Сам. работа 5 8 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Анализ тональности текста Лекции 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Анализ тональности текста Лабораторные 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Анализ тональности текста Сам. работа 5 6 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.22. Анализ аудио объектов Лекции 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.23. Анализ аудио объектов Лабораторные 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.24. Анализ аудио объектов Сам. работа 5 6 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.25. Анализ видео объектов Лекции 5 2 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.26. Анализ видео объектов Лабораторные 5 4 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.27. Анализ видео объектов Сам. работа 5 6 УК-6, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1.Что такое «социальная сеть»? Определение основных понятий
2.Механизмы, лежащие в основе функционирования социальных сетей
3.Свойства и метрики анализа сетей
4.Основные направления исследования компьютерных социальных сетей
5.Как моделировать влияние на основе информации об участниках
6.Как моделировать распространение влияния
7.Масштабно-инвариантные сети (scale-free networks).
8.Распределение Парето, нормализация, моменты.
9.Закон Ципфа.Граф ранк-частота.
10.Коэффициент кластерности
11.Методы анализа компьютерных социальных сетей
12.Основные направления исследования компьютерных социальных сетей
13..Модели "малого мира".
15.Однопараметрическая модель.
Практические задания
1. Проиллюстрируйте модель Barabasi-Albert.
2. Проиллюстрируйте модель Watts-Strogats.
3. Проиллюстрируйте однопараметрическую модель.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере : учебное пособие Москва : Дашков и К,, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьянов, В. В. Социология массовой коммуникации : учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FB2A2FDC-ED57-4BC1-8F45-90D90432872D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Методы анализа социальных сетей" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
SPSS Statistics 21
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Итоговая работа
Выбор темы социологического исследования должен осуществляться в процессе консультации с преподавателем.
Требования к итоговой работе:
шрифт - Times New Roman, 14 пт
выравнивание – по ширине
интервал между абзацами – 0 пт.
междустрочный интервал – 1,5 строки
отступ первой строки – 1,25
поля: верхнее – 2, левое – 3, нижнее – 2, правое – 1,5
нумерация – внизу страницы по центру
Структура итоговой работы
Часть 1. Программа социологического исследования по теме «…»
Теоретико-методологический раздел программы исследования
Методико-инструментальный раздел программы исследования
Часть 2. Анализ результатов исследования (содержит несколько парагрофов)
При оценивании итоговой работы преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет и экзамен
Студент на зачете и экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет и экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет и экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.